События

Алексей Самолетов: Что делают люди в Молдавии? Уезжают, потому что хотят работать!

Леонид Рябков, "Комсомольская правда в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Известный российский журналист, специальный корреспондент программ «Вести», «Вести-Москва», ведущий программы «Мир на грани», актер и сценарист прилетел в Кишинев по приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3» и побеседовал с корреспондентом «Комсом

«В Москве автомобилей больше, чем сегодня живет в Молдове людей!»

- Я был в Молдавии в середине девяностых годов, мы делали 26-минутный документальный фильм о том, что происходит в стране, как все перемены воспринимают люди, это был предвыборный период кампании Петра Кирилловича Лучинского, - мы сидим с Алексеем Самолетовым в гостиничном баре, пьем кофе, за окном — яркое солнце. - Получился такой очень добрый, очень теплый фильм, мы получили удовольствие от общения с людьми и от того, что здесь происходило.

- Вы успели побывать во многих «горячих» точках, а в Приднестровье не довелось?

- Нет, у ребят было Приднестровье, а у меня в 92-м — Таджикистан. Так что Таджикистана я «наелся» по полной программе. Впрочем, как и Афганистана.

- У нас нет своих собственных космонавтов, зато наша промышленность по полной программе работала на космос. И продукты питания для космонавтов выпускали, и оборудование, и даже карандаши «Кимек»...

- Я никогда не снимаю кино про космос! Я всегда снимаю кино про людей! Они могут быть врачами, космонавтами, летчиками, военными, правителями, беженцами, пленными, заложниками... Это люди, которые существуют в предлагаемых обстоятельствах. Электроника, которую тоже здесь делали, в Кишиневе, тоже использовалась в массе разной промышленности. Но первый вопрос, который я задаю в любом городе, куда я приезжаю: «А что здесь делают люди?» Космос — это все опосредованно, вся страна СССР работала на космос. И добились невероятных успехов! Почему-то мы сегодня перестали что-то делать и пытаемся свою работу переложить на кого-то. Сегодня все сделано в Китае. Но в Китае нет двигателей РД-180! В Китае даже нет двигателей АЛ-121, на которых летали старые советские и китайские истребители! Не могут они сделать этот двигатель! Мне всегда безумно интересно: что люди производят? Идеи какие-то, в чем выражаются результаты этих идей...

- Вы этот вопрос сегодня в Кишиневе задавали? Что вам ответили?

- Страна стала аграрной, народ уехал в Европу, работает в России. Здесь остается порядка 2,5 миллиона человек. Я тут же переспросил: «Это что, чуть больше, чем город Новосибирск?! Это вся страна?!» Если взять Москву, в которой 20 миллионов человек, с учетом приезжих, и количество автотранспорта, то получается, что в Москве машин больше, чем сегодня живет народу в Молдавии! Люди уехали, люди хотят работать! Тем более, когда работа интересная, интересно видеть результаты своих приложенных сил! И когда эти результаты еще каким-то образом взаимодействуют с обществом - это потрясающе!

- Люди уезжают из страны не в поисках любимого дела. Они работают на стройках, нянечками... Они не видят результатов своего труда! Вернее, видят, но эти результаты не могут их устроить .

- Это наша самая большая проблема, которая появилась после распада Советского Союза. Всем казалось, как в сказке про Незнайку, что все вырастет само, что одного цветка хватит на весь Цветочный город, а одного помидора - чтобы прокормить всех. Так не бывает! Самое страшное, что произошло после распада СССР, мы потеряли производство. Худо ли, бедно ли, как сказала мне Валентина Терешкова, да, ели хуже, одевались попроще, но учились и работали! В результате то, что было сделано тогда, дожимаем сегодня. То, что было сделано всем миром...Сейчас пишу сценарий для документального кино про Джо Саттера, самого старого сегодня в мире авиаконструктора, ему почти сто лет. В одном из «синхронов» он сказал: «Мы смотрели на «Боинг-747». «Боинг» - это люди, это мы! Наша продукция — это мы!» Так вот, когда это «мы» начинает работать, тогда все становится на свои места. Мы сегодня дожимаем советский ресурс. Что произошло с нами? Грустный развод...

- В советское время дети поголовно мечтали стать космонавтами, а сегодня не хотят...

- А космонавтом быть крайне тяжело. Не всем же быть космонавтами! Но помечтать-то можно... Опять же, что человек будет делать в космосе? Это тяжелейшая работа! Кто-то из моих знакомых подарил мне фразу о том, что весь мир делится на приобретателей и изобретателей. Когда есть изобретатели, мир движется. Сегодня изобретатели есть, но их надо, что называется, собирать. Собирать, чтобы эти изобретения достигали некоей критической массы, чтобы результатом этого маленького мозгового ядерного взрыва было что-то новое. Жить только прошлым невозможно! А вот как сегодня перестроить собственные мозги, чтобы именно изобретатели главенствовали, а не приобретатели... Просто купи-продай — это неинтересно!

«Меня в четыре года привезли на телевидение, а забрать забыли»

- Трудно ведь сегодня находить деньги на такое документальное кино, которое вы снимаете, некоммерческое...

- В кино любая история безумно дорога! Мы сейчас вынуждены переделать один проект, потому что из-за кризиса вообще нет денег. В этом году мне нужно написать сценарии для трех игровых картин. Есть еще вещи, которые планировались. Но в этом году мы столкнулись с совершенно дикой проблемой! Мы нашли архив, представим, условно говоря, комнату площадью 60 квадратных метров, с полу до потолка заставленую коробками с пленкой. Их двадцать лет никто не трогал. Их надо разобрать, отмочить, отсмотреть, оцифровать... Нет бюджета! Нет бюджета, потому что это дорого! И я знаю, что на этих пленках, но видит око, да зуб неймет. И я умоляю: «Ребята, пожалуйста, только не сделайте ничего с этими пленками!» Я своих денег, когда заработаю, дам... Это же наша история! В фильме, который мы сегодня будем смотреть, есть кадры, которые в мире не видел никто! Они возникли сами по себе, их привезли за неделю до эфира. Случайно, узнав о том, что мы делаем фильм о Гагарине. «У нас тут есть кое-какие пленочки, гляньте, может, вам пригодятся...» И мы получаем цветную хронику американскую, которой ни у кого не было! Первый показ... Просто мы зацепили ту тему, о которой никто не говорил.

- Кстати, вы сыграли эпизодическую роль в картине уроженца Молдовы Николая Лебедева «Легенда №17»...

- Мне позвонил кто-то из режиссеров, у них был дикий затык, они не могли воссоздать телевизионную студию 60-х годов. И, поскольку я вырос на телевизоре, шутили даже, что Самолетова в четыре года привези на телевидение, а забрать забыли. Все на моих глазах происходило, я помню покрашенные эмалью камеры с тремя объективами, стоящие в студии, все эти пульты... Я в восьмом классе мог смело сидеть за режиссерским пультом «Магнолия», знал эту машину, как свои пять пальцев. Так вот, я знаю эту студию хорошо, знаю, как она выглядит, я приехал на «Мосфильм», поговорил с Колей, показал, как все было. Я расставил эту студию, сел режиссером, в кадре я сидел спиной, только раз лицом повернулся... Меня спасает знание! Что в кино, что в жизни. Просто опыт колоссальный, умение просчитывать риски - это мой главный багаж. Если бы не было актерской школы, не было бы 34 лет радио, не было бы свободы существования в кадре в любых условиях, не было бы умения очень точно оценивать предлагаемые обстоятельства того или иного события. Плюс, ко всему прочему, как кто-то из друзей сказал: «Наши четыре класса церковно-приходской школы сегодня равняются трем курсам университета». В нас вталкивали такое количество знаний! я прикинул, что родился меньше чем через двадцать лет после Великой Отечественной войны. Когда был этот пик, «Мы победили, мы сможем все!», все еще были молодые! И вот на этом «мы сможем все!» - пик развития авиации, физики, химии, медицины. Боже мой!

СПРАВКА «КП»

Алексей Самолетов. Один из авторов идеи создания регионального телевидения, которое впервые в России продемонстрировало свои возможности во время путча в 1991 году. С 1992 в качестве военного корреспондента побывал в Таджикистане, Афганистане, Абхазии, Грузии, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане, Чечне. Совместно с МЧС принимал участие в ликвидации ЧС на Сахалине, в Чечне, Дагестане, Афганистане, Колумбии. Вместе с первым экипажем МКС «Альфа» работал в условиях искусственной невесомости.

Автор и ведущий программ об авиации «Под крылом. Самолетов», «МАКС-95», «МАКС-97», «МАКС-99», «МАКС-2001».

Автор сценария документального фильма «Руслан, который объединил мир», попавшего в конкурс Нью-Йоркского фестиваля телепрограмм и фильмов. Фильм посвящён истории создания транспортного самолёта «Руслан». За время работы над документальным сюжетом «Мир на грани» он подготовил и выпустил в эфир 97 документальных фильмов. В 1995 году во время теракта в Буденновске самолетов был в числе журналистов, поменявшихся местами с заложниками. С 2004 по 2013 год - ведущий программ «Радио России». Ведет преподавательскую деятельность.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Самолетов

«Космос – это концентрация всех земных усилий. И не просто потому, что это некая престижная история. Это история, которая невозможна на Земле», - так начал встречу с молдавской…… →

Фото
Видео
Статьи