События

Вера Глаголева: "Главное - разбудить в человеке прекрасные чувства"

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению медиаклуба "Формат-А3" в гостях у вильнюсцев побывала российская актриса и режиссёр Вера Глаголева, которая представила публике свой последний фильм "Две женщины", снятый по мотивам пьесы Тургенева "Месяц в деревне".

Фильм явился плодом сотрудничества российских, французских и латвийских кинематографистов. В этой ленте сыграли такие звезды мирового и российского кино, как англичанин Рейф Файнс, француженка Сильви Тестю, Александр Балуев, Лариса Малеванная, Анна Астраханцева. После завершения просмотра зрители долго награждали режиссера аплодисментами.

- Не могу не спросить, почему вы выбрали для экранизации Тургенева, а не модного нынче Достоевского?

- Ну, сейчас за русскую классику практически никто не берется. Слава богу, что такие шедевры, как "Дама с собачкой" Хейфица или "Дядя Ваня" Михалкова-Кончаловского ещё показывают по каналу "Культура". Сейчас мы испытываем острую нехватку произведений, которые ориентируют нас на выстраивание нравственных, моральных ценностей. Без них человек деградирует, и мы бессильно наблюдаем, как миру сходит потихоньку с ума. И вот в такой атмосфере мы взялись за Тургенева. Тургенев с его волшебным чувством русского языка, любовью к русской природе, с его возвышенным отношением к женщине даёт огромные возможности и при погружении в текст открывает новые горизонты. Мне кажется, что до сих пор многие современные девушки мечтают в душе быть тургеневскими барышнями. Мы делали фильм для людей, которые способны оценить красивое атмосферное кино, ведь главное - разбудить в человеке прекрасные чувства. После просмотра фильма в огромном зале никто не ушёл. Люди хотели высказаться, сказать добрые слова. И это везде так, куда мы привозили свой фильм, хотя кинотеатры брали его без особого желания.

- Ко всем прочим достоинствам фильм необыкновенно красив и, кажется, продуман до мелочей.

- Так и есть. Снимали мы его в Смоленской области в Новоспасском, усадьбе М.И.Глинки. Пейзажи, образы, сцены крестьянской жизни навеяны работами наших замечательных художников ХIХ в. Алексея Венецианова, Григория Сороки. Мы использовали подлинный реквизит, что-то брали из частных коллекций. Наряды героинь были сшиты из натуральных тканей, сохранившихся в коллекциях старинных английских ткацких фабрик. Даже томик Вольтера, откуда читает отрывок одна из героинь, середины ХIХ в. Кто понимает, почему мы с такой любовью воспроизводим эту ушедшую эпоху, которая была необыкновенно щедра в России на писателей, поэтов, художников, композиторов, формировала особенную прослойку интеллигентных благородных людей, тот считывает наше послание и узнает что-то для себя главное.

- Как вам удалось заполучить в фильм выдающегося британского актёра Рэйфа Файнса - звезды оскароносного фильма "Английский пациент" и других шедевров мирового кинематографа?

- Это была мечта. Никто даже не подозревал, что удастся его уговорить, хотя он очень любит русскую классику, играл в театре Онегина, учил русский язык. Был знаком и с творчеством Тургенева. Мне повезло, что он побывал на международном просмотре моего фильма "Одна война" (о трагических судьбах русских женщин, подвергшихся во время войны насилию немецких солдата и родивших от них детей). Тогда, видимо, и решил, что с нами можно иметь дело. Ему пришлась по душе роль Михаила Ракитина, которую он разучил на русском.

- Не отпугивал его акцент?

- Он был абсолютно органичен. Природный аристократизм, такт и благородство, главные качества тургеневского героя, - все это есть в актёре. По-моему, сегодня из актёров мирового уровня он единственный сочетает в себе эти три качества. Моя любимая сцена - когда он гуляет с Натальей Петровной, и она ему вскользь говорит, что его чувства её абсолютно не волнуют. Надо видеть в этот момент его глаза, в которых отразилась вся трансформация чувств. Из человека, счастливого от того, что находится рядом с любимой женщиной, он превращается в несчастного, разочарованного. Всего секунда отделяет счастье от трагизма. Мало кто из актёров способен так передать внутренние движения души.

- В 80-е годы ваша актёрская судьба сложилась очень удачно. Вы дебютировали в культовом фильме Нахапетова "На край света", особенно полюбились зрителям за роль в фильме "Выйти замуж за капитана". Ваши героини в кино и театре были современными, хрупкими и очень женственными. В ролях классических героинь вам тогда не удавалось выступить?

- Я играла, конечно, но классика уже не была востребована в театре. В конце 80-х я играла в постановке Карасика "Без солнца" ("На дне" Горького). Там был потрясающий актёрский состав: Смоктуновский, Петренко, Глузский. Но этот, как и многие другие классические спектакли, критики не заметили. Мне очень важно, чтобы именно сегодня мы вернулись к веку Тургенева, когда произошёл небывалый взлёт искусства, русского языка, менялась атмосфера, создавалось свободное общество. Росла и крепла великая страна. То, что случилось с Россией в 1917 г., - величайшая трагедия. В одночасье не стало ничего. Сколько людей потеряли все! В том числе рухнул маленький мир благородных людей, способных к самопожертвованию ради любви и дружбы, о которых мы в фильме рассказали на примере одной дворянской семьи. Сколько художников, писателей с трудом зарабатывали на пропитание в эмиграции. Великий Коровин в Париже рисовал и продавал на набережной натюрморты. Мне хотелось, чтобы мы еще раз почувствовали, что потеряли.

- Раз мы заговорили об эмиграции, то и сегодня многие творческие люди уезжают. Уехал ваш первый муж Нахапетов, уезжали и вы. Легко ли состояться русскому творческому человеку за рубежом?

- Что касается меня, то я в Швейцарии рожала свою третью дочь, радовалась размеренной домашней жизни, занималась материнскими хлопотами, покупками. Наверное, из состоявшихся актёров, режиссёров мало кто находит себя за рубежом. А с другой стороны, надо к этому проще относиться. Моя героиня из пьесы "Поза эмигранта", научный работник московского НИИ, вынуждена мыть полы в Израиле и тоскует по кругу общения, Третьяковке. А более молодая героиня спокойно обходится без Третьяковки, легко приспосабливается. Но для нашего поколения, связанного с жизнью своих родителей, могилами предков, многое из прошлого имеет значение, не позволяет вырваться из того круга. Когда ты переносишься в другую страну, то не можешь взять с собой свой круг.

- А как складывается судьба ваших дочерей?

- Старшая, Анна, - балерина в Большом театре, сейчас подумывает о драмтеатре. Снялась в одном моем фильме. Сейчас играет у Романа Виктюка в пьесе о Рудольфе Нуриеве балерину. Средняя, Мария, - компьютерный график. Училась в Америке, там вышла замуж, но вернулась в Москву. А вот младшая, Настасья, сейчас в Америке и счастлива в любви с хоккеистом Сашей Овечкиным.

А я 25 лет счастлива с мужем Кириллом. Может, дочери смотрят на нас и тоже стараются, чтобы их брак был счастливым.

- Вы из актрис ушли в режиссёры. Почему? Ведь это профессия, требующая мужской хватки и волевого характера.

- Уже в 1990 г. я поставила фильм про безработных актёров "Сломанный свет", хотя моя собственная актёрская карьера тогда как раз шла в гору. Были и другие фильмы. А вот когда я поставила картину "Одна война", отмеченную многими международными призами, то поняла, что получила право считать себя режиссёром.

- Нежеланные дети войны - страшная тема. В Норвегии детей, рождённых от немецких солдат, искалечили в специальных детских домах тюремного типа, во Франции над их матерями издевались, а детей отнимали и лишали имен. Может, это мировая проблема и трагедия?

- В каждой стране свои режиссёры, свои темы, влезать в которые неправильно. Нужно, чтобы ты говорил о том, что пережили поколения в твоей стране. Про французских женщин я узнала, когда в Орлеане показывали мой фильм, и женщина, которая работала в кинотеатре, подошла со слезами на глазах и рассказала, как здесь же, рядом с кинотеатром, в 1945-м женщин, общавшихся с немцами, собрали на площади в круг, избивали камнями и брили. Ей тогда было 6 лет. На неё нахлынули воспоминания, и это было самым дорогим впечатлением от картины… У нас, правда, немного другая история. Может, француженки сами вступали в связь за деньги, еду или были не против. Наши героини - жертвы насилия. Трагическая судьба у всех. И о наших драматических историях нужно рассказывать как можно больше, чтобы каждый знал о совершенных несправедливостях, о безжалостной к своему народу эпохе, о тиране, который выкашивал лучших людей целых поколений. Жутко слушать речи о величии Сталина, когда одного доноса было достаточно, чтобы по его воле уничтожить человека. Нужно, чтобы об этом говорили громко именно потому, что многие хотят забыть. Но чтобы бить в колокола о трагических страницах истории нашего народа, требуется много сил. Мне легче существовать в прошлом.

- Какой фильм вам бы хотелось сегодня поставить?

- Наверное, поставить фильм о Тургеневе и Виардо. Это были очень сложные отношения. Я думаю, что в уста Ракитина он вложил свои сокровенные мысли о том, что любовь - не такая сладость, как думают молодые, а нежные женские ручки умеют крепко брать за горло. И в то же время без неё он не мог быть счастлив. У Тургенева был роман с сестрой Льва Толстого, дело уже шло к обручению, когда он вдруг неожиданно оборвал отношения, объявив, что не соответствует её идеалу. Вся сложность его личной жизни заключалась в том, что и Полина Виардо состоялась как певица и не хотела что-то менять. Это был во всех отношениях сложный узел сплетений судеб.

- Может, Полина немного опасалась его? Слава о необузданных русских богачах в те времена широко распространялась по Парижу.

- Может быть, но Тургенев был настолько "западник", что из русских черт у него уже мало что осталось. На самом деле он отстаивал своё право на свободу, к которой всегда стремился.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Вера Глаголева

В год российского кино Международный медиаклуб «Формат - А3» пригласил в Вильнюс известную актрису и режиссера, народную артистку России Веру Глаголеву. 15 марта она приняла участие в…… →

Фото
Видео
Статьи