События

Как пригодиться этому миру по Николаю Лебедеву

Татьяна Астахова-Синхани, газета «ПРИДНЕСТРОВЬЕ» Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Октябрь. Мы снимаем «Экипаж». Была выстроена огромная декорация на продуваемом всеми ветрами аэродроме. И вдруг пошли дожди, а потом и снег. И я выходил на площадку, ночь, и метет метель, а нам нужно снимать. И необходимо было проявить огромное мужество, чтобы, как мой оператор, сказать: «Это снег? Не-ет, это пепел. Давай снимать». И мы снимали».

Николай Лебедев, режиссер.

 

Это стало событием не только для приднестровских киноманов, но и для рядовых зрителей современных фильмов. Было объявлено, что к нам едет Николай Лебедев, российский режиссер, известный такими нашумевшими фильмами, как «Волкодав», «Легенда №17», «Звезда». Также организаторы встречи с режиссером заявили о последующем показе его новой, только что снятой картины «Экипаж». Большой зал кинотеатра «Тирасполь» наполнился за считанные минуты, но люди все шли и шли, рассчитывая найти свободное местечко. И находили. Тут же было организовано несколько десятков приставных мест, и встреча началась.

Всякий раз, идя на встречу, мы, журналисты, стараемся заранее узнать о своем герое как можно больше. И если говорить о Николае Лебедеве, то интересно было узнать, что родился он в 1966 году в городе Кишиневе, учился на факультете журналистики Молдавского госуниверситета, работал в газете «Молодежь Молдавии» и на телевидении. В начале 90-х переехал в Москву, окончил отделение сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. Обучался в киношколе Александра Митты. Снял 12 картин. Дважды стал лауреатом Госпремии РФ – за фильмы «Звезда» и «Легенда №17». А приехал в эти дни он впервые после долгого отсутствия на Родине. Приехал сначала в город детства, Кишинев, побродил по знакомым улицам, зашел во двор, где вырос. Николай нашел свой дом, он так же стоит, но все вокруг другое. Он даже встретил девочку, с которой дружил. Рассказывает, что это всегда сложно – возвращаться в места своего детства, возникает щемящее чувство. Однако вернемся ко встрече с режиссером в Тирасполе.

 

О показе

 

Начну с конца. С показа. Я не кинокритик, я всего лишь любитель хорошего кино. И как любитель скажу, что фильму «Экипаж» удается достучаться до сердец разных людей. За мной на просмотре сидела компания молодых ребят с попкорном, комментировали все, что видели вокруг, хохотали. Начался фильм, смешные моменты, интересные диалоги. А потом стали разворачиваться трагические события, зал затих, и вместе с залом – мои соседи. Я повернулась на мгновение и увидела на их щеках слезы. И этого уже было достаточно для меня, чтобы определить фильм в разряд кино, которое стоит смотреть. Картина рассказывает о талантливом молодом летчике Алексее Гущине (Данила Козловский), который не признает авторитетов, предпочитая поступать в соответствии с личным кодексом чести. За невыполнение абсурдного приказа его выгоняют из военной авиации, и только чудом он получает шанс летать на гражданских самолетах. Он становится вторым пилотом-стажёром на Ту-204 СМ под руководством опытного и сурового командира экипажа Леонида Зинченко (Владимир Машков). Но и здесь перед ним постоянно встает выбор: поступить по инструкции или по-человечески. Вскоре новоиспеченной команде предстоят настоящие испытания – во время полёта в Юго-Восточную Азию экипаж получает сообщение о начавшемся землетрясении на одном из островов. В этом рейсе от слаженности их действий будут зависеть жизни сотен людей. Конечно, этот рассказ о картине – «в двух словах». Конечно, там намного больше деталей важных и характеров ярких. Внутреннего конфликта. Как по мне, этот фильм не о катастрофе вовсе, а о порядочности человеческой, о настоящем героизме, о сложности выбора, с которым мы сталкиваемся каждый день: поступить «по инструкции» или по совести. Этот фильм о настоящих ценностях – о любви, о семье. О том, как ценна и скоротечна жизнь, и важно уметь рассмотреть в ней за ненужным и наносным главное. И все дело именно в этом, а не в спецэффектах и современных съемках, которые, конечно, делают фильм зрелищным.

 

О Тирасполе

 

На сцену вышел худощавый мужчина в джинсах, джинсовой куртке и кедах. И стало немного не по себе от мысли: а сможет ли он удержать внимание такого огромного зала? Он смог. С первой и до последней секунды более одного часа. Николай Лебедев говорил негромко, не вычурно, держал себя просто и предлагал задавать при желании даже провокационные вопросы. Таких вопросов не было, да и вообще каких-то принципиальных вопросов не прозвучало. Люди пришли увидеть, услышать мастера, пообщаться, прикоснуться к миру большого кино. Николай Лебедев оказался гениальным рассказчиком, его слушали, затаив дыхание. Он, видимо, обладает каким-то секретом, что умеет так заворожить огромный зал из более чем 500 человек. Мягкий тембр голоса, доступность и минимум специальных терминов, тонкий юмор, вплетенный в рассказ. Рассказ не о кино столько, сколько о жизни через кино, о стремлениях человеческих, страхах, преодолении и, конечно, о порядочности. Николай Лебедев показался мягким, тонким и интеллигентным человеком, но невероятно целеустремленным при этом. Он говорил и о нас: «Я рад оказаться в вашем замечательном городе, потому что я очень давно его люблю. Когда-то, когда я жил в Кишиневе и работал в газете «Молодежь Молдавии», я очень часто и сознательно брал командировки в Тирасполь, поскольку это было мое любимое место, куда мне нравилось приезжать. Я всегда чувствовал себя здесь свободно и легко. Здесь всегда были самые красивые девушки, самые улыбающиеся люди, здесь всегда были цветы. И я очень рад увидеть, что ничего не изменилось. Город так же прекрасен. Я понимаю, как непросто вам приходится его удерживать в своих теплых руках».

 

О «Звезде»

 

Николай Лебедев рассказал, что «Звезда» стала для него неожиданной картиной. Это экранизация повести Эммануила Казакевича. Николай читал эту повесть в детстве и очень ее любил. Как признается режиссер, она романтическая, прозрачная, светлая, но ему никогда не приходило в голову, что он ее экранизирует. Однажды от Карена Шахназарова, директора «Мосфильма», режиссера и продюсера, поступило предложение снять этот фильм. И Николай Лебедев подумал, как важно, возвращая эту тему на экраны, рассказать о тех мальчишках, о том поколении, которое ушло со школьной скамьи на войну и не вернулось. «Я испытываю какую-то генетическую тоску по этим людям. У моего отца вся семья была разбита войной, мой дед погиб под Харьковом, мой дядя погиб под Веной. И я понял, что не могу не рассказать эту историю», – делится гость. Главной идеей было пригласить на роли разведчиков именно юных ребят. И вот на «Мосфильм» стали идти молодые артисты. Им всем было 20-22 года. Работая над отбором актеров, Николай понял, насколько война больная тема для каждого из них. У каждого в семье случились военные потери. Но это был вопрос не просто информации, это был вопрос фантомной боли.

 

Об «Экипаже»

 

Месяц назад Николай Лебедев вынырнул из сложнейшего проекта. Говорит, что безумно мечтал снять такую картину. В 79-м году он увидел на большом экране фильм Александра Митты «Экипаж». Признается, это самый любимый фильм его детства и юности. Еще школьником, после фильмов Митты, он садился за последнюю парту и писал сценарии, прячась от учительницы. А потом снимал на 8-миллиметровую пленку маленькие вагончики, которые поджигал вместе с друзьями, опрокидывал и делал вид, что снимает фильм-катастрофу. «Прошло время, много времени, – рассказывает режиссер. – Мне позвонил продюсер фильма Леонид Верещагин и сказал: «Снимите «Экипаж». Я ответил: «Ни за что на свете!». Он не знал, что «Экипаж» Митты является моей любимой картиной, поэтому он продолжал легкомысленно настаивать на том, чтобы я снял этот фильм. К уговорам подключился Никита Сергеевич Михалков. И сопротивляться было все сложнее. Я отправился к человеку, которого очень люблю, – к Митте. Он выслушал идею и спросил, неужели я собираюсь отказываться. «Даже не думай, – сказал Митта. – Берись, я тебя поддержу». Тех, кто ждет, что наша картина – это ремейк фильма Митты, боюсь, разочарую. В нашем фильме нет тех героев, тех человеческих историй, тех проблем. Тех, кто ждет, что это кино не ремейк того «Экипажа», боюсь, тоже разочарую: в нашем фильме есть некие сюжетные повороты, которые отсылают к фильму Митты. В картине есть и сам Митта – он снялся в небольшой роли, в одном кадре всего. В фильме также есть актриса, которую я просто обожаю, в которую я влюбился раз и навсегда еще в том «Экипаже», – Александра Яковлева. К несчастью, Александра ушла из кино в 90-е годы, когда все развалилось. Она сильная женщина, она резко изменила свою судьбу, и казалось, что больше никогда не вернется в кино. Но не тут-то было. Я отыскал ее, мы встретились, она долго отказывалась. Роль небольшая, но мне было важно, чтобы Александра появилась в нашей картине. У вас может возникнуть вопрос: насколько реальны события, которые происходят на экране? Я не летчик. У меня тесть – летчик. Он 35 лет отлетал. И он мне сказал: «Такого не бывает». Но у нас были консультанты из «Аэрофлота». Инструктор, который воспитывает командиров воздушных судов, летающий человек. И потрясающая женщина. Когда она выпорхнула из машины, приехав ко мне в студию, я решил, что это артистка пришла пробоваться на роль. А оказалось, это командир воздушного судна. И вот они в один голос сказали: «В авиации возможно все».

 

О «Легенде №17»

 

Из зала прозвучали слова благодарности за картину «Легенда №17», любимую картину многих приднестровских мальчишек, картину-воспитатель. Николай Лебедев признался, что никогда не только не играл в хоккей, но и не видел ни одного матча. Снять историю о хоккее ему предложил продюсер Леонид Верещагин. Из года в год он присылал Николаю сценарии о хоккеисте Харламове. Лебедев читал эти сценарии, они были разные, всегда хорошие, но пересказывали биографию человека. И когда в очередной раз Верещагин дал Лебедеву очередной сценарий, тот взял его почитать только из уважения. И вдруг понял, что у него по щекам текут слезы, и почувствовал такую вовлеченность в историю, что перестал считать страницы. Читал историю невероятного человека, потрясающей личности. И это была не история Харламова, это была история тренера Тарасова. «Я узнал в этом человеке черты характера своего отца. Во взаимоотношениях Харламова и Тарасова я узнал взаимоотношения мои с отцом. Это не значит, что на экране я и мой отец, но это значит, что всякий раз, когда режиссер берется за какой-то проект, каким бы далеким он ни казался, он всегда подключает себя через свое прошлое, через свою память, через свои боли и радости», –говорит режиссер. Данила Козловский, который сыграл главную роль, не был в числе не то что первых, но и последних кандидатов на эту роль. Но он приезжал из Питера несколько раз в неделю и репетировал, придумывал вместе с режиссером, как сделать роль. При этом Данила параллельно играл и репетировал в театре, по утрам ходил в спортзал, а вечером – на лед, чтобы овладеть навыками хоккейной игры.

Лебедев хотел снимать Машкова в роли тренера Тарасова, но в тот момент что-то не совпало, и Машков отказался. Режиссер обратился к актеру, который по всем параметрам не подходил на роль эту, – Олегу Меньшикову. Лебедев вспоминает: «В кабинет вошел такой яркий, полетный, гарцующий актер, с распахнутой улыбкой. Мы поговорили, я ему объяснил, как я вижу эту роль, и он с этой же улыбкой упорхнул. И через время мы встретились с ним и Данилой Козловским, стали читать сценарий. И тут произошло обыкновенное или необыкновенное чудо – куда делся этот полетный, блистающий актер? Передо мной сидел мрачный, сильный, тяжелый, суровый тренер Тарасов – сразу стало понятно: Меньшиков и никто другой. Олег рассказал историю человека не внешними красками, но он воспроизвел глубину, силу характера своего героя до такой степени, что дочь Тарасова, сама спортивный тренер, посмотрев картину, была потрясена. После просмотра фильма она вышла из зала и поклонилась Меньшикову и мне. И это была самая высокая оценка, на которую мы могли претендовать».

 

Под занавес Николаю Лебедеву задали вопрос об умении предвидеть популярность картины. И режиссер ответил так, что и добавить нечего: «Если вы не любите историю, которую рассказываете, если она вас не волнует, ничего не получится. Никакой бюджет вам не поможет, никакие артисты. Когда я взялся за «Звезду», это была самая немодная тема на белом свете. Но я понимал, что не могу не рассказать эту историю. А дальше, когда картина вышла и к ней возник вдруг интерес, все решили, что я точно высчитал тему. Я рад бы высчитать, но не умею. «Легенда № 17». Жанр спортивной драмы был самым непопулярным в нашем кино. Но меня в самое сердце ранила эта история. Картина эта не о спорте, а о том, что в самом начале пути каждый сталкивается с непониманием и каждый хочет реализоваться. И она оказалась близка многим. Но это тоже не было расчетом. Если ты делаешь дело, которое любишь не ради наград, регалий и статусов, то рано или поздно ты пригодишься этому миру».

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Николай Лебедев

Известный российский кинорежиссер приехал в столицу Республики Молдова по приглашению общественной организации Dialogum и при содействии Международного медиа-клуба «Формат-А3». 10 мая в…… →

Фото
Видео
Статьи