События

11.05.2016, Латвия, Рига

Сергей Пускепалис

Фото

10 мая в рамках проекта «Культурная линия» в Ригу приехал заслуженный артист России актер театра и кино, театральный и кинорежиссер Сергей Пускепалис. По дороге из аэропорта гость посетил памятник героям-Освободителям в Парке Победы, где накануне грандиозно отмечали 9 мая – Сергей был приятно удивлен и тронут тем огромным количеством цветов, которыми была усыпана вся площадь перед монументом.

Встреча с Пускепалисом прошла на следующий день, 11 мая, в независимом молодежном театре «ОСА» (Общество Свободных Актеров), созданном силами рижских актеров – выпускников Ярославского театрального института. Что весьма символично – поскольку Пускепалис несколько лет прожил в Ярославле, где возглавлял легендарный театр им. Федора Волкова.

Зал «ОСЫ» в этот вечер был полон. Пообщаться с Сергеем пришли журналисты, молодые актеры из Рижского русского театра им. М. Чехова, участники молодежных театральных студий, педагоги и, разумеется, завсегдатаи клуба «Культурная линия».

Началась встреча с просмотра отрывков из фильмов, в которых снимался Сергей Пускепалис. Также была представлена документальная картина «Написано Довлатовым», которую от имени писателя Сергей озвучивал, и фильм «Клинч», в котором Сергей впервые выступил в качестве кинорежиссера.

Что касается символических переплетений с Ригой и рижанами – таковых в судьбе Пускепалиса в течение этого вечера было обнаружено множество. Так, например, выяснилось, что несколько лет назад Сергей вел переговоры с дирекцией Рижского русского театра им. М. Чехова на предмет постановки, а задолго до этого он познакомился с легендарным главрежем Рижского ТЮЗа Адольфом Яковлевичем Шапиро, который подарил ему в память об этой встрече четырехтомник Эфроса… Был Сергей в Риге и на гастролях с Саратовским ТЮЗом, когда он возглавлял этот театр. И, наконец, совсем недавно Пускепалис закончил сниматься в новом кинопроекте Валерия Тодоровского «Частица вселенной» вместе с экс-рижанкой Яной Сексте, с которой у него сложились очень теплые творческие отношения – латвийско-литовская дружба.

-- Я был приглашен в Ригу компанией замечательных журналистов, которые интересуются жизнью в России. Мы с вами говорим на одном языке, и в знак своей признательности я с удовольствием поделюсь с вами всем, что вас интересует, -- начал разговор Сергей. – И первым делом рассказал рижанам о людях, оказавших огромное влияние на его творческое становление – Дмитрии Киселеве – своем педагоге в Саратовском театральном училище и легендарном Петре Фоменко, у которого он учился в ГИТИСе на факультете режиссуры.

Много вопросов было о первом фильме Сергея «Простые вещи», в котором его партнером был Леонид Броневой. Перед встречей Пускепалис специально прошел по Старой Риге – по тем местам, где снимали картину «17 мгновений весны», юбилей которой как раз отмечался в эти дни. Он рассказал участникам встречи о дружбе с Броневым, который блестяще сыграл Мюллера, о своем отношении к этой картине и вообще к кино о войне.

Сергей рассказал, как снимался в «Битве за Севастополь» – его эпизоды снимали как раз 9 мая 2014 года в Киеве. Но самой дорогой для него в этом смысле остается картина Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» по книге Василия Гроссмана.

-- Вы знаете, снимаясь в этом фильме, когда полтора месяца мы находились в условиях, приближенных к правде той войны и, несмотря даже на то, что свободное время проводили в утепленных помещениях и по ночам спали в гостинице -- все равно после каждого съемочного дня, принимая душ , мы просто выбивались из сил в буквальном смысле. А если представить, что мы бы ночевали в этих окопах и при этом были вынуждены бы драться и выполнять приказы – для меня это просто немыслимо! Я не понимаю, как эта Победа произошла! Какими усилиями она была завоевана???!!! Значит, оно действительно было ДОБРО, раз оно победило зло. Потому что все было против того. И командиры в советской армии встречались «определенные», и обстоятельства – все было против Победы. Но она состоялась. И это действительно Великая Победа. И я даже ничего не хочу сейчас политизировать . Достаточно сказать просто – это Победа добра над злом. Победа человеческого духа над попыткой человека унизить и через это добиться своих целей. Причем на всех уровнях. Для меня эта Победа святая.

Это картина, которая помогает людям понять, что нужно друг к другу бережнее относиться – именно на таких историях остро осознается ценность человеческой жизни.

Коснувшись разработки темы войны в искусстве, Сергей порекомендовал зрителям прочитать исторический роман американского писателя Джонатана Литтелла «Благоволительницы». Книга написана от лица офицера СС и рассказывает о войне с начала военных действий в СССР в 1941 году и до падения Берлина – глазами немца.

Конечно же, журналистов интересовала и творческая биография гостя.

-- Моя творческая жизнь поначалу складывалась достаточно неровно. Но о том, что не складывалось, я сейчас вспоминаю с огромным удовольствием, потому что ни что так не закаляет, как неуспехи. Потому что именно через переживание своих неуспехов человек понимает - действительно ли он занимается своим делом, или нет.

На курс Фоменко я поступил в зрелом возрасте – в 33 года. Дипломный спектакль ставил в театре Геннадия Хазанова. Роли в этой постановке исполняли Невинный, Лановой, Максакова… Поначалу я пытался ими управлять, а потом это плохо стало получаться, и я уехал в Магнитогорск главным режиссером…

Ценность тех или иных контактов в своей жизни человек, как правило, начинает понимать по прошествии времени. Только со временем приходит осознание того счастья, которое дало тебе это общение. Самое первое, что меня привлекает в людях, в том числе в моем самом главном учителе Петре Наумовиче Фоменко – это восторг жизни! И люди, с которыми мои встречи перерастали в более близкое общение, все обладали и обладают этим качеством.

Журналисты, конечно же, поинтересовались у Сергея его литовскими корнями и его отношениями со своими коллегами-литовцами.

-- С коллегами-литовцами общаюсь с теми, которые много снимаются в России или возглавляют главные театры нашей страны. В частности с главным режиссером театра им. Маяковского Карбаускисом, который мой однокурсник, а также с главой театра им. Вахтангова Римасом Туминасом. А что касается моей фамилии – в переводе с литовского она означает Полбуханкин.

-- А что вы чувствуете, когда слышите очередной недобрый отклик из Литвы в адрес России, и как, на ваш взгляд, можно было бы вернуть тепло между родными для вас странами?, -- последовал вопрос из зала.

-- Ну, вот я сейчас поеду из Риги в Каунас к своим родственникам – и мы начнем возвращать это тепло! Они уже столы накрывают, готовятся, -- отшутился Пускепалис. – Если докладывать вам о ситуации в моей Литве – везде все по разному. В деревне одна ситуация, они там проще, они работают, в городах она совершенно другая в силу информационного пространства. В деревне мыслят просто – они не понимают, что происходит. Я когда привез своих товарищей в Литву, они ахнули: «Если бы русские так ответственно работали и за такие крошечные деньги – рай бы в России наступил уже давно!» И причиной тому природная склонность к порядку, к чистоте, к перфекционизму. Со мной, например, в армии никто не хотел ни на какие работы ходить – потому что пока я не доделаю, я не уйду. Меня уговаривали: «Да, не делай ты этого, нам дали это задание, чтобы просто его дать, чтобы занять наше время...».

И вот моя сестра, будучи научным сотрудником, выращивает сейчас клубнику и каждый день возит ее на рынок. Ей плевать на всю политику, она должна работать и работает там, где это возможно. В этом плане литовцы неубиваемые.

Конечно, обидно немного за Литву. В Советском Союзе, скажем, к литовцам относились с пиететом. Нас там как-то выделяли. А вот недавно я приезжал сниматься в Лондон, встречался там с рабочей группой на площадке, хотел что-то переставить с места на место и мне говорят: «Да не трогай ты, сейчас литовцы придут и все сделают!» У меня внутри аж екнуло: «Да, я сам литовец, я вам сам всё сделаю». А брат мой двоюродный, который живет в Англии, хитрый – быстро выучил и русский, и английский. Неплохо живет. Работает старшим помощником младшего дворника. Пытается крутиться и выжить. И дай Бог ему и всем, кто вынужден уезжать из страны на заработки, благополучия.

В России к литовцам и латышам по-прежнему относятся с чувством уважения. И когда литовцы приезжают в Россию, перед ними открыты все двери. Помимо того, что главные театры страны возглавляют литовцы, диктор Российского телевидения Мацкявячус – литовец, Новосибирский симфонический оркестр возглавляет Ринкявичус… И когда меня спрашивают, а почему среди литовцев так много режиссеров, я отвечаю: «Это один из наших национальных промыслов».
По окончании вечера зрители еще долго не расходились – фотографировались с гостем на память, просили автографы, задавали личные вопросы. Руководители театра ОСА обсудили с Сергеем
возможность сотрудничества и договорились, что он поможет им в установлении творческих контактов с российскими коллегами. Из Риги Сергей отправился в Литву навестить родственников, а оттуда в Петербург на кинофестиваль «Виват,Россия!», где будет представлен его режиссерский дебют – фильм «Клинч».

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*