События

Полбуханкин. Сергей Пускепалис о Дне победы, отношениях литовцы-русские и душевной гигиене

Кристина Худенко, rus.DELFI.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

"Ощущение от недружелюбных высказываний из Литвы в адрес России примерно такое, как если в компании у кого-то вдруг возникли проблемы с желудком — хочется отвернуться и сделать вид, что не заметил", — признался российский актер Сергей Пускепалис на встрече с рижскими зрителями, после которой отправился на родину отца в Каунас. Он уверен, что такие настроения раздуваются политиканами, а среди простых литовцев и россиян вражды нет.

В Ригу российский актер и режиссер, обладатель множества международных наград, в том числе "Серебрянного медведя" Берлинского кинофестиваля за роль в картине "Как я провел этим летом", приезжал по приглашению клуба Kultūras linija. Перед встречей со зрителями Сергей Пускепалис прошелся по местам Старой Риги, где снималась одна из его любимых картин — "17 мгновений весны". Вспоминал, как в детстве сильно переживал за Штирлица (Вячеслав Тихонов), когда Мюллер (Леонид Броневой) произносил "А вас, Штирлиц, я попрошу остаться". Позже, снимаясь с Броневым в картине "Простые вещи", Пускепалис попросил актера повторить роковую фразу — и страх за Штирлица как рукой сняло.

Публикуем самые интересные рассуждения Сергея Пускепалиса.

О корнях.

Моя фамилия с литовского переводится, как "полбуханкин". Мои тетя, двоюродные братья и сестры живут в Каунасе — меня там всегда с нетерпением ждут в гости. Я и по-литовски "бишки" могу… Если бы не война, которая перемешала на территории Советского Cоюза, меня бы, наверное, на свете и не было. Как бы иначе в одном месте оказались литовец и болгарка из бессарабского села?

Отец закончил Каунасское финансовое училище, в 1950 году был одним из первых призван в Советскую армию — в Сталинград, а когда вернулся на родину, как знающий русский язык был отправлен на работу в военкомат. Причем первым же распоряжением призвал своего брата — дядю Ческу. За что был проклят родственниками. Когда дядя Ческа вернулся в зеленой фуражке с погонами — все женщины были его, и он благодарил отца. В 1957 году отец покинул Литву — за ним началась охота, как в фильме "Никто не хотел умирать" ("лесные братья" расправлялись со ставленниками советской власти, — прим. Ред.).

У мамы всю семью убили нацисты-румыны — она попала в детдом. Когда выросла, пошла на курсы маляров-штукатуров, где ее обучал пленный немец. С отцом они познакомились, работая на сахарном заводе, а потом поехали на Чукотку строить атомную электростанцию…

О недружеблюбных высказываниях из Литвы в отношении России. Ощущение от них примерно такое, как если в компании у кого-то вдруг возникли проблемы с желудком — хочется отвернуться и сделать вид, что не заметил. Никакой злобы и ненависти у меня это не вызывает. Это все политики раздувают, точнее — политиканы. Причем в городе — одна ситуация, которая больше зависит от информационного поля. В деревне все проще, там люди, простые трудяги, понимают, что молоко столько стоило, а сейчас вообще нисколько не стоит. Или, скажем, мой родственник управляет заводом, который делает сверла. Если раньше они хорошо продавались, то сейчас — некуда их продавать.

Как-то я привез в Литву своих российских товарищей, они говорят: если бы русские так работали да за такие деньги, то рай бы наступил уже давно! Есть у литовцев склонность к порядку, чистоте, перфекционизму. Со мной в армии никто на вахту не хотел ходить — знали, что пока я все не доделаю, не уйду, мне плохо просто. И я приезжаю в Литву, смотрю, как они стараются, трудятся… Они не убиваемы!

Признаюсь, меня немного расстраивает изменение отношения к литовцам. Помню, из армейской "учебки" меня направили в водолазы, что на армейском языке именовалось"король воды, дерьма и пара", а когда узнали, что я литовец, то перенаправили в более престижные "секретчики". А два года назад приехал в Лондон, встречаюсь со съемочной группой (в боевике Кевина Макдональда "Черное море" Пускепалис сыграл подводника, который охотится за нацистским золотом, — прим. Ред.), мне говорят, да не трогай тут ничего — сейчас литовцы придут и все сделают! И как-то уже совсем с другой интонацией они о литовцах-то. Их там в Англии сейчас много. Мой племянник Миндаугас живет в Лондоне, знает английский, русский, но работает старшим помощником младшего дворника — пытается выжить.

В России, что вы мне не говорите, сохранилось уважительное отношение к литовцам-латышам. Их много среди деятелей культуры: ребята с литовскими фамилиями снимаются в кино, на Первом канале диктор — Мацкявичус, в Новосибирском симфоническом оркестре дирижер — Ринкявичус, литовцы возглавляют и главные театры страны — мой однокурсник Миндаугас Карбаускис руководит театром им. Маяковского, а Римас Туминас — театром им. Вахтангова.

О Дне Победы.

Из современных фильмов про войну самый лучший и честный — фильм Сергея Урсуляка "Жизнь и судьба" (в этой картине по роману Василия Гроссмана Пускепалис сыграл капитана Грекова, который с кучкой бойцов держит оборону одного здания в Сталинграде — прим. Ред.). Он выполняет главную функцию фильмов про войну — они должны быть антивоенные, чтобы после его просмотра не хотелось браться за оружие и заниматься узаконенным убийством. Ведь если почитать книги участников тех событий, ни у кого нет "как мы там!", а есть — "как же там воняло".

В своей книге Василий Гроссман очень точно описал человеческую природу — как быстро он может стать зверем, и наоборот, как совершенно простой человек вдруг становится героем. Где эта грань, за которой проявляется и исчезает достоинство? Снимаясь каждый день в декорациях картины, с одним выходным и ночевкой в гостинице с удобствами, мы просто из сил выбились. Представить себе, что в таких условиях можно было жить без перерывов, да еще и драться, выполнять приказы — для меня это немыслимо. До сих пор не понимаю, как эта победа произошла! Какими нечеловеческими усилиями Добро победило Зло, человеческий дух и достоинство возобладали над попыткой унизить человека, добившись через это своих целей. Ведь все было против того, чтобы эта великая победа состоялась. Но она случилась, и для меня она просто осязаема.

О фильмах про войну. Иногда мне кажется, что лучше пересмотреть старые фильмы о войне, которые стали уже почти документальными, чем снимать новые. Как-то это неправильно в отношении памяти воевавших, когда на роли солдатов берутся современные актеры, которых ты до того видел то там, то сям.

Один из моих любимых военных фильмов — "17 мгновений весны". Там враги были показаны не сатирически — с приплюснутыми носами и кривыми рожами, а реально. Смотришь и понимаешь, что мы победили серьезных, воспитанных, умных, сильных людей в красивой форме от Hugo Boss, которая ни от чего их не спасла.

О роли людей культуры. Я не устаю выступать адвокатом фильма Алексея Германа "Трудно быть Богом". Эта картина нужна не столько зрителям, сколько нам, работникам искусства — как таблица Менделеева химикам. Вот я ставлю спектакли, снимаю кино — вроде баловство какое-то. На самом деле, мы занимаемся тем, чем дон Румата в фильме Германа — вопросами человеческой гигиены. В том числе и гигиены души. Ведь, как говорил профессор Преображенский, разруха начинается, когда мимо горшка… И дон Румата бьется-бьется, отчаивается: сколько этим людям не делаешь хорошего, они все равно будут гадить и обманывать. Ему говорят: тебя сюда прислали не для того, чтобы судить, а, чтобы ты ходил в белом платке и говорил-говорил, с надеждой, что когда-нибудь все изменится в лучшую сторону. Но как только в финале Румата всех пережег и высказал, что о них думает, все пошло прахом. Все снова лежат в луже, и он — там же.

О России. Я много поездил по России — впечатления очень неровные: где-то невероятный взлет, а где-то провал. Все зависит от субъекта федерации и умения местных властей решать вопросы. Основная тенденция — позитив и подъем патриотических настроений. Но по моему ощущению, те, кто отвечает за что-то на местах, очень скованы. Такое состояние бывает у артистов, когда режиссер на них слишком многое возложил: мол, я тебе дам суперроль, сцену, костюмы — сделай все хорошо! А он зажался, боится подвести, не оправдать, не хватает ему творческой свободы. Да, значение центра велико и бесспорно — оттуда сегодня идет сплошной позитив, а на местах — зажаты. Думаю, пройдет время, придет к власти сегодняшняя живая и креативная молодежь, и все потихоньку наладится. Нужно время, ситуация, образование.

 

Комментарии

26.01.2024, 16:01 antabuse en vente libre Maroc
hi!,I love your writing so much! proportion we communicate
extra about your article on AOL? I require an expert on this space to solve my problem.

May be that's you! Having a look ahead to peer you.
08.02.2024, 17:55 biogel in Berlin diskret kaufen
whoah this blog is wonderful i like reading your articles.
Keep up the good work! You realize, many people are searching
around for this info, you can help them greatly.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Пускепалис

11 мая в рамках проекта «Культурная линия» в Ригу приехал заслуженный артист России, актер театра и кино, театральный и кинорежиссер Сергей Пускепалис. Встреча с Сергеем Пускепалисом…… →

Фото
Видео
Статьи