События

Алексей Варламов: "Не хочется, чтобы "затанцевали" память о войне"

"Новый Крым" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Даже дождливый вечер пятницы, 13-го, не заставил участников очередной встречи клуба "Формат А3" остаться дома. Впрочем, те, кто нашел в себе силы оторваться от дивана и телевизора, были вознаграждены весьма содержательной и глубокой беседой с русский писателем, исследователем истории русской литературы

"У нас до сих пор не сложилось трезвого отношения к прошлому"

Название публичной встречи – "История требует к себе уважения" – стала и темой вопроса обозревателя "Нового Крыма". В очередной раз сплотившая нас годовщина Великой Победы, увы, вновь стала причиной околоисторических споров, в числе которых – и противоречивая оценка роли Иосифа Сталина.

– К сожалению, у нас до сих пор не сложилось трезвого отношения к прошлому, – считает Алексей Николаевич. – Стремление с пеной у рта защищать одну точку зрения и не признавать за другими права думать иначе уже стало национальной особенностью. И полное отрицание роли Сталина в победе над фашизмом, и возведение этой, несомненно, яркой исторической фигуры в абсолют одинаково ошибочно. Война эта стоила нашему народу очень дорого, но мы победили. Осознание этого – без вселенской скорби и ненужной эйфории – я видел в книгах писателей-фронтовиков. Именно заданная ими нота является для меня камертоном. Вспоминаю фразу из записной книжки великого русского писателя Андрея Платонова: "Затанцуют, затопчут память о войне". И мне очень не хочется, чтобы это случилось. А вообще считаю, что самое веское слово в истории должны сказать не политики и не ведущие скандальных телешоу, а эксперты-профессионалы. Приведу, казалось бы, далекий от обсуждаемой темы пример – шумиху вокруг "Слова о полку Игореве". Одни утверждали, что это аутентичное произведение XII века, другие – что подделка, написанная в XVIII. В итоге исследователь Андрей Зализняк доказал: это действительно памятник литературы XII века. При этом он заметил: "Мне было абсолютно все равно, когда написано "Слово". Меня интересовала истина". Это тот тип историка, которому я верю. А еще верю тем, кто пишет о войне от лица разных людей – солдата, военачальника, врага. Такая книга о Великой Отечественной, на мой взгляд, – это роман Георгия Владимова "Генерал и его армия".

"В принципе, все врут. Истина только на пересечении"

– Вы автор множества эссе, исторических романов. В какой степени при их создании вы опирались на реальные документы и архивные материалы?

– Я написал семь книг из серии "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ). В основном их герои – писатели: Пришвин, Грин, Толстой, Булгаков, Шукшин, Платонов. Неким особняком, пожалуй, стоит лишь Григорий Распутин. Конечно, при создании подобных книг опираешься только на документы. Но не все из них находятся в госархивах – некоторые уже опубликованы, кое-что хранится у наследников, которые (к примеру, при написании книги о Пришвине) представляют только часть документов – это их воля, их право. Пользовался я и архивами Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Что касается архивов бывшего КГБ (ныне ФСБ), то в настоящий момент доступ к ним весьма ограничен. Однако существует не только архивная правда, но и мифология, которая тоже крайне любопытна. Поэтому я всегда старался создавать выпуклые образы героев, основываясь на различных источниках, порой весьма опосредованных. К примеру, всем известно, что Михаила Булгакова не печатали в 1930-е годы, и он очень из-за этого переживал, хотя занимал неплохую должность. Сохранились воспоминания Фаины Раневской, которая приводит слова жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой о том, что муж ночью просыпался и плакал от обиды, что его не печатают. Не могу сказать, что это правда, но художественно я в это верю и предлагаю поверить читателю. Но, в принципе, все врут – иногда сознательно, иногда нет. Истина только на пересечении. Если факт подтверждают несколько не связанных между собой документов, то он состоялся. Так я и стараюсь делать.

"Мысленный волк": в ожидании экранизации

– В своем творчестве вы много говорите о христианстве и той опасности, которая угрожает ему сегодня…

– Угроза христианству в современном мире – вещь достаточно очевидная и тесно связанная с развитием исламизации. У нас ситуация пока не столь напряженная, как в Европе, но все может произойти. Тем более что основы христианства сегодня достаточно активно подрываются и изнутри. Есть нормы в отношениях и роли мужчины и женщины, бытования в семье. А то, что сегодня происходит во многих европейских странах в условиях усиления исламского фактора, это поистине самоубийство. Мир стоит перед угрозой, которая заключается, прежде всего, в нашей собственной слабости, рыхлости. Хотелось бы, чтобы Россия осталась тем бастионом, где удастся сохранить традиционные ценности. Однако не надо думать, что у нас все хорошо. Опасность заключена и в нас самих. Именно об этом мой последний роман "Мысленный волк". Его название взято из строк молитвы Иоанна Златоуста "От мысленного волка звероуловлен буду". Ведь именно через мысль, которую мы не можем контролировать, темные силы пытаются взламывать психику человека. Поэтому в христианской молитвенной практике очищению помыслов уделяется столь пристальное внимание. Роман охватывает, пожалуй, один из наиболее сложных и страшных периодов истории России – с 1914 по 1918 годы – и является попыткой честно рассказать о взломе российской государственности.

– Правда ли, что готовится экранизация этого романа?

– О собственно экранизации говорить еще рано. Прочитав роман, режиссер Владимир Хотиненко предложил мне снять по нему фильм. Я согласился, появился сценарий – было очень интересно, как этот роман может воплотиться в кино. Но пока, в связи со сложностями финансового характера, съемки отложены не неопределенное время.

"Прошедший Год литературы не выполнил возложенной на него сверхзадачи"

– Вы не только писатель, но и преподаватель. Посему вопрос о молодежи. Раньше мы считались самой читающей нацией. Остались ли мы ею?

– Увы, нет. Стоит только проехаться в московском метро, и все станет понятно. На Западе сейчас читают больше. А знаете, кто перехватил у нас пальму первенства, кто проявляет самый большой интерес к книжным ярмаркам и покупает больше всего литературы? Куба и Иран! Так что, выходит, стоит запретить интернет, ввести цензуру, и мы снова по количеству любителей чтения станем впереди планеты всей? Теперь вопрос: надо ли с этим в таком случае вообще что-то делать? Однозначно надо, хотя бы чтобы замедлить процесс ухода от печатного слова всеми возможными способами. Предпринимаются ли сегодня попытки исправить положение? Да, бесспорно, но, на мой взгляд, делается все же недостаточно. На телевидении должно быть больше литературных передач, встреч с писателями, читателями, критиками. Увы, прошедший Год литературы не выполнил возложенной на него сверхзадачи. Да, читали "Войну и мир" – и я сам принимал в этом участие, сидя в гостиной Льва Николаевича Толстого. Но этого мало. Нужно вернуть в школы всестороннее, глубокое изучение литературы, написание сочинений и обязательное сочинение при поступлении в вузы. А молодежи, желающей приобщиться к лучшим образцам современной русской литературы, рекомендую книги Захара Прилепина, Павла Басинского, Леонида Бородина, Андрея Волоса, Гузель Яхиной, Евгения Водолазкина, Леонида Юзефовича, Алексея Иванова. Не лишним будет заглядывать на сайты крупных литературных премий и знакомиться со списками победителей. Они бывают длинными и короткими – вот книги писателей из короткого списка непременно стоит прочесть!

Наше досье:
Варламов Алексей Николаевич. Русский писатель, исследователь истории русской литературы XX века, доктор филологических наук, профессор МГУ. Алексей Варламов преподаёт русскую литературу начала XX века и одновременно ведёт творческий семинар в Литературном институте им. Горького. В качестве визитинг-профессора университета Айовы читал лекции о русской литературе в университетах Европы и США.

Член Союза российских писателей. В 1987 году дебютировал как прозаик рассказом "Тараканы" в журнале "Октябрь". Известность автору принесли роман "Лох" (журнал "Октябрь", 1995) и повесть "Рождение" (журнал "Новый Мир", 1995), которая победила в конкурсе "Антибукер". Роман "Одиннадцатое сентября" вызвал неоднозначные оценки критиков. Постоянный автор серии "Жизнь замечательных людей".

Удостоен ряда премий и наград, среди которых – премия Лейпцигского литературного клуба "Lege Artis" за лучший русский рассказ, стипендия Московского литературного фонда за роман "Купавна", премия Александра Солженицына за исследование в художественной прозе "силы и хрупкости человеческой души, её судьбы в современном мире; за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий", Национальная литературная премия "Большая книга" (2007, вторая премия за документальный роман "Алексей Толстой"), Патриаршая литературная премия (2013), премия "Студенческий Букер" за роман "Мысленный волк" (2015), Международная премия "Писатель XXI века" (2015).
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Варламов

Только время покажет, какую литературу можно считать качественной, и кто из современных писателей войдет в число классиков. Этой мыслью открыл встречу с крымчанами ректор Литературного института…… →

Фото
Видео
Статьи