События

ПЕТЕР ШУЛЬЦЕ: «МЫ САМИ В ОТВЕТЕ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ!»

vie.MD Источник (ссылка откроется в новом окне)

Сегодня в рубрике «Разговор по душам» с Екатериной Арнаут – политолог, профессор Геттингенского университета Петер Шульце. О понятии «политика», важных экономических вопросах страны читайте в нашем новом эксклюзивном интервью.

- Что для вас значит термин «политика»? Какими правилами она руководствуется?

- Политика - везде, во всех сферах жизнедеятельности. Она есть и в семье, и в самой маленькой деревне, и вплоть до самых высших слоёв общества. Ею руководствуются законы и органы власти. Например, встречаются два-три человека – им нужны правила, потому что никто, ни вы и ни я, не являемся индивидами сами по себе. Мы все живем в обществе, вступаем в дискуссии, поэтому нам нужны контракты, договора. Всё исходит из древности, потому и 500-600 лет мы уже следуем определенным правилам. А что такое следовать правилам? Это значит, что никто не должен пользоваться чьим-то невыгодным положением, нарушать законы, использовать кого-то. Нам нужен институт, который бы регулировал поведение между людьми. Таким институтом является государство со своей политической системой. Без государства мы жить не можем, потому необходимо следить за качеством правления. Есть государства, которые с такими функциями не справляются. Там устанавливается диктатура, тирания, которые давят на людей, никто не заботится о повышении благосостояния своего народа. Есть категория не справляющихся государств, сюда относятся государства южного побережья Средиземного Моря: Тунис, Сирия и т.д. Можно легко перечислить перечень законов, которое должно выполнять каждое государство: улучшение социальных, медицинских, образовательных сфер, поддержание мира в обществе и во всем мире, интеграция общества в мировую семью государств. Политика нужна, так как это система правил, форм этического и экономического поведения.

- Есть ли страна, которую можно назвать идеальной в ведении внутренней и внешней политики?

- Мы все лишь стремимся создать идеальное государство, которого не существует. Об этом сложно говорить. Возьмем, например, демократию и демократические государства. Они состоят из множества оттенков. В Великобритании руководствуются Вестминстерской системой, такой вид демократии в Германии ни в коем случае не выживет, потому что у нее другие формы демократии, так же, как во Франции, Испании, России. То, что происходит сейчас на Украине, - очень особая форма демократии. Говорить об идеальном государстве – это утопия. Нужно опять вернуться к принципам: может ли государство удовлетворить базовые функции, может ли оно сделать общество счастливым? Мы все стремимся к идеальному государству, но выбираем мы разные пути, используем при этом разные инструменты. Для кого-то великим решением может быть и конституционная монархия. Другие считают, что лучше президентская система или прямая демократия, которая есть в Швейцарии. Всё зависит от истории и от того, каким образом люди сформировали свое общество.

- Через какое время, по-вашему, Молдова сможет торговать с ЕС так, чтобы это было ощутимо для роста ее экономики?

- Вы уже торгуете с Европейским и Евразийским союзами. Этот же вопрос можно задать и влиятельным группам Москвы или олигархам Украины. Очень многое зависит от того, чего вы хотите сами. Ясно, что у Молдовы не очень сильная экономика. Разделение Молдовы и Приднестровья является серьезным препятствием для ее развития. Когда это препятствие прекратит им быть, большее количество иностранных инвестиций начнёт поступать в страну.

Важно найти свою нишу на европейском и мировом рынке, куда можно поставлять продукцию. Это сделать трудно, потому что все ниши заняты. На мировом рынке за них идёт ожесточенная конкуренция. Вы производите сельхозпродукцию. Вы соревнуетесь со средиземноморскими странами, Италией, Португалией и североафриканскими странами. У них уже сильная позиция в ЕС. В этой связи, на мой взгляд, у вас будет больше шансов, если вы будете стремиться на Евразийские рынки или в арабские страны. Например, я ни разу не видел молдавское вино в супермаркетах Германии, но очень много «Белого аиста» в России.

Очевидно, что экономический рынок ведет за собой политические процессы. Задайте себе вопросы. Где вы хотите видеть свою страну через 15-20 лет? Есть ли у вас технологии или какие-то услуги, которые вы можете предложить? Можете ли вы эти сервисы интегрировать в мировой рынок? Может быть, это какие-то биотехнологии или биофармацевтика. Наверное, вы вряд ли будете производить самолёты, грузовики и автомобили. Даже русские не могут производить машины. Их рынок заполнен европейскими, японскими и южнокорейскими автомобилями.

Я не знаю, какую продукцию Молдова может предложить рынку ЕС и уметь продвинуть ее. Даже в Румынии огромные проблемы. Они пытаются развивать свою марку Dacia, но она не очень-то и конкурентоспособна. Я не эксперт в этом деле, но нужно задуматься о какой-то продукции, которую Молдова может предложить европейскому рынку. В Европе, а именно в Германии, Бельгии, Голландии все сильнее появляется интерес к биологически чистым продуктам. Это большой бизнес, где крутятся большие деньги. Те же голландские помидоры лишены какого-либо вкуса, и никто их не покупает. Они дешевые и с ними невозможно конкурировать. Если вы ставите ставку на экологически чистый продукт, который имеет выраженный вкус, это можно продвигать. Пару лет назад, когда я приезжал в Молдову, я ехал из Тирасполя в Одессу и видел по дороге большое количество участков, где были срублены деревья. В советские времена это были площади, засаженные грецкими орехами. В Германии орехи привозят аж из Калифорнии. Почему бы не возобновить эту традицию шаг за шагом? Это особенно важно для молодых людей, потому что тут развивается производство, есть экономическая отдача, продукция экологическая и здоровая.

- Есть ли, по-вашему, понятию «судьба» место в политике?

- Для меня это абсолютный детерминизм. Я верю в то, что мы сами строим свою судьбу. Раз я принял такую позицию, значит, я отвечаю за то, что я делаю. Особенно мы, немцы, очень погорели на этом понятии. Возьмем того же Адольфа Гитлера, который говорил, что он наша судьба, и что было потом? 60 миллионов погибших, геноцид, холокост, разрушение немецких городов, разделение Европы… Никаких мыслей, что нами что-то руководит. Мы сами в ответе за нашу жизнь, а для этого нам нужны правила, принципы и этика, которая очень важна во всём.
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Петр Шульце

Политический, экономический и социальный кризисы, охватившие Европу, стали главными темами встречи профессора Геттингенского университета Петера Шульце с молдавскими журналистами и общественностью.…… →

Фото
Видео
Статьи