События

06.06.2016, Крым, Симферополь

Юрий Кублановский

Фото

Известный российский поэт, эссеист, историк Юрий Кублановский, посетивший Крым по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3», с юных лет отличался свободой мысли и слова. В тайне от матери он бежал в Москву, чтобы поддержать «несправедливо гонимых» хрущевских поэтов, опрометчиво, но успешно отправился покорять один из самых престижных факультетов МГУ, затем – увлекся самиздатом, «достучавшись» своими рукописями до находившегося в эмиграции Иосифа Бродского.

«Нерыбинский, несоветский мальчик», - говорила о нем мать, грозясь выправить мысли сына армией. Родной город – Рыбинск – Кублановский связывает с воспоминаниями о семье, провинциальной русской интеллигенции и собственными детскими мечтами стать художником. «Может, потому что мне в руки попались книги Пастернака, Ахмадулиной, Вознесенского, но я внезапно стал писать стихи, - рассказал поэт. – Что интересно: как только прикоснулся к поэзии, разучился рисовать. Видимо, музы измен не прощают». Зато голос строк и строф увлек Кублановкого всерьез.

«Стихи помогают жить, - признался он крымчанам. – Если этот мир тебя впустил, выбраться из него уже очень сложно. Поэт – это форма существования. Очевидно, и профессия».

Поэтический голос Кублановского свободен, а его муза – прогрессивна. В юности он стал основателем литературного объединения «СМОГ» - «Смелость, Мысль, Образ, Глубина». Молодые поэты решили, что не будут подчиняться цензуре, литературным советским правилам, а создадут новое направление в искусстве. «Мы стали одними из первых самиздатчиков, - отметил Кублановский. – То, что сейчас находится на полках каждого интеллигентного человека, тогда было самиздатом. Пишешь 10-15 стихотворений, получается цикл, которые переплетаешь, раздаешь, даришь друзьям». После поэт переправляет свои рукописи на запад – Иосифу Бродскому, который издает книгу произведений молодого автора.

«В дверь постучали»… КГБ. Обыск, в ходе которого обнаружены авторские экземпляры зарубежного сборника. Рекомендации покинуть страну не заставили себя ждать. В октябре 1982 Кублановский переезжает в Вену.

«Это был перелом моей жизни и целый новый этап, к которому я был не готов. Я был русским патриотом, - признался поэт. – Что мы знали в то время о Западе? Практически ничего. Мы получали информацию о Европе только через голоса, которые доносились оттуда, поэтому все-таки было интересно там оказаться. Однако Европа тогда и сейчас кардинально друг от друга отличаются. Тогда в ней еще был свой смысл, были еще крупные лидеры, которых нет теперь. Произошло страшное политическое измельчение».

Он признает, что европейские тенденции сегодня распространяются и на Россию. По мнению историка, мы уже включены в процесс потребления, которое отрицает высшие ценности. Кублановский подчеркивает, что для консервативного образа мысли никакой свободы нет, и на западе СМИ не менее тоталитарны, чем те, которые были в Советском Союзе при коммунизме.

С поэзией, считает Юрий Михайлович, происходит то же самое. В Европе, к примеру, она распадается, а вот в России писать стихи, по мнению поэта, практически национальная черта или физическая потребность.

«Культура уходит, уходит книга. Ушла живопись. Вместо живописи в Париже крашеное чучело козла, которое стоит столько же, сколько картины Рафаэля. Почему то из мира уходит красота. Стал побеждать культ безобразия. Вместе с христианством ушла большая тема из искусства и скульптуры, а другая не найдена. Вместо этого восторжествовала тема безобразия, антигармония. Поэтов много, но таких как Роберт Фрост не стало. Таких, которые объединяли бы вокруг себя людей, были бы мирами, явлениями. Поэзия очень в хорошем смысле этого слова аристократическое, тонкое и хрупкое искусство. Но, поскольку Россия присоединилась к общим цивилизационным процессам, это касается и ее, - резюмировал Юрий Михайлович. - Поэзия же требует миросозерцания, осмысления себя в мире, что вымывается из современного человека и в частности, из стихотворца».

Люди, по мнению поэта, в большинстве своем разучились нести в мир «доброе и вечное», иначе – спрос «на прекрасное» есть, а творцов, способных его удовлетворить, увы, в нашем времени нет.

Однако стихи продолжают рождаться: как результат творческих мук, так и массовый продукт, распространенный в «сети». «Жизнь в Интернете – поиск поддержки, - считает Кублановский. – Люди, зависимые от соцсетей, глубоко одиноки и требуют внимания и участия в виртуальном мире». В противовес интернет-сообществам и группам по интересам, созданным в сети, в реальном мире творческие люди объединяются, к примеру, в Союзы писателей. Это, по мнению гостя проекта, позволяет отстаивать права и интересы членов организации, поощрять молодых литераторов и даже отправляться в совместные путешествия по вдохновляющим уголкам нашей страны. Чем Крым – не Мекка для поэтов?

У гостя проекта с нашим полуостровом связаны особые воспоминания и надежды. «У меня в России есть три ключевые точки: Санкт-Петербург, и сборник стихов, написанных этому городу, я уже издал, Рыбинск, и книга, посвященная родным краям, тоже уже есть, и – Крым, книга о нем – в моих планах».

На встречу с Кублановским приехали жители разных регионов полуострова: у каждого были свои вопросы к гостю проекта, любимые строки о родном крае, желание поделиться ими с поэтом. Завершая встречу, Юрий Михайлович подарил свои книги самым активным крымчанам и прочитал несколько стихотворений из крымского цикла.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*