События

15.06.2016, Литва, Вильнюс. Латвия, Рига

Вячеслав Недошивин

Фото

По приглашению проекта «Культурная линия» и при участии Международного медиаклуба «Формат-А3» в Вильнюсе и Риге выступил известный российский журналист, литературовед и кинодокументалист, один из самых компетентных специалистов по времени, людям и адресам Серебряного века Вячеслав Недошивин. Он принял участие в публичной встрече на тему: «Серебряный век русской поэзии: люди, судьбы, тайны».

В Вильнюсе русскую литературу знают, любят и читают. Конференц-зал гостиницы «Conti» был переполнен. Послушать одного из ведущих российских специалистов по поэзии Серебряного века пришли не только журналисты, литераторы, преподаватели, педагоги, студенты и старшеклассники, но и истинные ценители русской литературы.

Вячеслав Недошивин написал несколько книг и снял более 100 документальных фильмов — 60 фильмов о Серебряном веке Санкт-Петербурга и 40 фильмов о Серебряном веке Москвы. В творческих планах Серебряный век Парижа. Но это — потом. Его книга «Прогулки по Серебряному веку», изданная в 2008 году, уже переиздавалась пять раз. Сейчас же Вячеслав Недошивин закончил биографию Джорджа Оруэлла для серии ЖЗЛ.

Во вступительном слове гость рассказал, чем был продиктован его авторский выбор, почему именно Серебряный век, а не другие времена и имена он стал исследовать.

«Я петербуржец не в первом поколении, а город мой – это, если хотите, сама поэзия. И волшебные имена Блока, Гумилева, Ахматовой, Георгия Иванова, Мандельштама или Северянина для истового петербуржца – звуки не пустые. Во-вторых, по времени поэты Серебряного века были не столь далеки и туманны, как их предшественники из века Золотого – во всяком случае, дома, в которых они жили или бывали, еще дышат ими.

Начиная с 1990-х годов на прилавки книжных магазинов и библиотеченые полки хлынул такой поток незнакомой и неизвестной нам литературы о поэтах Серебряного века, что не увлечься ими было почти невозможно. Мы ведь со школы, с университетских времен знали из перечисленных имен чуть-чуть «приоткрытого» для нас Блока и сильно «усеченную» учебными программами Ахматову. Гумилев и Мандельштам были фактически государственными преступниками - один расстрелян, как «контра», другой умер в лагере, как «антисоветчик», а Иванов и Северянин – вообще были политическими эмигрантами. Я уж не говорю о Ходасевиче, о Кузмине, о Зинаиде Гиппиус или Федоре Сологубе. По сути, зная умозрительно о грандиозности и великолепии этой эпохи – Серебряного века - мы только сейчас и стали узнавать неизвестные нам его пласты», - рассказал русский литературовед.

Откуда пошло название Серебряный век? Кто его придумал? «Одно время считалось, что название принадлежит Николаю Бердяеву. Но это не так. Есть версия, будто это словосочетание придумал сын Анны Ахматовой Лев Гумилев, и сама Ахматова переняла это название у него, написав в 1941 году стихотворение с такими строками: ”И серебряный месяц ярко // Над серебряным веком стыл…”. Но 1941 год — это все же слишком поздно, название использовалось и ранее. Так кто же автор этого выражения? Публицист Иванов-Разумник. Им была опубликована статья с названием ”Серебряный век”, - поделился своими знаниями Вячеслав Недошивин.

По мнению гостя клуба, за каждым поэтом и писателем обязательно стоят те или иные тайны. Были ли у Блока дети, отчего покончила с собой Цветаева, почему Сталин оставил в живых Ахматову и Пастернака, на которых были уже выписаны ордера на арест, наконец, за что арестовали Мандельштама – за эпиграмму на Сталина, или все-таки за пощечину Алексею Толстому?

Вячеслав Недошивин рассказал вильнюсцам интересный и малоизвестный факт об одном из зачинателей русской поэтической традиции Серебряного века, впоследствии ставшим выдающимся советским поэтом, членом партии большевиков, Валерии Брюсове: «Известность Брюсова была феноменальна. Он знал семь языков, был исключительно образованным человеком. Но Брюсов с трех лет мечтал о славе. Это — человек одержимый славой. Он прямо говорил, что посвятит свою жизнь тому, чтобы три строки в энциклопедии о нем обязательно были.
Но судьба бывает справедлива: в черепе почившего Брюсова лежит газета ”Правда”. Дело в том, что когда он умер, его мозг забрали в Институт мозга - тогда было модно исследовать мозг великих людей. И, как пишут врачи, которые делали трепанацию черепа, им нечем было заполнить пустое место в черепной коробке. И они стали рвать подшивку «Правды», которая оказалась под рукой и запихивать газетную бумагу в голову Брюсова вместо изъятого мозга. Брюсов первым из поэтов Серебряного века вступил в Коммунистическую партию. И такой финал…».

Зашел на встрече разговор и о современной русской литературе. По мнению литературоведа, в современных авторах пока разобраться невозможно и о значимости их произведений говорить преждевременно, но спорить можно. «Много пишут и хорошо издаются Сергей Шаргунов, Захар Прилепин, Дмитрий Быков. А современных поэтов, признаюсь честно, я плохо знаю», - искренне сказал Вячеслав Недошивин.

В конце встречи русский кинодокументалист показал вильнюсской публике один из своих фильмов, посвященный судьбе Николая Гумилева.

Встреча с гостем клуба была захватывающей, публика спорила, приводила свои аргументы, делилась мнениями.

Помимо встречи, Вячеслав Недошивин в Вильнюсе дал несколько эксклюзивных интервью для местных СМИ.

******************************************************************************************************************

16 июня в рамках проекта «Культурная линия» Ригу посетил один из самых крупных специалистов по истории Серебряного века – писатель, исследователь, кинодокументалист Вячеслав Недошивин. Встреча с автором проходила в отеле Tallink и вызвала необычайный интерес у рижан – конференц-зал пришлось даже в срочном порядке пополнять парой десятков приставных стульев. Среди рижских почитателей творчества Недошивина оказались учителя и cтаршеклассники, преподаватели и студенты, библиотекари, местные писатели и художники, экскурсоводы, журналисты, председатель Русского общества в Латвии Татьяна Фаворская, председатель международного фонда им. Германа Брауна музыкант Инна Давыдова, известный латвийский продюсер Галина Полторак, глава Латвийского русского культурного общества Елена Матьякубова, глава Русской общины Латвии Вячеслав Алтухов и даже русскоязычные гости из США. Многие пришли на встречу с книгами Недошивина из своих домашних библиотек, и по окончании выстроились в длинную очередь за автографами.

В процессе самой встречи, которая длилась больше двух часов, из зала не прозвучало ни одногодилетантского вопроса, практически каждый участник был компетентен в заявленной теме «Серебряный век русской поэзии: люди, судьбы, тайны». Что в условиях современных общественно-политических реалий стало очередным подтверждением факта о едином культурном пространстве России и Латвии и необходимости проведения в странах Балтии подобных творческих встреч с ярчайшими представителями российской культуры.

-Мне приятно видеть в зале столько единомышленников – людей, которых интересует то же, что интересует меня, - открывая встречу, сказал Вячеслав. – Я не считаю себя писателем, я скорее популяризатор, который пытается с помощью собранного материала воссоздать для современников атмосферу прозрачного воздуха Серебряного века… Собиранием сведений о том, где и чем жили писатели и поэты того времени, я занимаюсь практически всю жизнь. Моя мама, коренная петербурженка, любила водить нас, детей, по Петербургу и, останавливаясь у того или иного дома, добавлять: «А здесь жил Пушкин», «А вот тот самый известный парадный подъезд Некрасова», «А тут жил маленький Лермонтов». Это все отлагалось в памяти, закладывалось в подсознание, и, в конечном итоге, выросло в некий интерес… Понимаете, когда смотришь в окно, у которого сидела Ахматова и любовалась Невой – это все равно что заглядываешь в окно русской культуры.

Гость рассказал рижанам, что сегодня у него уже готов к изданию трехтомник – книга-атлас адресов писателей и поэтов. Первый том будет называться «Литературный Петербург -- вдоль и поперек», второй том - «Литературная Москва -- вдоль и поперек», третий том -- «Литературный Париж -- вдоль и поперек». Эти три тома также выйдут в электронном формате, их можно будет скачать в телефон или на планшет, и во время путешествия использовать как путеводитель по памятным адресам выдающихся литераторов.

В ходе встречи, большая часть которой проходила в формате «вопрос-ответ», разговор не раз касался темы под названием «Балтия Серебряного века»: Игорь Северянин и Эстония, Георгий Иванов и Ирина Одоевцева и Рига, Вильнюсские корни Мандельштама и Ходасевича... Пришедшие на встречу спрашивали гостя о том, правда ли, что помимо Одоевцевой и Маяковского, в Латвии приходилось бывать Цветаевой, а также о том, можно ли считать самого известного латвийского поэта Райниса представителем Серебряного века? Отвечая на первый вопрос, Недошивин склонился к версии, что Цветаева была в Латвии лишь проездом, а вот Райниса, на его взгляд, вполне можно отнести к поэтам Серебряного века – хотя бы потому, что он жил и творил в тот удивительно интересный период.

«Серебряный век – это не только поэзия. Серебряный век был в архитектуре. Это модерн в Санкт- Петербурге. В музыке – Рахманинов и Прокофьев. В живописи – в том числе и Чюрленис…» А одним из ярчайших представителей Серебряного века был литовский поэт и переводчик Юргис Балтрушайтис, который после революции некоторое время возглавялял Московский Союза писателей и участвовал в работе издательства «Всемирная литература». Он был и дипломатом – сначала поверенным в делах, затем послом Литвы в Москве.

Недошивин также поделился с публикой тем, что 2 мая этого года завершил работу и отдал в издательство «Жизнь замечательных людей» книгу о Джордже Оруэлле –писателе, который не имеет отношения к Серебряному веку, но с которым Вячеслав так или иначе также связан всю свою творческую жизнь:

«Меня всегда интересовала утопическая и антиутопическая литература. Роман «1984-й», а затем и «Скотный двор» Оруэлла я прочел, работая в ленинградской газете «Смена» – в самиздате. Это было потрясение, породившее целый ряд вопросов -- неужели газета, в которой я работал – это и есть «министерство правды»? А что это за сумасшедшие парадоксальные лозунги – «Война – это мир!», «Незнание – это сила», «Свобода – это рабство»?

И вот, расставшись в какой-то мере с журналистикой и оказавшись в аспирантуре, я предложил тему диссертации об антиутопическом романе. Это был 1982 год – время, как говорила Ахматова, “вегетарианское” - но все-таки не настолько… Все это вызвало сопротивление у руководства моей кафедры. Но в конечном счете мне разрешили защитить по сути дела первую в стране диссертацию об антиутопиях, среди которых был и роман Оруэлла «1984-й». Получилось так, что моим научным руководителем был довольно известный азербайджанский писатель Чингиз Гусейнов, который не читал по-английски и про антиутопии слышал из вторых рук, если не из третьих. И тогда я решил перевести этот роман. Неловко хвастаться, но, по сути, я был первым переводчиком на русский язык романа «1984-й».

На вопрос о том, какие, на его взгляд, пророчества Оруэлла сбываются сегодня, писатель провел для рижан небольшой экскурс в теорию утопий и антиутопий, подчеркнув, что они не имеют никакого отношения к фантастике, а одна из их самых характерных черт – обязательное описание структуры несуществующего общества или государства. И сегодня многое из того, о чем писал Оруэлл, мы наблюдаем в реальности.

-- Например, Томас Кампанелла в своем «Городе Солнца» пишет о том, что в его замечательном коммунистическом городе будущего толстых женщин выдавали замуж за худых высоких мужчин, глупых – за умных и так далее. Потому что это надо было для совершенствования породы человечества. Это же чистый фашизм. Но написана книга была задолго до его зарождения…

Что касается Оруэлла, то один из главных вопросов, который меня интересовал во время написания книги – это Оруэлл и Россия. Как его воспринимали в нашей стране? Был ли он знаком с русскими людьми? Оказалось, что он относился к России с симпатией – был влюблен в русскую женщину, у него был очень близкий русский друг... Когда случился скандал со Сноуденом, я вдруг прочел в английской прессе, что продажа романа Оруэлла «1984-й год» одномоментно выросла там на 6 тысяч процентов! Такое представить невозможно, поскольку этот роман в Англии проходят в школе. И вдруг такой всплеск? Почему это связано со Сноуденом? Потому что предсказанная им тотальная слежка теперь происходит в реальности. «Оруэлл предупреждал нас об опасностях такого рода. То, что он описал в своей книге — микрофоны, камеры, телевизор, который смотрит на вас — не идёт ни в какое сравнение с тем, что возможно сейчас», - говорил Сноуден. Оруэлл говорил, что его интересуют тенденции, по которым может развиваться общество - писал, допустим, что интеллигенция с легкостью перейдет к фашизму. И не про Германию, не про Россию, а про свою родную Англию! Он призывал народ к революции и так до конца и остался социалистом.

Журналист Татьяна Надальяк, в свою очередь, спросила гостя, поддерживает ли он точку зрения о том, что поэты Серебряного века тоже невольно способствовали революции и разрушению России, и не видит в этой связи параллелей с нашим временем?

-- Вы абсолютно правы: Любовь Дмитриевна Менделеева, жена Блока, написала в своих воспоминаниях, что во время революции 1905 года ее Саша не только участвовал в демонстрации, но и с гордостью нес красное знамя. А в 1917-м писал матери, что, наверное, будет голосовать за большевиков. Блок, которого буквально через два года штатский матрос выселял из собственной квартиры... А Федор Соллогуб, человек страшно далекий от политики, из своих собственных средств оплачивал тайные собрания большевиков. На изломе общества все поэты и писатели выступали за резкие и категоричные изменения. Поэтому и Февральскую революцию интеллигенция восприняла на “ура”, но когда она свершилась, все они расшиблись лбами о то, к чему призывали.


Надо отметить также, что практически каждый человек, который обращался с вопросами к гостю, обязательно говорил ему слова благодарности – и за его книги, и за эту интересную встречу. А в финале вечера педагог одной из рижских школ со словами «Вы, наверное, знаете, кто из поэтов Серебряного века и кому именно дарил этот букет» преподнесла Вячеславу Недошивину букет пшеничных колосков.

-- Конечно! Такой букет подарил своей возлюбленной Александр Блок, потому что считал, что даже злаки несут в себе смысл.

В Риге Вячеслав Недошивин также посетил адреса, связанные с Серебряным веком – дом, где жила жена Булгакова Елена Шиловская (старожилы его называют домом Маргариты), дом Ирины Одоевцевой, дом, где останавливались Маяковский и Лиля Брик, а также дворики московского форштадта, которые Одоевцева называла «тоннелем счастья», и где Северянин назначал свидания. На следующий день в книжном магазине сети “Полярис» Вячеслав Недошивин встретился с читателями и провел автограф-сессию.
 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*