События

06.07.2016, Крым, Симферополь

Елена Райская

Фото

Каким способом измерить количество правды в современном кино? Чем отличается честный фильм от нечестного? Как не угодить в «черный список» телеканала? И много ли потребуется сил для возрождения крымской киноиндустрии?

В гостях у Международного медиаклуба «Формат - А3» - на встрече с российским сценаристом, режиссером, продюсером, Президентом гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Еленой Райской симферопольцы поднимали философские вопросы, пытались разобраться в тонкостях отношений, складывающихся между сценаристами и продюсерами и озвучивали самые смелые идеи.

«Один патриот может снять честное кино, если оно соответствует его убеждениям, другой сделает фильм, просто желая получить деньги. Есть примеры, когда фильм создавался для того, чтобы завоевать награды, или чтобы автора позвали на Запад», - объясняет сценарист.

Сама Райская работать за границей не стремится, ссылаясь на разницу менталитетов русского человека и жителей когда-то чопорной, но сегодня – потерявшей свой моральный облик Европы. Да и как, не кривя душой, создавать популярные фильмы для общества, отдающего предпочтение деньгам, а не любви, выбирающего гей-парады вместо патриотических акций? Сама Елена Михайловна – постоянный участник шествия «Бессмертный полк». Уважение к истории Родины и семьи стоит во главе угла системы ценностей сценариста. Патриотами Райская воспитывает внуков, идущих в одном строю с портретами дедов, сражавшихся за свободу страны в годы Великой Отечественной войны. Защитником Елена Михайловна вырастила сына, воевавшего в рядах ополчения на Донбассе.

«Много друзей потеряно… - внезапно гаснет взгляд Райской. – В момент русско-украинского конфликта потеряла подругу, с которой дружили сорок лет. Дня друг без друга не могли прожить. И – все». К сожалению, такими жизненными примерами крымчан уже не удивить. Образовавшаяся трещина расколола не только политическую плоскость соседних государств, но стала пропастью между двумя когда-то братскими народами, рассорила друзей, отдалила друг от друга родственников.

«Что происходит? – задает риторический вопрос, не раз звучавший в мыслях жителей полуострова, Райская. – Эта ситуация рифмуется с происходящим в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам». Как это страшно: брат на брата, готовность предать».

Именно над этим классическим произведением сегодня работает Елена Михайловна. Экранизация романа Толстого, к которой она дописывает сценарий, станет третьей в ряду подобных. Но у сценариста готов ответ на вопрос, зачем в современном кинематографе нужны «ремейки» идей, сюжетов, произведений.

«Я читаю роман и вижу творческую свободу писателя, которую не может себе позволить драматург, - поясняет Райская. – Он сочно, вкусно описывает персонаж, который потом вдруг исчезает из произведения за ненадобностью. Драматург себе это позволить не может. Я развиваю эти линии, соединяю, разъединяю их. Ищу драматургические эквиваленты беззаботной прозы». Елена Михайловна признается: в идеале перед созданием сценария необходимо написать литературное произведение, которое ляжет в основу будущего фильма: не зря лучшие кинокартины были сняты именно по творчеству классиков. Однако «дедлайн» суров, но он – «дедлайн»: результатов кропотливого труда сценариста ждет вся съемочная группа. «Лучше работать по произведению, - комментирует Елена Райская. – Из сценария написать роман гораздо сложнее, чем поступить наоборот. Система записи совершенно иная. Как сценарист я должна четко и литературно прописывать действия, реплики, атмосферу. Как писатель я свободна: могу посвятить целую страницу размышлениям героя, тогда как в сценарии это полетит в корзину».

Заявления некоторых продюсеров о том, что в отечественной киноиндустрии нет хороших сценаристов, Райская категорично называет ложью, боязнью затрагивать глубокие темы и всерьез заниматься профессией. «Многие продюсеры, желая откусить кусок побольше, поступают по принципу «чем хуже – тем лучше», - разводит руками Райская. – Не нравится сценаристу конечный результат? Пусть убирает свою фамилию из титров!» И Елена Михайловна убирает. Потому что бывает стыдно за некачественно снятый фильм, поверхностную работу режиссера, загубленный сценарий. Однако у зрителя всегда есть возможность «оценить рублем» работу кинокоманды. Проигнорирует картину, не будет ходить на показы – в следующий раз режиссер и продюсер отнесутся к делу иначе.
Затронули жители полуострова и наболевшую в крымской киноиндустрии тему: возможность возродить Ялтинскую киностудию, а с ней – и киноотрасль, как таковую. В ходе творческой встречи стали появляться идеи новых проектов, конкретные шаги их реализации и смелые мысли.

«Знаю, что Ялтинская киностудия находится в «половинчатом» состоянии, - отметила Райская. – По сути, получается, что крымчанам в развитии киноиндустрии придется начинать с нуля. Можно силами молодых режиссеров и сценаристов создать альманах, состоящий из коротких сюжетов, под условным названием «Крым, я люблю тебя». Это небольшие деньги, которые могут выделить как из федерального, так и из регионального бюджета». Заметив интерес неравнодушных к кинотемам симферопольцев, преподавателей и студентов Студии театра и кино «Инсайт», массово принявших участие во встрече, Елена Михайловна предлагала идею за идеей, более того, пообещала содействие Союза кинематографистов России в реализации крымских проектов.

Райская щедро делится не только концепциями новых проектов, но и бесценным опытом, приобретенным за годы работы в отечественной киноиндустрии. Елена Михайловна – руководитель одной из секций Школы сценарного мастерства Гильдии кинодраматургов. Образовательная программа предполагает как очный курс, так и выездные семинары в любой регион России. «Возможно, и в Крым», - обнадежила юных жителей полуострова Елена Райская.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*