События

XXI век – конец безнравственной литературы.

Кристина Безумнова, «Крымская неделя»

Юбилейным десятым гостем Международного медиа-клуба «Формат А3» в Крыму стал один из самых известных современных российских писателей, лауреат множества литературных премий, романист и поэт, публицист и колумнист, теле- и радиоведущий Дмитрий Быков. Тему встречи выбрали интригующую: «XXI век – конец литературы?».

Быков поспешил объяснить: зачахнет та литература, которая несет в себе духовное оскудение вместо того, чтобы развивать нравственную сторону личности, которая всего лишь ублажает эго, а не дает ответы на действительно важные вопросы.

Писатель родился в Москве 20 декабря 1967 года, окончил школу с золотой медалью и факультет журналистики МГУ с красным дипломом. Участвовал во многих популярных телепроектах. Выпустил 5 поэтических сборников, 6 романов, в серии «Жизнь замечательных людей» - художественные биографии Пастернака и Окуджавы, сборник сатирических миниатюр «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки», книги для детей. В этом году Дмитрий завершил свою «Безымянную трилогию», начатую романами «Оправдание» (2001) и «Орфография» (2003). Третья книга - «Остромов, или Ученик чародея» - недавно вышла в издательстве «Прозаик». Дмитрий - член Союза российских писателей, отмечен премиями Союза журналистов России, трижды был финалистом «Национального бестселлера», является лауреатом премии братьев Стругацких.

По мнению писателя, литератор не должен зарабатывать литературой, тогда он не будет от этого зависеть. Быков признается: «Мне приходится пахать на пяти работах, чтобы обеспечить своей семье (Дмитрий женат на Ирине Лукьяновой – журналисте, прозаике и переводчике, имеет двоих детей, а также двух собак и трех шиншилл, - прим. ред.) более или менее нормальное существование. Езжу, кстати, на обычных «Жигулях».
Однако никакие насущные проблемы не способны погубить подлинное служение творчеству: «Литература – это акт самолечения!», - уверен писатель. И как бы в подтверждение этих слов начинает читать собственные стихи – выразительно, громко, так, что аж дух захватывает: «…Приморский город пустеет к осени/Мир застывает на верхнем до/Ни жизнь, ни то, что бывает после/Ни даже то, что бывает до/Но милость времени, замирание/Тот выдох века, провал, просвет/Что нам с тобой намекнул заранее/Все проходит, а смерти нет».

В то же время, Быков положительно, точнее, как он сам выразился, с дружелюбным любопытством относится к сетевой литературе: ведь многие современные авторы начинали творческий путь с того, что выкладывали свои произведения в интернете. Однако, по словам писателя, сетевой литературе необходимо постепенно выбраковывать всё плохое, несовершенное (учитывая, сколько сетевых графоманов нынче развелось, данное замечание приобретает особую актуальность, - прим. ред.).

В процессе общения была затронута и гуманитарная культура. «Сегодня мы переживаем непростое время, когда проверенные способы решения проблем больше не работают, — заявил Быков. — Нынешний век ставит новые задачи, из эпохи халтуры мы идем в эпоху глубокой самоуважительной мысли: время менеджеров кончается, наступает эра идейных людей. Гуманитарная культура перестает быть для молодежи чем-то лишним, в ней она ищет ответы на свои вопросы».

Далее настал черед душевных бесед о крымских красотах. Так, Дмитрию очень нравится Артек. Он рассказал, как однажды, идя из Артека в Гурзуф, устремил свой взор туда, где соединяются Адалары, и подумал: «Наверное, здесь мое место на Земле».

Быков уверен, что называть полуостров духовной и культурной провинцией нельзя. Впрочем, само понятие «провинция» сегодня сходит на нет. «Крым – это пограничье многих стран, воды и суши, жизни и смерти. У меня никогда не повернется язык назвать провинцией то место, где творили Цветаева и Волошин, где был счастлив Горький и где был несчастен, но так продуктивен Чехов. Крым – важнейший энергетический центр мира, точка силы, откуда вышло все значимое в русской культуре». Относительно же будущих отношений России и Украины Быков высказался лаконично: «Думаю, еще при нашей жизни мы станем едиными». Надо ли говорить, что сей позитивный ответ вызвал бурю аплодисментов?

Не обошлось и без юмора. Пиит поведал: как-то судьба занесла его в Чили, где есть гора под нецензурным названием Нахуи. «Знаете, - смеется Быков, - в моем окружении имеется немало людей, которые жаждут отправить меня сюда… Но и я не промах: закопал под горой список тех, кому желаю того же».

Затем кто-то спросил Дмитрия, что для него приятно, а что нет. И выяснилось: приятным писатель находит взаимопонимание в любой его форме, а неприятным – презрение, снобизм, пренебрежение людьми. Действительно, презирать легче, нежели любить, однако долго ли протянет душа, отравленная ядом ненависти? Ведь не зря гласит Библия: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Под финал Быков рассказал о своих кулинарных пристрастиях (логичный ход, если принять во внимание дородную фигуру российского гостя): он предпочитает всё жирное, пряное, острое, любит пельмени и макароны с сыром. В общем, наш человек.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Дмитрий БЫКОВ

Клуб "Формат-А3" провёл 10-ую встречу в Крыму. Её гостем стал один из самых известных современных российских писателей, лауреат множества литературных премий, романист и поэт, публицист и…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи