События

Немецкий режиссер российского кино

Алексей Романов, LSM.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Кто из вас в этом зале русские? Поднимите руки! А кто латыши?» – обратился на своей творческой встрече с рижанами Феликс Шультесс. Обычно на таких встречах вопросы направляются из зала к гостю. Но живущий в России немецкий режиссер (кстати, блестяще говорящий по-русски) сразу изменил вектор общения. И продолжал провоцировать собравшихся.

- Вот еще мне хотелось бы знать, почему вы считаете себя русскими? Какие у вас отличительные черты? А что характеризует латышей?

Конечно, реакция публики на не теряющие в Латвии злободневности вопросы была мгновенной и весьма бурной. Посыпались ответы от стандартных – потому что говорю на родном языке, до весьма спорных – что русских от других отличает доброта.

А Шультесс поднял градус дискуссии еще выше другим вопросом: «А вы чувствуете разницу между русскими, которые живут в России и теми русскими, кто живет за ее пределами?».

Сам гость, безусловно, делился и своими взглядами, которые далеко не всегда совпадали с официальной позицией в странах Балтии и, в целом, в ЕС. Так что встреча не совсем отвечала своему названию «Западный взгляд на российскую действительность и русскую культуру». Например, Шультесс назвал нелепыми разговоры о военной угрозе со стороны России.

- Эти раздувание проблемы прежде всего исходит из желания Балтии набить себе цену, - сказал он. - Но самое ужасное, что подобные разговоры и допущения могут потом реализоваться в реальности. Следствием домыслов о том, что Россия хочет захватить Прибалтику, стало размещение в ваших странах баз НАТО. А это уже конкретные шаги против России, которые та не может игнорировать. Спасти ситуацию, склеить то, что развалилось, могут только добрососедские отношения. Надо строить общий бизнес. Чтобы экономика шла впереди политики.

Возможно, впервые оказавшийся в Латвии по приглашению международного медиа-клуба «Формат А3», Феликс Шультесс почувствовал «болевые точки» местного общества и невольно (или сознательно) «примерил» их на себя.

- Мне очень трудно ответить на вопрос, кто я, - признался он.

Почему трудно? Да потому что он родом из семьи, которая несколько столетий жила в самой восточной деревне Восточной Пруссии. А кто там только не жил одновременно и в разные исторические эпохи. И пруссаки, и немцы, и поляки, и литовцы, и евреи.

- Хотя 500-летняя история моей семьи в арийском плане совершенно чистая, во время фашизма моим родным пришлось это доказывать, - говорит Феликс.

Детство его прошло в Москве, куда концерн BASF командировал его родителей представлять интересы компании. Правда, тогда познать Советскую Россию Шультессу не удалось. Да и по-русски он в то время не говорил вообще.

- Жил я тогда в полной изоляции – в дипкорпусе Германии. С русскими мальчишками не играл. Встречался на дискотеках с итальянцами, французами, американцами, но никак не с русскими.

Школу Феликс заканчивал в Германии еще до падения Берлинской стены. Тогда же решил вернуться в Москву. И совсем не детские воспоминания стали тому причиной.

- Я посмотрел на немцев и понял, что та жизнь, в которой я участвую – это стагнация. Что окружающие меня люди потеряли вкус к сладкому, кислому и соленому. Я понял, что надо ринуться в то место, где мне будет интересно. И что это место – Россия.

И тут – почти фантастика – Феликс Шультесс поступает в Москве во ВГИК. На кинорежиссуру. И в мастерскую к такому мэтру как Сергей Соловьев.

Рижанам, конечно же, захотелось узнать, какие фильмы Соловьева нравятся Феликсу. Он назвал всего два из более чем двух десятков лент, снятых его ВГИКовским учителем, причем, не самых «ударных» - «Нежный возраст» и «Чужая белая и рябой».

–А вообще я очень люблю немое кино, самый любимый мой фильм – «Броненосец Потемкин». И когда я хочу посмотреть фильм для души, я всегда смотрю картины 20-х годов.

Кстати, в Риге Шультесс прогулялся до дома, где жил его любимый режиссер Сергей Эйзентштейн.

Собственная его карьера как кинорежиссера началась с короткометражек «Пролог», «Дождь» и дипломной работы «Площадь Борьбы», что определило политическую направленность его творчества. Шультесс также автор документальной ленты о войне в Чечне, телерепортажей для немецких телекомпаний ARD и ZDF из горячих точек - Грузии, Карабаха, Боснии и Герцеговины, Приднестровья.

Но однажды, вернувшись из такой командировки, режиссер сказал себе: «Хватит!» и стал снимать кино про «мирную жизнь», ставил в столичных и провинциальных российских театрах оперы, увлекся кулинарией. В Риге он сказал фразу, над которой, по-моему, стоит задуматься киношникам и телевизионщикам: «Камера – провоцирующий катализатор конфликтов».

Шультесс принял участие в качестве сорежиссера в экранизации романа Фёдора Достоевского — телевизионном сериале «Бесы», в котором заняты популярные российские актёры Ирина Купченко, Леонид Мозговой, Инга Стрелкова-Оболдина, Владимир Вдовиченков и Евгений Стычкин.

«Ирина Купченко рассматривала меня как бы под лупой, трижды приглашала домой для бесед перед тем, как согласиться сниматься у меня» - рассказал режиссер. – И если Вилкина и Тарханова все время пытались посидеть со мной и порассуждать о своих ролях, то Купченко, Оболдина и Мозговой просто «пахали», ни на секунду не отвлекались.

А еще режиссер утверждает, что понять Достоевского ему помог именно опыт работы в «горячих точках».

- Когда я взял в руки роман «Бесы», я понял, что все схемы общения в России – и хорошие, и плохие – описаны там. И я бы не смог снять этот фильм, если бы собственными глазами не увидел последствий событий 1870 года. Роман актуален потому, что общество болеет теми же болезнями. Это рецидив. Пройдя ХХ век, мы решили, что приобрели иммунитет. Не фига мы не приобрели. И все разворачивается вновь и вновь.

Свои политические взгляды режиссер теперь откровенно высказывает на российском телевидении - в программе «Воскресный вечер» и других ток-шоу, где выступает в качестве зарубежного эксперта.

- Я всегда говорю то, что хочу, - заявил Шультесс на рижской встрече, - Мне никто не делает никаких предписаний, какое мнение мне высказывать. Другое дело, что мое мнение может меняться с течением времени, потому что это естественный процесс жизни. В России я всегда чувствую себя в оппозиции – слишком многие стараются там восторженно друг другу поддакивать - мол, все у нас хорошо. Но когда я приезжаю в Германию и слышу, как Россию ассоциируют с войной в Сирии, я всегда возмущаюсь и защищаю Россию.

Еще Феликс признался, что сейчас Россия является для него той страной, где хочется жить, объединять вокруг себя людей, что-то придумывать и делать.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Феликс Шультесс

29 июля в рамках проекта «Культурная линия» Ригу посетил немецкий режиссер, продюсер, киноактер, основатель первого в России кулинарного театра Teatro del Gusto и, наконец, просто…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи
Публикации в блоге