События

В. Стогниенко: "Достаточных доказательств, чтобы не допустить к Олимпиаде целые российские команды, я не увидел"

Елена Юркявичене, "Экспресс - неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Российские спортивные фанаты - самые агрессивные? Скандал - мельдониевый или политический? Что стоит за допинговыми разборками? Нужно ли защищать своих спортсменов? Состоится ли в России Чемпионат мира по футболу? Об этом наш разговор с известным российским спортивным журналистом Владимиром Стогниенко, приехавшим в Вильнюс по приглашению Международного медиаклуба "Формат-А3".

- На чемпионате Европы во Франции страсти кипели не только вокруг результатов футбольных матчей, но и вокруг фанатских потасовок, в которых, судя по прессе, именно российские болельщики оказались самыми агрессивными. Так ли это?

- Это, безусловно, не так, хотя самыми деликатными они тоже не были. Видите ли, новая формула чемпионата Европы подразумевает большее количество участников и, следовательно, большее количество болельщиков. В этом году на чемпионат Европы пробилась, например, Венгрия (венгров не было на крупных турнирах с 1986 года), где традиционно достаточно боевые болельщики, проявившие себя перед одним из матчей. Поляки тоже себя вели не лучшим образом, англичане традиционно ведут себя агрессивно, при этом я вовсе не оправдываю наших болельщиков: они тоже не очень красиво себя проявили. Но, я думаю, все это сложилось на фоне довольно странных действий местных сил правопорядка: отправить в самый беспокойный город Франции (а Марсель очень неспокойный город) английских и наших болельщиков и при этом достаточно пассивно себя вести, а полиция вела себя пассивно, значит, обречь на тот результат, который и случился.

Силы правопорядка, безусловно, не справились. Наши болельщики оказались в числе многих буянивших, как и, например, те же англичане, или, скажем, хорваты, закидавшие поле файерами. У наших были проблемы на трибунах, что подпадает под юрисдикцию УЕФА и привело к условной дисквалификации. Английские фанаты всегда были на виду, и к ним всегда было приковано внимание, но то побоище, которое произошло с участием российских болельщиков, было очень резонансно: вначале была очень жесткая массовая драка в старом порту Марселя, а затем она продолжилась на стадионе. Для крупных турниров такие инциденты - нонсенс. Что касается английских фанатов, то наиболее известные из них, члены так называемых фирм, уже давно переписаны и их не выпускают на матчи за пределы Великобритании. Видимо, мы теперь введем такую же практику. Но при всей моей симпатии к французской культуре, к моим французским друзьям, французским винам и сырам хочу сказать, что организация турнира оставляла желать лучшего. Не должна была полиция просто стоять и смотреть на беспорядки на стадионах, не должны были в городе продавать алкоголь в стеклянных бутылках - очень много людей получили травмы от стекла. Но тут нет никакой политической подоплеки: просто давно такого не было, инциденты стали неожиданностью.

- Эксперты говорят, что мельдониевый скандал, когда многие российские спортсмены были обвинены в употреблении лекарственного препарата мельдония, объявленного допингом, и дисквалифицированы, на самом деле - борьба фармацевтических компаний между собой. Ходят слухи, что у американцев есть свой "мельдоний". К тому же фармакологи утверждают, что мельдоний не дает допингового эффекта, а просто оберегает спортсмена во время больших нагрузок от инфаркта…

- Я не специалист по допингу, но врачи крупных футбольных команд, с которыми я общался, говорили, что как только мельдоний появился в списке допинга, они сразу исключили его из употребления. Можно долго спорить о том, является тот или иной препарат допингом или нет, но понятно, что как только его признали таковым, он стал допингом. И по этому поводу надо было страшно возмущаться раньше - сразу, как только пошли разговоры о мельдонии, а задним числом махать шашкой не имеет смысла, не поможет.


Специалисты, с которыми я беседовал, говорили, что прямо считать мельдоний допингом нельзя. В последние годы я занимаюсь боксом, и когда я только пришел в бокс, мой тренер сказал, что если я начну заниматься более интенсивно, чем три раза в неделю, то мне придется употреблять что-то, укрепляющее сердечную мышцу, например, мельдоний. Когда через полгода препарат стал допингом, все удивились, но отказались от его приема. У меня возникает вопрос: как мог препарат оказаться в пробах теннисистки Марии Шараповой, это ведь самая именитая российская спортсменка, супербренд, это миллионные рекламные контракты, это звезда - и она вне спорта?! Я-то предполагал, что у спортсмена такого уровня должна быть команда специалистов, ограждающих его от неприятностей в любой ситуации. Это удивило. Что же касается самих допинговых войн, то сейчас на 129-й сессии в Рио-де-Жанейро между Международным Олимпийским комитетом (МОК) и Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) возник конфликт: видимо, все эти истории с Россией происходили на фоне каких-то проблем между этими организациями. Поэтому тут вмешивается политика, идет много разговоров, и ситуация становится настолько сложной и неоднозначной, что ее последствия мы будем расхлебывать еще долго. Я в свое время для себя отслеживал ситуацию, говорил со специалистами, даже посмотрел фильм немецкого журналиста - автора серии фильмов о допинге в российском спорте Хайо Зеппельта. Фильм не впечатлил, но, полагаю, что определенные проблемы с допингом в России есть - в том числе из-за ошибок спортивных чиновников. Сейчас проблемы признаются, ведь уже объявлено о создании специальной комиссии.

- Так как же Виталий Мутко после стольких скандалов сохранил свой пост министра спорта?

- Тут я комментировать не могу - я не назначаю и не снимаю министров. Да, вопросов к Виталию Леонтьевичу накопилось немало. Меня, к примеру, беспокоит то, что сейчас происходит в футболе: В.Мутко обещал в августе нам нового президента Российского футбольного союза и главного тренера сборной, но их пока по-прежнему нет. Тот лимит на легионеров, который явно вредит, отменять не планируют, как не собираются вводить потолок зарплат, который бы уж точно не помешал (в условиях больших денег, которые есть в футболе, нет особого стимула к личностному росту, прогрессу: деньги дома получаешь большие, ничего никому доказывать не надо).

- Действительно, несмотря на какие-то запредельные суммы доходов российских футболистов, российский футбол находится словно в коме…

- Да, у нас есть проблема. Деньги крутятся очень большие, а достижений особо не видно. Безусловно, есть ошибки в управлении нашим спортом. Даже вот такой пример: мы вроде бы боремся с допингом, а в это же время, когда бьемся за наших спортсменов, приходит новость, что олимпийская чемпионка по спортивной ходьбе Ольга Каниськина, лишенная из-за допинга серебряной награды Игр в Лондоне, назначена заместителем директора спортивной школы олимпийского резерва в Саранске. Ну это странно. Можно было бы подождать с такой новостью до конца Игр. Но важно, что мы в России говорим о том, что проблема существует, сотрудничаем с ВАДА. Надеюсь, кого-то из наших ребят удастся отстоять. Хотя есть и абсурдные вещи: вот наши именитые спортсмены - олимпийский чемпион по гребле Юрий Постригай и чемпион мира по бегу с препятствиями Сергей Шубенков - не едут на Олимпиаду потому, что они не сдали достаточное количество допинг-проб в прошлом году в западных лабораториях. То есть их не поймали на допинге, они сдавали пробы, но им запретили участвовать в Олимпиаде из-за якобы недостаточного количества проб.

- Судя по фактам, допинг употребляют не только российские спортсмены… Вот, например, китайских спортсменов подозревают в употреблении какого-то нового снадобья...

- Для того, чтобы кого-то обвинять, надо, что называется, за руку поймать. Легендарный велогонщик Лэнс Армстронг, единственный спортсмен, семь раз подряд (1999-2005 гг.) выигравший Тур де Франс, в 2012 году был пожизненно дисквалифицирован за применение допинга и лишен всех спортивных титулов, полученных с 1998 года. Американская легкоатлетка Марион Джонс из-за доказанного намеренного употребления допинга перед соревнованиями в 2007 году была лишена трех золотых и двух бронзовых медалей, завоеванных ею на Олимпийских играх 2000 года. Сейчас говорят, что в России есть проблема с допингом. По всей видимости, она есть, но достаточных доказательств, чтобы отстранить от участия в Олимпиаде целые российские команды, я лично не увидел.

- Было сообщение о том, что ВАДА лишилось всех образцов проб спортсменов, выступавших за сборную США с 1990 по 2016 годы, якобы из-за оплошности уборщицы, которая случайно уронила стеллажи с пробами американских спортсменов и все 30 тысяч пробирок разбились вдребезги. Если это правда, то она многое объясняет, а если фейк, то и он наводит на размышления о том, что было бы интересно провести независимое исследование проб не только российских, но и спортсменов из англосакских стран, представители которых и работают в ВАДА, чтобы определить степень их беспристрастности. Вот в пробе у четырехкратной чемпионки мира, бронзового призера Олимпийских игр Юлии Ефимовой ВАДА мельдония не нашло, а через несколько дней вдруг изменило выводы на противоположные. Как так может быть? Хорошо, что волевая Ефимова подала в суд и выиграла его.

- Тут ведь еще надо научиться своих спортсменов защищать: ведь сколько будет существовать профессиональный спорт, столько будут скандалы с допингом. Периодически даже возникают предложения: мол, давайте узаконим допинг, все равно многие его употребляют. Вопрос - каким образом защищать своих спортсменов? Того, кого поймали на допинге, защищать сложно, но когда всю команду по гребле не допустили до участия в Олимпиаде из-за "недостаточного количества надежных допинг-проб в последние полтора года", надо защищать своих спортсменов из всех сил.

- Распространено мнение, что сегодня мировые первенства, чемпионаты, Олимпиады больше не спортивные соревнования, а состязания фармакологических школ разных стран…

- Спорт высших достижений без фармакологии существовать не может - организм спортсмена требует определенной поддержки. Например, спортсмен не может существовать без витаминов, без той же серьезной поддержки сердечной мышцы, но по каким критериям один препарат признается допингом, а другой нет, я объяснить не смогу. Мой главный вид спорта - футбол, в нем, к счастью, серьезные допинговые скандалы редки.

- Состоится ли в России Чемпионат мира по футболу?

- Я думаю, чемпионат мира пройдет в России. ФИФА будет поддерживать нас, пока не случится что-то экстраординарное. Весь вопрос в том, чтобы турнир хорошо провести, ведь на самом деле чемпионат мира - это не только спортивное, но и социально-культурное мероприятие. Это новые стадионы, новая спортивная и околоспортивная инфраструктура, реконструкция и строительство вокзалов, аэропортов, гостиниц. Это история не столько о футболе, сколько о жизни - в страну приедут миллионы разных людей, это праздник. Наши специалисты из МВД ездили во Францию за опытом, и, я надеюсь, что таких беспорядков, как там, у нас не будет.

У нас прекрасные современные стадионы в Сочи и Казани, почти достроен хороший стадион в Ростове, строятся стадионы в Санкт-Петербурге (хотя там все сложно), Калининграде, скоро сдадут "Лужники" в Москве. Мои коллеги сегодня жалуются, что в Рио-де Жанейро очень много недостроенных олимпийских объектов. Когда я два года назад был в Рио на Чемпионате мира по футболу, по организации это было чудовищно, но, тем не менее, это был лучший чемпионат мира, виденный мною: нет другой такой страны в мире, которая до такой степени жила бы футболом, как Бразилия. Там даже бомжи на улицах смотрели матчи по телевизору.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Владимир Стогниенко

В преддверии Олимпиады в Рио-де-Жанейро Международный медиаклуб "Формат - А3" пригласил в Вильнюс известного российского спортивного журналиста и комментатора Владимира Стогниенко. Он…… →

Фото
Видео
Статьи