События
Как новый реализм побеждает личностьРоман Сенчин о «цунами постмодернизма», патриотизме и сибирском «упаде». «Жизнь существует, чтобы войти в книгу». Эта мысль Стефана Малларме как нельзя лучше отражает творческие предпочтения нашего гостя — российского писателя и литературного критика, лауреата премии «Большая книга» и «Золотой Дельвиг» Романа Сенчина. Писатель приехал в Кишинёв по приглашению общественной организации Dialogum и при содействии Международного медиаклуба «Формат-А3». Роман Сенчин — один из признанных российских прозаиков так называемых нулевых. Пишет о правде жизни, об обычных людях российской глубинки. Эту прозу он обозначает как «новый реализм». Последний роман — «Зона затопления» — получил премию «Большая книга». Неотстоявшаяся современность - Что такое «правда жизни» в исполнении писателя Романа Сенчина? - Начну издалека. Родился в Сибири, в городе Кызыл, республика Тува. Вообще Сибирь — это не то, что нам часто показывают: дескать, вечные снега и медведи. Она совершенно разная. Южная Сибирь — жаркий край летом, растут даже арбузы. Недавно побывал у родителей, мы ели арбузы, выращенные на их огороде. Правда, зимой доходит до минус 45… но одно другому не мешает. Писать начал с детства. В раннем периоде подражал Жюль Верну, Вальтеру Скотту, дописывал их истории. Позже меня заинтересовали события, происходящие в школе, во дворе. Так я долгое время писал «для себя». И только после армии решил кому-то показать свои вещи. К моему удивлению, в газете старинного сибирского города Минусинска за рассказы «зацепились», начали их печатать один за другим. Приходили люди, которые считали себя прототипами, начинали ругаться. Им объясняли, что это рассказ, то есть выдуманное. И тогда я поверил в себя: людей не знаю, а они, оказывается, себя узнают! - После Литинститута вас пригласили в газету «Литературная Россия», где вы проработали десять лет. Почему ушли? - Хотя это и не совсем журналистское издание, но я почувствовал, что превращаюсь в газетчика. Там нужно всегда быть в курсе происходящего, быстро откликаться на события литературной или общественной жизни. Когда понял, что в моей прозе появляется много «газетного», из «Литературной России» ушёл. И сейчас, уже около двух лет, пытаюсь жить своей литературой. Правда, гонорары небольшие, тиражи — порядка 3 000 экземпляров, и это считается очень неплохим тиражом. У книги «Зона затопления» было три переиздания, в итоге 7 000 экземпляров. Отчасти такие малые количества восполняет интернет, электронные книги. Вообще внимание к современной литературе не очень велико. В 1990-е годы литература утратила своё значение, но последние лет десять оно потихонечку возвращается. Точнее, читатель возвращается к современной литературе. - С чем это связано? - Во многом это происходит благодаря течению «новый реализм». Это, скорее всего, ответ на волну постмодернизма, которая в 1990-е была огромной — такое цунами постмодернизма. И так совпало, что мы с Сергеем Шаргуновым в конце XX века одновременно заговорили о новом реализме. Нас сразу стали клевать: дескать, что это за новый реализм, нового реализма не бывает, есть только реализм. И споры об этом продолжаются до сих пор. Как бы там ни было, мне интересно наблюдать за тем, что происходит именно сейчас. Писать о том, что было 10, 20 лет назад, задним умом понимая многие процессы, не очень привлекает. А любопытно взять сюжет, который ещё живой, «не отстоялся». И такой прозы сейчас не много. - Как вы думаете, почему такой прозы мало? - Многие авторы считают, что в современной жизни тем нет. И во многих произведениях человек существует в безвоздушном пространстве и занят только собой. Но на мой взгляд, сегодня очень много событий, которые заслуживают хотя бы попытки написать прозу о нашем времени. Причём это сложно, потому что надо быть немного экономистом, разбираться в богословских делах, других областях знаний и общественной жизни. Но описывать какого-то человека, совершенно оторванного от реалий — это не для меня. Мне любопытно, где он живёт, в какой атмосфере, как зарабатывает, чем питается. И, не встречая этих тем у других, пытаюсь восполнить пробел своими вещами. Интересно переносить на бумагу живую жизнь. Долгое «прощание с Матёрой» - А все ли герои ваших романов реальны? Или это собирательный образ, выдуманный человек? - За каждым сюжетом, персонажем стоит иногда конкретный человек, иногда собирательный образ. Но выдумывать героя из воздуха у меня не получается. И, читая дневники писателей прошлого, вижу, что у всех были прототипы. До сих пор литературоведы раскапывают, кто был прообразом Настасьи Филипповны, Мышкина и других. И приходят к выводу, что Достоевский, Лев Толстой и другие писатели отталкивались от реальных людей. А просто выдумать сюжет и людей, по-моему, невозможно даже для фантаста. Например, в моей книге «Зона затопления» практически всё документально. Там совершенно реальная история: строительство Богучанской ГЭС, которую начали возводить ещё в конце 1970-х, на многострадальной реке Ангаре. Потом строительство остановили и в 2005 году решили достроить. Сначала я отнесся к этому, как к одной из новостей. Потом узнал, что ГЭС будет по типу Братской, Саяно-Шушенской — то есть реку от берега до берега перегородят плотиной, переселят людей. Когда у нас построили Саяно-Шушенскую ГЭС, обещали, что это последняя гидроэлектростанция, по крайней мере, в сибирских краях. И больше не будет переселения людей, слёз, огромных затопленных территорий. Оказалось, что вновь повторится то, что, казалось бы, осталось в истории благодаря книге Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Тогда люди узнали, что эти ГЭСы нравственно не оправдывают себя, что людские сломанные судьбы ничем невозможно окупить. Начал собирать материал, встречался с переселенцами в Минусинске, Абакане, Саяногорске. Посетил старинные сёла Кежма, Паново перед их уничтожением — это настоящие сибирские деревни. Они расположены далеко от городов, там люди привыкли опираться на свои силы, жить своим небольшим миром. Кежемский край до исчезновения считался заповедной территорией. Это всё уничтожено, сожжено, люди переселены. И самым моим большим потрясением было то, что за этот роман я получил премию «Большая книга»: роман протестный, а премия считается официозной. Но почему-то жюри, в которое на четверть входят крупные бизнесмены, мне её присудило. Россия — на подъёме! - Роман Валерьевич, вы много ездите по России. Хотелось бы узнать, чем живут люди… - Вообще поездок действительно много, не только по России, но и по странам, которые были республиками СССР. А недавно вот отказался от поездки в Италию, потому что в это время у меня намечался Норильск. Потрясающий город, удивительные люди. Чтобы что-то понять, нужно долго прожить в том или ином месте. Может, журналист за два-три дня что-то и схватывает. А чтобы написать рассказ или повесть, нужно где-то пожить месяц, два, три. Что радует? Так совпало, что в 1993-м я довольно много поездил по России, и тогда настроение у людей было совершенно жуткое. Побывал в том же Норильске; город погибал, жители пребывали в растерянности. Есть такое сибирское слово — «упад», и это совершенно чёткая формулировка — на людей обрушился упад. Сейчас наоборот — происходит подъём. Многие видят будущее своё, детей. И главное, что сейчас власти могут сделать для них, — не мешать развиваться, не зажимать в тиски. Снова появляются фермеры. Я недавно ездил по Рязанской области и с удивлением обнаружил: фермеров много! Роман Сенчин родился 2 декабря 1971 года в семье служащих в г. Кызыл Тувинской АССР (ныне — Республика Тыва). После окончания школы учился в Ленинграде, проходил военную службу в Карелии. |
|
|||||
|
Ваш комментарий