События

20.09.2016, Латвия, Рига

Александр Велединский

Фото

20 сентября в Риге гостем интеллектуального клуба «Культурная линия» стал один самых востребованных и титулованных современных российских кинорежиссеров Александр Велединский. Достаточно упомянуть, что только один его фильм «Географ глобус пропил» был удостоен 39 (!) кинематографических призов на различных кинофестивалях в России, Европе и за океаном!

Встреча с мастером проходила в переполненном конференц-зале гостиницы Pullman Riga Old Town Hotel. Подавляющее большинство – молодежь: молодые артисты Рижского русского театра им. М. Чехова и воспитанники студии «Арт-платформа Stadia», студенты Латвийской академии культуры и Латвийского университета, студенты медиа-школы «Тактика», а также студенты-слависты из США, которые приехали в Ригу … изучать русскую культуру! Интересно, что среди творческой интеллигенции среднего поколения было немало латышей, а среди молодежи – представители практически всех нацменьшинств страны, включая даже девушку из Узбекистана, прекрасно ориентирующуюся в кинематографической ситуации своей страны. Вот уж поистине – искусство не имеет границ и национальности и объединяет людей.

В начале встречи Александр сразу признался: «Я очень тепло отношусь к вашей стране и люблю Ригу. В 81-м году мы с супругой приезжали на целый месяц отдыхать в Юрмалу, жили в Меллужи, а дом нам помог снять фронтовой друг моего отца, который здесь возглавлял совет ветеранов Великой Отечественной войны. Они с отцом были вместе на Соловецких островах, учились в школе юнг. Вместе с ними там был писатель Валентин Пикуль, рижанин... А еще во время нашего отпуска в Риге гастролировал БДТ, мы с женой пересмотрели весь их репертуар, и у меня до сих пор дома хранятся программки тех времен с автографами Басилашвили, Евгения Лебедева и великого Товстоногова…. Очень теплые воспоминания!..»

По ходу встречи с рижанами Александр не единожды возвращался к воспоминаниям об отце, но уже в контексте рассказа о своем новом фильме «В Кейптаунском порту», в основу которого легла реальная история из жизни Велединского-старшего, мальчишкой убежавшего на фронт в 42-м году и оказавшегося на Соловецких островах. Съемки режиссер завершил буквально месяц назад, а на днях приступил к завершающей стадии работы – монтажу. Александр признался, что сценарий фильма он написал двадцать лет назад, но никак не мог найти необходимого финансирования. В результате, первую часть картины создал на частные средства - снял две трети картины в Крыму, Петербурге и Москве, потом сделал презентационный ролик, и в итоге получил помощь от государства. Съемочная группа съездила в Кейптаун, где сняла последнюю треть фильма.

- Это первый мой фильм, в котором нет главного героя, - рассказал Александр. – Вернее главных героев трое. Нет, шестеро! Но не буду раскрывать вам все тайны. Фильм состоит из трех новелл. Действие происходит 22 июня 1996 года одновременно в трех точках планеты – в Питере, Севастополе и Кейптауне. И в каждой новелле есть главный герой. Героев играют замечательные актеры: Владимир Стеклов, Евгений Ткачук – один из лидеров молодого российского кино, Сергей Сосновский, Юрий Кузнецов, Александр Робак, Даниил Стеклов (внук Владимира Стеклова).

Режиссер также признался рижанам, что пять лет назад, размышляя над сюжетом фильма «В Кейптаунском порту», он стал вынашивать идею съемок фильма о Соловецких островах, в результате чего на свет родился культовый роман Захара Прилепина «Обитель». А началось все с того, что к Велединскому подошел продюсер Валерий Тодоровский и предложил подумать над темой под названием «Соловки». Режиссер, конечно, сразу за эту тему зацепился – в память об отце. Но сценарий предложил написать своему другу Захару Прилепину. Тот сказал, что подумает над этим предложением примерно 3-4 недели. Но перезвонил Велединскому на следующий же день. И сказал, что готов написать небольшой рассказ. Друзья слетали на Соловки, Прилепин по возвращению уже задумался над повестью, а в результате через три года написал на 800 листах роман «Обитель». В 2014 году роман "Обитель" принес Захару Прилепину престижную российскую премию «Большая книга».

- Конечно, к Прилепину тут же выстроилась очередь из продюсеров и режиссеров, но он по-честному сказал всем, что продюсерские права на экранизацию романа принадлежат Валере Тодоровскому, а режиссерские – Велединскому. И вот мы уже полгода с Петром Тодоровским-младшим, сыном Валеры Тодоровского, пишем сценарий. А поскольку мы оба заняты, я - работой над «Кептуанским портом», а Петя дебютирует со своей картиной, к сценарию возвращаемся время от времени. Но главная проблема, конечно, как всегда в деньгах. Когда пошли санкции и рванул вверх доллар, наш бюджет уменьшился, а на такие деньги, к сожалению, сейчас невозможно снять этот фильм. Соберем деньги – будем снимать. Не соберем – не будем…

Поскольку тема рижской встречи с Велединским была обозначена как «Герой нашего времени в кино и в жизни», рижан в первую очередь интересовал вопрос о необычайной популярности фильма «Географ глобус пропил» и личности главного героя Служкина, блистательно сыгранного Константином Хабенским.

Феномен успеха картины Велединский объяснил тем, что современный зритель соскучился по … себе на экране! Именно по себе! А главным «виновником» этого феномена назвал автора романа «Географ глобус пропил» Алексея Иванова:

- Отображение жизни маленького человека в литературе и кинематографе – это тоже русская традиция, - подчеркнул Александр Велединский. - Как говорил Белинский, все мы вышли из гоголевской «Шинели». И Служкин, которого придумал и написал Алексей Иванов, вполне вписывается в парадигму тех персонажей русской классики, начиная с князя Мышкина и, заканчивая вампиловским Зиловым…

Отвечая на вопрос одного из молодых латвийских кинокритиков о том, как понимает режиссер с свою ответственность перед публикой, гость сказал, что руководствуется принципом «не навреди»:

- Тот же патриотизм, которого хотят от российских кинематографистов чиновники, я рассматриваю именно как верность своей стране, а не как преданность какому-то отдельному человеку во власти. Что касается того же «Географа», на мой взгляд, это фильм об искушении. Потому что человек, преодолевший искушение, уже несет собой положительный заряд. Если вы пришли встретиться с автором фильма, значит, вас тронул мой фильм… Я снимаю то кино, которого мне самому не хватает, которое сам был хотел посмотреть.

В процессе разговора о фильме «Географ глобус пропил» Велединский упомянул о том, что одну из центральных ролей в фильме сыграла рижанка, одна из ведущих актрис Вахтанговского театра Евгения Крегжде. И что помимо его самого за участие в фильме Жени также ратовал сам Хабенский. На съемочную площадку рижанку Крегжде привела кастинг-директор Велединского – Татьяна Талькова, вдова Игоря Талькова.

В контексте рассказа о рижской актрисе также прозвучал вопрос о том, не планирует ли режиссер попробовать кого-то из латвийских артистов на роль начальника соловецкого лагеря в фильме «Обитель», который, как известно, был реальным историческим персонажем и латышом по национальности.

- Честно говоря, я пока боюсь думать о кастинге. Но, конечно, подумаю о вашем предложении. В реальности комендантом был красный латышский стрелок Теодор (Федор Иванович) Эйхманс. Прилепин изменил его фамилию на Эйкманиса. Этот персонаж отражает ту суть чудовищного эксперимента, который был сделан над нашей страной из благих побуждений... Эйкманис показан таким «Мичуриным от НКВД» – человеком, который был уверен, что людей можно перевоспитать. И в нашем сценарии мы сейчас усиливаем эту ноту. Ошибиться с актером на такую роль просто невозможно! Это должен быть актер, личность!

Беседа с Велединским, конечно, не обошла стороной сериала «Бригада». Александр подчеркнул, что считает этот фильм абсолютно честным и в корне не согласен с теми, кто считает главного героя Сашу Белого негодяем: «Это кино про тех, кто пошел в бандиты не ради удовольствия. А потому что этих людей смяло время. А времена не выбирают…»

Молодые актеры задавали режиссеру вопросы о том, как он пришел в кино, кого из молодых режиссеров и актеров считает наиболее талантливыми. Велединский рассказал, что состоит в экзаменационной комиссии ВГИКа и точно знает, что среди студентов и выпускников есть очень талантливые люди. И даже назвал одно из имен - Антон Коломеец, который под покровительством Валерия Тодоровского сейчас запускается с дебютной полнометражной картиной.

Американские студенты, в свою очередь, интересовались, в чем сейчас заключается основное отличие американского кинематографа от российского. Режиссер ответил, что главная отличительная особенность американского кино – это высококачественные сценарии, продуманные до мельчайших деталей, тогда как в России ощущается крайний дефицит на хорошие работы сценаристов.

Cтудентка из Узбекистана поинтересовалась, почему, на взгляд Велединского, на ее родине кино пришло в полный упадок и новых фильмов после знаменитого «Ташкент – город хлебный» не рождается. Велединский объяснил это тем, что в Узбекистане, также как и в России, и в той же Латвии, затянулся переходный период от одного строя к другому, что влечет за собой элементарную нехватку денег на кинематограф.

Аплодисментами люди приветствовали вопрос человека, который представился бывшим географом. «Бывших географов не бывает!», - парировал Велединский. Географ спросил режиссера о его отношении к советскому кинематографу.

-- В Советском Союзе была система. Да, кинематографистов зажимали. Да, там творились порой страшные вещи. Но после премьеры фильма Александра Миндадзе «Милый Ганс, родной Петр» (всем советую его посмотреть!), я подошел к Александру Анатольевичу и спросил, когда ему было легче работать – в советское время или сейчас? Он ответил, что сейчас сложнее. Потому что сейчас ко всему прочему добавились денежные вопросы. А в советские времена кинематографистов все-таки побаивались. В ЦК КПСС говорили, что «с киношниками надо общаться помягче, потому что они могут влиять на умы…»

Завершилась беседа размышлениями о том, что такое русский характер, и действительно ли Велединский пытается вскрывать в своих картинах русский культурный код, как это считают многие кинокритики.

- Я не задумываюсь о том, что вскрываю какой-то код. Если я буду думать об этом, сойду с ума. Главная черта русского характера – это терпение, которое иногда заканчивается. И тогда беда всем! А ещё в русском характере – милосердие. Например, фильм «Брат» - это фильм о прощении. Приехал мальчишка к брату, тот его предал, а он его простил. Это все вечные темы милосердия.

В качестве рекомендации Велединский посоветовал рижанам обратить внимание на картины тех режиссеров, которые дебютировали в нулевые годы – на фильмы Алексея Германа-младшего, Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Василия Сигарева, Алексея Федорченко, Валерия Тодоровского, и Александра Миндадзе, чей режиссерский дебют состоялся в 60 лет.

А прежде чем к режиссеру выстроилась длинная очередь из желающих сфотографироваться на память, Велединский поделился своей любимой шуткой 2016 года:

-- Прошлый год был объявлен в России годом литературы – Нобелевскую премию получила Алексиевич. В этом году в России Год кино – возможно «Оскар» получит Латвия или Украина.

 

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*