События
Как географ глобус пропил: кинорежиссер подробно рассказал об этом рижанамЧто такое «большой артист»? А «настоящий русский характер»? Чем американское кино лучше нашего, и есть ли госзаказ в России? Один из создателей культового сериала «Бригада» и режиссер самого титулованного российского фильма последних лет «Как географ глобус пропил» Александр Велединский провел в Риге творческий вечер и ответил на самые разные вопросы. Встреча прошла в рамках Международного гуманитарного проекта «Культурная линия». Небольшой конференц-зал был переполнен: много молодежи, артисты начинающие и опытные, студенты, преподаватели, журналисты и просто благодарные телезрители. Велединский не стал читать лекций — предложил общаться в формате «вопрос-ответ». Отвечал коротко, интересно и по-существу. Вопросы тоже были стоящими, чувствовалось, что случайных людей на вечере не было. Остальное можно только домыслить исходя из того, что отец Велединского, как выяснилось позже, в 1942-м убежал из дома на Соловки и учился там в школе юнг. Разговор плавно перешел в направление творческих планов.И выяснилось, что у Риги и кое-кого из латвийских актеров тоже есть шанс. «Просил Захара Прилепина написать рассказ про Соловки, чтоб сделать по нему фильм. Поехали туда. Но у Прилепина вместо рассказа получился роман. «Обитель». Готовлюсь снимать, пишем сценарий. Там, кстати, один из главных героев латыш — начальник лагеря НКВД. Теодор Эйхманис — мичурин от НКВД, уверенный в том, что человека можно перевоспитать». У зрителей тут же возникло предложение в роли латыша снять латышского актера: «Я думаю об этом. Хотелось бы снять и про Латвию. Тем более, если показать, что это Рига, то возвращается часть бюджета». — Деньги. Точнее, их отсутствие, — вот что роднит кино бывших советских республик, — пояснил режиссер девушке из Узбекистана, которая обеспокоена печальным существованием родного кинематографа. — И ваша страна, и наша, и Латвия — все мы находимся в переходном периоде. Который затянулся, и мы не успеваем правильно существовать. «Просто денег нет». Нет системы. — Есть ли госзаказ в России? — Конечно, его никто не отменял. И госзаказ, и цензура. Но и французское кино, например, живет на госсубсидии, но там они помогают режиссерам. У нас, если ты не подходишь под список тем, сам ищешь деньги. Потому я 5 лет не снимал и чувствовал себя немного лишним. Хотя после «Бригады», признался режиссер, было много возможностей и предложений войти в мейнстрим и штамповать «убойные» сериалы. Но не взялся. И не жалеет. «Смотрю на эти картины и рад, что отказался». — Несет ли режиссер ответственность за то влияние, которое оказывает его фильм на окружающих? Ведь ваша «Бригада» сделала героем бандита. — Над «Бригадой» я работал как сценарист, режиссер там Алексей Сидоров, — уточнил Александр Велединский. Но по сути пояснил: — Не навреди — это задача режиссера. И «Бригада» — фильм не про бандита, про наших людей, которых смяло время. Саша Белый пошел в бандиты не ради удовольствия. Он не негодяй. «Географ» — фильм об искушениях. Человек, преодолевший искушения, уже не может быть отрицательным героем. Вот если б он переспал со своей ученицей, которая в него влюблена, его ученики погибли бы. Но он сумел удержаться. — Как Вам удалось в «Географе» так достоверно воплотить эпоху и следовать книге? — Я не люблю подстрочное кино. Литература выше кино априори. Важнее отразить суть (в рамках треклятого бюджета). «Географа» я ставил по роману Алексея Иванова. Прилепин предупреждал: поссоришься с автором навсегда, потому что книга как ребенок. Но Иванов сказал: «Делайте, что хотите. Если у вас получится плохой фильм, книга все равно хорошая». Хотя потом уже говорил, что фильм получился лучше, и мы с ним дружим теперь. А книга про «Бригаду» была написана другими людьми уже после нашего фильма. Заговорили об американском кино — нужно России ему подражать или не нужно? — Подражать плохо, учиться — хорошо. А учиться у Запада нам есть чему. В американском кино, например, сценарий проработан тысячу раз до мелочей. Чего нет у нас, к сожалению. У нас огромная проблема со сценаристами, а сценарий — волшебная вещь. — Что для вас патриотизм? — Верность стране, а не человеку. Я так его рассматриваю. — Как относитесь к римейкам? — Они всегда были и будут. И в кино и в театре. Но иногда стоит уйти вглубь веков, как сделал, например, Тарковский в «Андрее Рублеве». Чтобы рассказать об отношениях «художник и власть» , если иначе невозможно. — О вас говорят, что вы в своих фильмах пытаетесь вскрыть русский культурный код. Что для вас русский характер? Этот «русский вопрос» режиссеру дался труднее всего. После некоторых размышлений он пришел к выводу: — Главная черта русского характера — терпение. Когда оно заканчивается, тогда становится жарко всем. Но я в своей работе никогда не задумываюсь о том, что вскрываю какой-то код. И не дай Бог думать об этом. — Константин Хабенский, сыгравший у вас географа, назвал эту роль знаковой для себя. Что такое, по-вашему, большой артист? — Яркая личность. Человек, способный на поступок. Это всех касается — женщин тоже. Тот же Хабенский, например, приходил на площадку, когда сам не снимался. Приходил помогать школьникам, подавал реплики. Знал, что это важно для них. И значит, для него. — Сам я, — признался режиссер, — страшно боюсь первого дня съемок. Фильм ведь рождается 4 раза: в голове, на бумаге, на съемочной площадке и на монтажном столе. Если конечный результат совпадет с первоначальной задумкой на 50 процентов, это уже хорошо. Вот, мой друг Саша Рогов просил роль в «географе». Я сказал, что надо сильно похудеть, и он похудел. Но к съемкам опять поправился — пришлось отказать. Тогда он стал проситься в «Кейптаунский порт». Я говорю: «Возьму, если похудеешь на 25 килограммов». Он похудел — я его снял. …Велединский, судя по его жизненному пути, из тех режиссеров, которые снимают потому, что не могут не снимать. Родом он из Нижнего Новгорода. В прошлом инженер, работал в «ящике». Первый фильм поставил в 41 год. Учиться поступил в 34 года — со второй попытки. Поэтому по возрасту старше поколения своих однокурсников. Многих из которых очень ценит и для понимания российского кино советует смотреть фильмы тех, что стартовали в 90-нулевые годы. А кино он заболел в глубоком детстве — в 67-м году. — В дверь постучал сосед и спросил: «Ты смотрел «Кавказскую пленницу»? Пошли посмотрели. И начали мы с ним распределять роли, проводить кастинги, репетировать. Ему досталось три роли, мне две — Шурика и Никулина. Тогда я и сошел с ума, спасибо Гайдаю… |
|
|||||
|
Комментарии
layout of your site? Its very well written; I love what youve got to say.
But maybe you could a little more in the way of content so people could connect with it better.
Youve got an awful lot of text for only having 1 or two pictures.
Maybe you could space it out better?
Ваш комментарий