События

Алексей Романов: До и после «географа»

Алексей Романов, http://www.lsm.lv Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Герой нашего времени: в кино и в жизни» — так была определена тема творческой встречи с российским кинорежиссером и сценаристом Александром Велединским. Ее в Риге в рамках Года российского кино организовал клуб «Культурная линия». Было у встречи с рижанами и другое название — «Что будет после того, как “Географ глобус пропил”».

Оно настраивало на разговор о том, на что теперь нацелено внимание автора картины, признанной лучшей в его кинематографической карьере. Кстати, она получила около 40 российских и зарубежных наград, включая «Нику», «Белого слона», «Золотого орла», гран-при «Кинотавра».

Мне фильм «Географ глобус пропил» показался весьма значительным явлением российского кино, несмотря на мое личное отрицательное отношение к романтизации алкоголя в искусстве. Я понимаю, что это жизненные реалии, но как-то их на экране стало слишком много. И еще, смотря «Географа», я пожалел, что он снимался намного позже того времени, когда в нем мог бы сыграть главную роль Олег Даль. Ведь Служкин, как отметил на встрече сам Александр Велединский, такой же «лишний человек», как Обломов, князь Мышкин, Печорин и Зилов в «Утиной Охоте» Вампилова. Образы двух последних героев Даль блистательно воплотил на кино- и телеэкране. А мне довелось видеть спектакль «Утиная охота», где Зилова играл исполнитель роли Служкина в «Географе» Константин Хабенский. И ему явно далеко до откровений человека в глубоком кризисе среднего возраста, которые раскрывает Даль в киноверсии пьесы.

Режиссер Александр Велединский рассказал в Риге, что в фильме о «пропившем глобус» географе он хотел привлечь внимание к маленькому человеку, вышедшему, по образному выражению Белинского, из гоголевской шинели.

— Я тоже порой чувствую себя лишним человеком, — поделился Велединский.
А еще он признал первенство литературы над кинематографом. Таким образом, режиссер как бы снизил значение собственных экранизаций по сравнению с первоисточником.

При этом как сценарист Велединский против построчных кинопрочтений литературы. Единственной удачей «киноподстрочника» он считает телефильм Владимира Бортко по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Перед тем как взяться за сценарий по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил», он позвонил своему приятелю, писателю Захару Прилепину, и спросил его мнение об этой идее. Захар идею одобрил, но предупредил, что это непременно навсегда поссорит режиссера с автором книги.

К счастью, прогноз не оправдался. Иванов предоставил Велединскому карт-бланш на экранизацию своего детища. И даже разрешил изменить концовку и омолодить главного героя лет на десять. Картину автор романа оценил высоко. Тем более она привела к резкому увеличению продаж книги. Писатель и режиссер еще больше сдружились.

— Главное, что нам удалось сохранить дух романа, — считает Александр Алексеевич. — А именно то, что герой смог преодолеть искушение. Значит, он уже не отрицательный персонаж.
Он уже может являть собой положительный пример. Если бы он откликнулся на признание в любви своей ученицы и переспал с ней, погибли другие школьники. Он их спас тем, что остался морально чистым.

Участники встречи, конечно, не могли не вспомнить, что одну из главных ролей в «Географе» сыграла родившаяся в Риге ведущая актриса московского театра имени Вахтангова Евгения Крегжде. Гость рассказал, что на эту роль пробовалось не менее 30 человек. В конце концов, режиссер спросил Константина Хабенского, с кем ему хотелось бы сниматься. И тот ответил: «С этой из Риги». Фильм стал для Евгении дебютом в большом кино.

А как начинал свою кинокарьеру сам Александр Велединский?

Он считает, что начал ее поздно — первый полнометражный фильм снял в 41 год, то есть «сверстниками» в режиссуре для него стали люди на 10-15 лет моложе.

До этого Александр в родном Нижнем Новгороде окончил Политехнический институт по специальности электрооборудование судов. Работал инженером.

— Но, сколько себя помню, всегда хотел снимать кино, — признался режиссер. — Однако боялся сделать первый шаг.
И все же он решился. Поехал в Москву поступать на Высшее курсы сценаристов и режиссеров, был допущен до экзамена по специальности.

— Когда я увидел перед собой в комиссии Александра Кайдановского, Маргариту Терехову, Владимира Меньшова, у меня просто язык прилип к нёбу. На все вопросы отвечал бессвязным мычанием. И, конечно, «пролетел», — рассказал Велединский.

Но через два года он поступил на эти курсы, учился в мастерской таких мэтров, как Прошкин и Приёмыхов.

Закончил курсы Велединский в 1995 году, когда российский кинематограф находился в глубоком кризисе. Выпускникам сказали, что кино больше нет и не будет, и им надо искать другую работу, или возвращаться к старым профессиям. В ту же ночь Александру приснился сон. Он, инженер, корпит в своем отделе над чертежом. И у него стерся весь ластик. Он ходит и у всех просит одолжить ему ластик. А ему отвечают: «Ну что, вернулся? Не получилось с кино?».

— Я проснулся, закурил «Беломор», подошел к окну и, глядя на силуэт Останкинской башни, сказал сам себе: «Все это очень серьезно».
Между тем, уже в том же 1995 году Велединский снял свою первую короткометражку «Анфан Террибль», за которую получил специальный диплом жюри фестиваля «Святая Анна».

— Так я «вышиб дверь» в киноиндустрию. И меня впустили, — рассказал он.

Далее были сериалы «Бригада», где он выступил соавтором сценария, и «Закон», в котором он уже действовал и как сценарист, и как режиссер-постановщик. За ними последовала режиссерская работа над фильмом «Русское» по мотивам произведений Эдуарда Лимонова. После были картины «Живой» и «Сдвиг».

— А потом я пять лет лежал на диване, потому что все мои предложения отвергались. И только «Географ» смог соединить мои интересы с интересами продюсеров. В частности, продюсера Валерия Тодоровского.
Так что же происходит в творчестве Велединского сейчас, после того как «Географ глобус пропил»?

Завершен съемочный период фильма «В Кейптаунском порту». По словам режиссера, на создание картины его вдохновили популярная песня и реальная история, которая произошла с его отцом в 1945 году на Дальнем Востоке. Фильм состоит из трех новелл, сюжеты которых переплетаются. Съемки велись в Кейптауне, Петербурге и Севастополе. Роли исполняют Владимир Стеклов, Сергей Сосновский, Александр Робак, Юрий Кузнецов и Евгений Ткачук.

Тему следующей картины предложил Валерий Тодоровский — Соловецкий лагерь особого назначения. На Соловки Александр Велединский отправился вместе с другом Захаром Прилепиным. После поездки писатель взялся за роман «Обитель», из которого сейчас рождается сценарий будущего фильма. Среди его реальных персонажей — первый начальник лагеря, бывший красный латышский стрелок Теодор Эйхманс. Позже он работал редактором журнала «Соловецкие острова» — печатного издания Управления Соловецкими Лагерями.

— На наш с Захаром взгляд, Эйхманс отражает ту суть чудовищного эксперимента, который проводился над страной из благих побуждений. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад, — рассказал Александр.
– Там есть еще один, который его сменяет на посту коменданта, Ногтев, настоящий садист. Эйхманс не был садистом, он был Мичурин от НКВД. Он был уверен, что людей можно перевоспитать.

Авторы хотели усилить эту ноту и написали в сценарии сцену, которой нет в книге, как Эйхманс передает дела Ногтеву.

— Я сам зритель, — сказал Александр Велединский. — Поэтому снимаю кино, которое сам хотел бы посмотреть, которого мне не хватает. И прекрасно, если это совпадает с художественными потребностями других зрителей.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Велединский

20 сентября в Риге гостем интеллектуального клуба «Культурная линия» стал один самых востребованных и титулованных современных российских кинорежиссеров Александр Велединский. Достаточно…… →

Фото
Статьи