События

Финита ля дольче вита.

Владимир Жданович, "Минский курьер". Источник (ссылка откроется в новом окне)

Почему Европе приходится мириться с диктатом Америки, зачем нужно успеть, пока не поздно, понять Китай и какие реформы смогут спасти человечество от глобального кризиса? Своими мыслями поделился известный итальянский журналист, политолог, писатель и общественный деятель Джульетто Кьеза

В Минск господин Кьеза приехал с Донбасса, где наблюдал за так называемыми праймериз — предварительными местными выборами. Поэтому первым делом посчитал нужным высказаться на тему российско-украинских отношений:

— У меня давно было ощущение, что отношения этих стран будут плохими. До событий «Евромайдана» был в Украине четыре раза и видел, что страна находится в руках США. Я писал о большой схватке за Украину еще четыре года назад.

Джульетто Кьеза прибыл в Беларусь по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3». Он бывший депутат Европарламента с левыми взглядами, один из самых последовательных европейских критиков американской внешней политики.

В Италии у Джульетто много сторонников, при этом он не имеет доступа к СМИ, в которых работают «американцы». Такое определение не случайно — итальянская пресса, по мнению Кьезы, просто повторяет пропагандистские статьи, видеосюжеты, которые выходят за океаном.

— Моя страница в «Фейсбуке» насчитывает 300 тысяч читателей, что больше, чем аудитория передовой Corriere della Sera. Хотя у «той стороны» кроме печатного флагмана есть еще другие издания, а также множество телеканалов.

В оковах сотрудничества

— Судя по тону американо-европейского диалога, складывается ощущение, что на равных США могут говорить только с госпожой Меркель. Из Италии это видится вам по-другому?

— Скорректирую вас: Германия не разговаривает наравне, ее систематически шантажируют, нанося ущерб всей Европе. Но не только Меркель, все европейские руководители находятся под таким давлением. У Америки есть много сильных средств, чтобы пугать чиновников. Поэтому вся Европа сегодня просто выполняет ее указы. Это моя оценка. Конечно, иногда есть некое сопротивление, но все тщетно. Взять хотя бы недавнее высказывание Джо Байдена, что «европейцы не хотели вводить санкции против России, но мы их убедили». Ну а если Европа совершает неправильный для США шаг, то тут же получает штраф на 13 миллиардов долларов «Дойче банку» или дискредитацию международной деятельности «Фольксвагена».

— Когда же, на ваш взгляд, случился тот перелом, после которого Европа стала столь зависимой от, казалось бы, взаимовыгодного партнерства с США?

— Я видел много разных моментов этого процесса, и, признаться, был такой, когда Европа чувствовала себя более свободной, чем сейчас. Правительства небольших стран мог­ли быть независимы во мнении по той же проблеме Ближнего Востока.

Евросоюз создавался в мирное время как самостоятельное объединение стран, но в течение пары лет, на мой взгляд, произошел переворот. Вдруг, никому не сказав, они изменили правила, хоть и законно. Кто они? Хозяева вселенной — большие банки и корпорации. Это умные люди, но только потому, что имеют больше реальной информации. Таких данных нет у наших мажордомов — руководителей Европы. В итоге, зачеркнув демократию, эта группа людей создала крепкую бюрократическую систему в Брюсселе. Суть переворота в том, что был аннулирован рынок, его заменило производство денег. И все же после десяти лет самого большого в истории человечества эксперимента (это слова Ротшильда, не мои) он завершается. Он провалился, но за это время мы потеряли элиты, которые могли бы противостоять Америке. А что же дальше? Ну если сами организаторы таких метаморфоз говорят, что попали в «незнакомые воды», то что уж говорить об устойчивом развитии Европы и обещаниях наших лидеров. Предвижу, что через пять лет политический ландшафт ЕС будет совсем другим. Я не говорю, что система разрушится, слишком мощная структура, но вот куда двигаться, нужно решать сейчас.

— И все же есть мнение, что Европе удается неплохо сдерживать давление США в вопросе Трансатлантического партнерства.

— Потому что у самой Америки ныне много проблем, страна также в кризисе.

Понять Китай, пока не поздно

— Беларусь не скрывает, что готова сотрудничать с Европой, при этом имея стратегическое партнерство с Россией. Нужно ли сегодня нашей стране выбирать какую-либо сторону?

— Думаю, Беларусь может себе позволить и дальше проводить такую политику. Вы не опасны для Запада. К слову, не только Лукашенко, но и Путин хотел бы сотрудничать с Европой и Америкой.

В 90-х годах прошлого века, когда рухнула берлинская стена, а потом и СССР, за океаном были уверены, что Россия больше не конкурент. В то время они предвидели рост Китая, сосредоточив все усилия на нем. Я писал об этом подробно в книге «Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада». Но вдруг Россия опять появилась. Некоторые говорят, что это заслуга Путина. Может, и так, но и сама страна — гигант, который не может исчезнуть. В 2004 году российский президент сказал, что хотел бы дискутировать с Западом, но с той стороны предпочитают диктовать условия. Америке и Западу не нужны партнеры, скорее, требуются вассалы. После этих его слов Россия стала врагом, которого нужно уничтожить. Но Путин не Саддам Хуссейн, а его страна — мировая сила.

— К слову, о Китае. Прочитал, что вы активно учите язык. Зачем?

— Пока не поздно, нужно успеть понять Китай. Это задача не только моя, но и всей Европы, Америки и России. Еще чуть-чуть, и Китай будет руководить миром. И ваш Президент очень правильно мыслит, налаживая сотрудничество с Поднебесной. При этом у китайцев голова работает совсем по-другому. Китай — не только другой язык, но и другой «софт» в голове. Это гордая, прагматичная нация, которая, как они сами говорят, находится между небом и землей.

Его величество кризис

— Как живет Италия сегодня?

— Наша страна переживает большой духовный кризис, и многие считают, что государству нужны реформы — не технические или экономические, а моральные и интеллектуальные. Сегодня мы потеряли элиты, пропали партии, которые формировали людей, помогали им участвовать в политической жизни. Сегодня у нас одна партия — телевидение, и уже формируется вторая — Интернет. Когда-то меня учили, что мы живем в глобальной деревне, но сегодня я вижу, что живем и правда глобально, но не в деревне. Потому что никто не знает ничего даже о соседях. Информация не поступает, итальянцы не в курсе, что происходит в мире. На мой взгляд, демократия у нас исчезла. Конечно, существуют церемониальная часть, европейские институты, но их связь с обществом потеряна. И такая ситуация — по всей Европе. Самое опасное, что все это происходит в условиях большого экономического кризиса.

— Эпоха потребления на европейском континенте уже наступила?

— И даже сломала все основы цивилизованного общения! Каждый думает о себе, при этом на низком интеллектуальном уровне. Вокруг только вещи, которые окружают человека. Одно время мне думалось, что Интернет может стать местом, где все еще остается свобода. Но сегодня эта площадка также на 90 % захвачена «Ютьюбом», который не прибавляет ума, а скорее способствует деградации людей. Эти антропологические изменения — трагедия для всей цивилизации. К тому же из-за пресловутой глобализации целые народы потеряли историческую память и свои традиции.

— Массовый приезд эмигрантов в Европу — просто еще один гвоздь в крышку гроба?

— Эти люди приезжают в общество, которое само не знает, кто же оно есть. Вина за массовый приезд эмигрантов лежит на самих европейцах — поддержка переворота в Ливии, бомбежек Сирии. При этом сегодня Европа не готова принимать другие цивилизации у себя. Нас никто не учил, что вокруг есть 6 миллиардов людей, которые живут в другом времени. Сколько раз был в Афгани­стане и видел, что население там никак не сможет принять ту демократию, которую несет Америка. Трагедия западной культуры в том, что мы не знаем, чем живут другие люди.

— Весной, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, вы констатировали полную остановку роста экономик западных стран уже к 2020 году. Так ли все страшно?

— Во-первых, я все же просто наблюдатель, который исследует мировые процессы. А эти слова принадлежат известному экономисту Лоуренсу Саммерсу, и у нас, по его мнению, действительно есть всего 4-5 лет, чтобы адаптироваться к суровой действительности: роста ВВП скоро не будет. Самое страшное, что знания, как быть, нет не только у руководства стран, но и у тех людей, что правят миром. Вместо того чтобы решать проблему, наши руководители продолжают жить, как будто все хорошо. На мой взгляд, нужно создавать центры изучения кризиса и сложностей, с ним связанных, иначе в мгновение может все сломаться.

— Не зря вас называют одним из главных катастрофистов!

— А что делать, если мы создали мир, который выходит из-под нашего контроля? Технологический процесс идет с такой скоростью, что наш мозг уже не успевает за ним. Думаю, следует остановиться и задаться вопросом: надо ли нам это? Уровень нынешнего кризиса в разы выше, чем социальное сознание человечества.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Джульетто Кьеза

«Мы переживаем самый большой кризис в истории человечества. Вижу, что в этот зал сегодня пришло много молодежи. И я боюсь, что вы на своем веку увидите все, о чем я буду сегодня говорить, - с…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи