События

25.10.2016, Крым, Симферополь

Вячеслав Недошивин

Фото

Этот гость медиаклуба знает, где мерцает мягким светом воспетое Цветаевой окно, где сжег свою первую пьесу Есенин, и где находится дверь в комнату, в которой на Васильевском острове жил Мандельштам. Литературовед, известный российский журналист, кинодокументалист Вячеслав Недошивин всю свою жизнь ищет адреса поэтов Серебряного века, изучает хитросплетения их судеб, распутывает узлы поэтических строк, личных писем, дневниковых воспоминаний, и – находит улицы, комнаты, крыши, площади и переулки, где влюблялись, дрались, вызывали друг друга на дуэли люди, вошедшие в историю русской литературы начала ХХ века.

В Симферополе в рамках встречи, организованной Международным медиаклубом «Формат А3», исследователь рассказал крымчанам и гостям полуострова о своих любимых маршрутах, провел по следам Александра Блока, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева и других русских поэтов.

«Литературовед всю жизнь изучает судьбу и творчество одного человека, но никто не занимается атмосферой Серебряного века в целом, - заметил Недошивин. – Уловить аромат той эпохи, описать ее со всеми ночными посещениями квартир, с бесконечным пьянством, с ссорами – никто никогда такой задачи перед собой не ставил. Восстановить по шагам, по знаковым событиям атмосферу Серебряного века – этому и посвящена моя жизнь. Девять тысяч страниц, перепечатанных мной из других книг и монографий, это сумасшествие, свой род недуга. Но мне было важно собрать из разных источников мнения об одном и том же событии».

По словам Недошивина, о дуэли Гумилева и Волошина на Черной речке (там, где стрелялись Пушкин с Дантесом) писали пять человек, трое из которых были ее очевидцами. Однако у всех троих воспоминания о происходящем разные.

«Моя цель состоит не в создании биографий поэтов — для этого есть блоковеды, бальмонотоведы, ахматововеды, - вновь напоминает Недошивин. – Мои две книги – это не биографии, не литературоведение, не исторические исследования, даже не краеведение. Мне хотелось, чтобы люди могли окунуться в эпоху, вдохнуть ее. Чтобы было слышно, как плещутся весла о воду или воет метель. Мне хотелось наполнить книги и реальными историями, и мифическими событиями, и шокирующими подробностями, и трогательными мелочами, из которых, как говорила Ахматова, рождается поэзия».

Сегодня исследователь сравнивает себя с героиней пьесы «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова, ежедневно поправляющей штакетник, сломанный людьми, желающими идти по короткой дороге. «Это в чем-то схоже и с моей задачей, я каждый день поправляю штакетник», - сказал он, призывая читателя не идти «по прямой», а задуматься, какие события, чувства, звуки и запахи скрывает каждое слово в казалось бы давно знакомом стихотворении.

Недошивина называют писателем, но он отмахивается, поясняя – это «звание» формально. Вместе с тем, Вячеслав Михайлович написал несколько книг и снял более 100 документальных фильмов, 60 из которых о Серебряном веке Санкт-Петербурга и 40 – о Серебряном веке Москвы. Его книга «Прогулки по Серебряному веку», увидевшая свет в 2008 году, переиздавалась уже пять раз. С 2006 года Вячеслав Михайлович – член Союза писателей России. «Я считаю себя просветителем и популяризатором — человеком, который, обобщив собранный материал, пытается рассказать, что же на самом деле там происходило и к каким последствиям привело. Писатель же для меня слишком высокое звание», - говорит он.

Трогательная скромность не стала для исследователя препятствием в подготовке трехтомника о серебряном веке. Путеводители «Литературный Петербург вдоль и поперек», «Литературная Москва вдоль и поперек» и «Литературный Париж вдоль и поперек» будут содержать тысячи адресов и информацию о том, где жили поэты, кто бывал в их домах, что сохранилось с исторических времен. Приложение-карту можно будет даже скачать на мобильный телефон и использовать в путешествии.

Однако Недошивин готов опубликовать не всю информацию: книги содержат адреса домов, крыш, даже – этажи, номера жилых квартир исследователь не указывает. Кое-где жильцы знаковой комнаты даже не догадываются об историческом соседстве с выдающимся писателем или поэтом.

Для лучшего понимания творчества поэта исследователь не просто собирает адреса и отслеживает путь передвижения, но выясняет, что происходило за стенами и окнами домов. «Ахматова, Цветаева, Мандельштам, Гумилев ходили по тем же улицам Москвы и Петербурга, что и мы сейчас, и жили в домах, которые сохранились до сих пор, - вдохновлен Недошивин. – Их вещи, дома и квартиры еще дышат ими, хранят память о них. Они – живые свидетели времени», эпохи, названной Серебряным, а окончившейся – кровавым веком. Русские поэты, жаждавшие резких изменений в стране, оказались не нужны новому постреволюционному обществу. После февральской революции 1917 года они пострадали первыми. Чем завершилось рвение к смене строя? Нищетой. Заключениями. Расстрелами.

Прослеживается ли в произошедшем схожесть с современными культурными и политическими событиями? Литературовед оставляет вопрос открытым, заставляя участников встречи задуматься.

Побывать на «экскурсии» по Серебряному веку и задать исследователю вопросы пришли преподаватели и студенты крымских вузов, литературоведы и критики, журналисты и деятели науки. Зал бурлил от количества возникших вопросов, уточнений, мнений, и дискуссия затянулась. Завершая встречу, Вячеслав Недошивин передал в крымские библиотеки свои книги и продемонстрировал документальный фильм о жизни Николая Гумилева.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*