События
Как стать святым: московский профессор раскрыл рижанам формулу русского успехаЧто входит в понятие «русский»? Где границы Русского мира? В чем сила русской литературы? Свою версию представил в Риге российский профессор древнерусской словесности (с 40-летним стажем!) Александр Николаевич Ужанков. «Русский код: история – литература – культура»- такой была тема открытой встречи с российским гостем, которую организовал клуб «Культурная линия». Ужанков — известный российский интеллектуал. Преподает в семи вузах, таких, как Литературный институт им. А.М. Горького, Сретенская Духовная семинария и Высшие богословские курсы, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества... Кроме того, ведет цикл лекций на телеканале «Культура» и имеет исключительно самобытные взгляды на ключевые произведения русской литературы. В начале встречи профессор обозначил основную особенность русской литературы: первые словесники — святые. Сами они называли себя списателями, поскольку писали жития святых, а это — исключительно по благословению священников. Выходит, и писатели по факту были святыми. Отсюда основная тема допетровской литературы: спасение души. Описывали путь или к Богу или в Боге. На содержание русской литературы наложил отпечаток и тот факт, что писалась она языком литургии, то есть, языком молитвы, общения с Богом. В этом и есть особенная ответственность русских писателей и их отличие от иностранных.Да и в основе всей русской цивилизации лежит эта особенная требовательность к себе. Как стать святым? Ничего иррационального — «достаточно соблюдать 19 заповедей». Десять основных заповедей и девять заповедей блаженства. Поэтому основная мысль русской цивилизации (и литературы и культуры): соединение человека с Богом. Возник вопрос о книге «Мастер и Маргарита» - считать ее божественной или сатанинской? Для сравнения Ужанков привел в пример «Идиота» Достоевского. Многие русские писатели пытались создать образ положительно прекрасного. Написать в книге Христа по сути невозможно, потому что он разговаривает исключительно словами из Евангелия. Если другими словами, значит, он не Бог — человек. Остальное от лукавого. Так Достоевский отказался писать о Боге, а Булгаков сказал: «Я смогу». И «записал роман сатаны — самый пре-лестный в литературе». Что, собственно, представляет из себя Русский мир? Понимание Ужанкова очень простое: русский — значит православный. Забота о душе всегда была главной отличительной чертой русской цивилизации от западной, католической, с ее заботой о комфорте материальном. Нужно ли бояться Русского мира? По мнению профессора, Русь всегда прирастала епархиями, не занимаясь классическими завоеванием территорий. Русское государство по сути своей это симфония власти, включающая дух и административное управление (через помазанника Божия). И сегодня понимание русскости в России остается дореволюционным. Идея Толстого о том, чтоб между Богом и человеком не было посредников, актуальна разве что в узких либеральных кругах. Быть православным может только тот, кто регулярно причащается, а причащаться без священника невозможно. Соответственно, выходит, без веры (и обязательно православной) быть русским невозможно. Как же так вышло, что русский народ в начале 20-века пошел против самой своей основы православной — сносить церкви и спиливать кресты? Зачем? Почему? Ответ Ужанкова прост: произошла узурпация власти. Для Ленина было главным заменить веру в Бога идеологией, и ему это неплохо удалось. Но — из 250 миллионов только 13 млн человек было партийных. В народе вера бережно сохранялась, ждала своего часа и пошла расцветать, как только пришла свобода. «Сейчас в России тысяча монастырей — такого бурного интереса к православию не было давно». Из чего складывается русский культурный код с учетом того, что русские сейчас рассеяны по всему миру? Вера, история, язык, культура. -Я далек от политики, - предупредил профессор и привел «некультурный» пример. Украины, естественно. «Языка у нее нет, истории нет, литературы тоже нет. Все нации сложились в Средневековье, кроме украинской. Вот они и воюют, пытаются сформировать нацию». Еще много своеобразных мыслей представил профессор рижанам. О том, например, что некорректно на месте европейцев считать Ивана Грозного главным злодеем истории. Когда в той же Франции, например, католики за одну только Варфоломеевскую ночь истребили 30 тысяч гугенотов. Это больше в десять раз, чем за все годы опричнины на Руси (в помяннике Ивана Грозного зафиксировано около 3-х тысяч имен его жертв, за которых он молилися). Проследили так же путь Пушкина от безбожника до верующего человека. «Потому что понял: всякий дар свыше есть. И после «Евгения Онегина» про русского иностранца он стал писать «Капитанскую дочку» - о любви. Кстати, короткие лекции по русской литературе профессор ведет на телевидении, при желании их можно посмотреть по интернету. Из книг, на которые стоит тратить время, он назвал главной Евангелие: «Это тот камертон, что настраивает человека на жизнь». |
|
|||||
|
Ваш комментарий