События

Человек крупным планом.

Пётр Калугин, "Южная столица" Источник (ссылка откроется в новом окне)

В конференц-зале гостиницы «Москва» состоялась очередная публичная встреча, на этот раз – с четырехкратным обладателем ТЭФИ, известным российским тележурналистом и режиссером документального кино Михаилом Дегтярем. Встреча, подготовленная Международным медиа-клубом «Формат А-3», стала настоящим подарком для симферопольцев и завершила 2010 год. Заявленная тема беседы – «Репортер – ремесло или призвание». Говорили, в основном, о телевидении.

Нужно сказать, что свой путь телевизионного журналиста Михаил Дегтярь начинал в Симферополе, а сделал карьеру уже в Москве. Сейчас он ведет телевизионную передачу «Репортер», которая выходит на канале «ТВ-Центр» еженедельно уже 20 лет подряд – это рекорд постсоветского телевидения. По мнению ее автора, репортер объединяет в себе много профессий: он и продюсер, и сценарист, и режиссер, также он должен разбираться в основах операторского мастерства. Наконец, репортер – это еще и актер: нужно быть органичным, не
бояться камеры.

Встреча проходила следующим образом: вначале собравшимся был представлен документальный фильм Михаила Дегтяря «Три глотка свободы», который исследует три временных периода истории советского телевидения. Во время его просмотра зал окунулся в атмосферу 60-х годов XX века, когда телевидение было острым, но пока ни один федеральный канал его не показал. Затем приступили собственно к обсуждению обозначенной темы. Кстати, Михаил Дегтярь считает, что телевидение Украины во всех отношениях ближе всего к российскому, но отстает от последнего на 10 лет. Вот несколько вопросов, заданных гостю и отражающих, в той или иной степени, общий тон прошедшей встречи.

– Как Вы считаете, какими качествами должен обладать репортер?

– Не может быть репортера без призвания. В то же время, если у него оно есть, но он не владеет ремеслом, это тоже не репортер. На мой взгляд, у репортера должны быть два врожденных качества: первое – детский интерес к жизни или сумасшедшее любопытство, даже переходящее границы, а второе – человек должен уметь рассказывать истории. И первому, и второму научить невозможно. Если есть эти качества, то всему остальному научить можно любого. Еще нужно найти свой голос. Все почему-то думают, что как это круто, когда мы говорим с интонацией ведущих НТВ. Это неправильно. Мы должны говорить своим голосом.

– Вы много говорите о российском телевидении, а что Вы знаете о крымском?

– Во-первых, я не так часто смотрю крымское телевидение – в Москве у меня просто телевидение отстает лет на 45, но это не ваша вина. Вообще у меня очень пессимистический взгляд на то, что будет с телевидением. Перспектив я не вижу. Так сложилось, что телевидение в России и на Украине – это больше, чем просто телевидение. Оно призвано обслуживать тех, кто у власти. Все уже давно идеологический маховик.

– Как Вы считаете, в чем причина отставания крымского телевидения? И что нужно делать, чтобы его поднять?

– Здесь действительно все очень запущено. Я бы сделал так: вначале бы всех уволил, а затем начал набирать людей на конкурсной основе. Устроил бы кастинги и просмотры. Я абсолютно уверен, что в Симферополе есть люди, которые могут работать на телевидении. И не обязательно человеку иметь профильное образование, от него лишь требуется желание заниматься тележурналистикой.

– Нужна ли специализация в тележурналистике?

– В советское время она была нужна: тогда, например, были журналисты, работающие только по космосу, были те, кто писал о сельском хозяйстве и т.д. Мне кажется, что сегодня это ни к чему. Вообще я скажу вам вещь, может
быть, немного страшную: журналисты, на мой взгляд, – это дилетанты. Мы – профессиональные дилетанты. Каждый день я делаю новую программу: сегодня – про производство спичек, завтра – про русских борзых собак, но ведь я во всем этом не могу разбираться. Это нереально. Но я должен за один или два дня так проникнуться темой, чтобы специалист по собакам посмотрел и подумал – как я здорово делаю. Нужно научиться быть профессиональными дилетантами и не стесняться этого.

– Что Вы скажете о молодом поколении журналистов? Верите ли Вы в них?

– Пока я не вижу особых достижений у молодых журналистов, кроме желания копировать старшее поколение. Я вижу у них такое качество, как отсутствие боязни, котором мы его помним.

Были и курьезные вопросы, от которых Михаил Дегтярь уклонялся, например: «Каковы особенности сценария телевизионного ролика?» или «Куда мы все идем?» А подвести итог встречи можно вескими, на мой взгляд, словами
гостя:

«Задача журналиста, в первую очередь, – контролировать власть. Чтобы она не дремала, чтобы она не воровала, чтобы она не сажала людей в тюрьмы. Рядом с политиком должен стоять журналист. Не зря журналистику называют четвертой веткой власти, которая должна контролировать другие три. Но у нее этого не получается – она превратилась в официантку, обслугу, проститутку, готовую удовлетворить любое пожелание власти".

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Михаил ДЕГТЯРЬ

Гость клуба — репортёр, режиссёр документального кино, четырёхкратный лауреат премии ТЭФФИ Михаил Дегтярь. Встреча в Симферополе была задумана как мастер-класс, полезный телевизионным…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи