Михаила Дегтяря приятно удивил крымский Новый год, вернее, то, что ему предшествует. Четырежды лауреат «Тэфи» с некоторым удивлением констатировал, что в Симферополе необычайно тепло, не то что в Москве, — как будто забыл, что Крым непредсказуем.
Когда-то давно, уезжая отсюда в Москву, он был уверен, что у природы нет плохой погоды. В Москве Дегтярь добился многого — и вот теперь вернулся, выступая в рамках программы «Формат А3». Вернулся как родной, неслучайно на встрече было много его друзей, по-прежнему зовущих его запросто — Мишей.
Передача «Репортер» с Михаилом Дегтярем» выходит на канале ТВ-центр еженедельно уже 20 лет подряд — это рекорд постсоветского телевидения. А еще Михаил в 1990 году организовал телевизионную студию «Репортер». С 1991 года студией создано около 500 документальных передач и фильмов, многие из которых стали лауреатами всероссийских и международных кино- и телефестивалей. Для создания этих фильмов Михаил Дегтярь побывал более чем в 100 странах мира.
Фильмография впечатляет: «Алексей Маресьев», «Иерусалим», «Клавдия Шульженко», «Валерий Чкалов», «Танцы с русскими», «Жизнь на ощупь» и другие фильмы принесли создателю признание его профессиональных заслуг и немало наград. М. Дегтярь, когда-то трудившийся на ГТРК «Крым», нынче трижды лауреат премии Союза журналистов России за высокий профессионализм, лауреат Первой национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», лауреат премии Союза журналистов «Золотое перо», член Российской телеакадемии, а с 2010 года член американской телеакадемии. И это не предел.
В Симферополе Михаил Борисович показал одну из своих знаковых работ — документальный фильм «Все это телевидение». Почти что «Весь этот джаз». По словам автора, работа получилась скандальной и по этой причине не была показана ни по одному из солидных российских телеканалов.
Может, автору виднее, но я, например, скандальности в фильме не увидел. Он предсказуемо излагает историю советского и российского телевидения и добротно рассказывает о том, что и так хорошо известно любому культурному человеку, наблюдающему это ТВ в течение десятилетий. Мысль о продажности ТВ, о полном оболванивании народа путем показа нескончаемых сериалов невысокого качества и захлебывающихся друг в друге шоу тоже не является революционной.
Михаил Дегтярь справедливо заметил, что невозможно объять необъятное. Он и не объял. Снял вполне грамотное документальное кино. Несколько моментов, правда, сильно задевают (откровения Эдуарда Сагалаева и Александра Любимова). Но в основном потрясений мало.
Оно и понятно: Михаил Дегтярь не скрывает, что он человек достаточно осторожный. Это признание дорогого стоит. А то бывает смешно, когда некоторые столичные гости размахивают шашкой, а на самом деле вполне способны наложить в штаны.
Дегтярь знает свое место и добротно делает свою работу. Организатор студии «Репортер» прекрасно понимает, что скрывается за этим словом: репортер объединяет в себе очень много профессий, он и продюсер, и сценарист, и режиссер, также он должен разбираться в основах операторского мастерства. Наконец, репортер — это еще и актер: нужно быть органичным, не бояться камеры. А вот знаменитый Леонид Парфенов, по мнению Михаила Дегтяря, камеры побаивается. Образцовыми, сильными репортерами Михаил Борисович считает Кирилла Набутова и Алексея Денисова.
А вообще, Дегтярю больше всего нравится телевидение той самой первой эпохи времен хрущевской оттепели и несколько позднее. В этом я с ним абсолютно солидарен. Как и в том, что современное ТВ — это некий междусобойчик, в котором все прекрасно знают, как себя вести, чтобы жить уютно и припеваючи. Технический рост российского телевидения очевиден. Снимать научились здорово, вот только что дают зрителю нескончаемые ледовые шоу, «Минуты славы» и бредовые сериалы? Настоящий наркотик. Подсадили на него, а теперь попробуй отними. Украинское же телевидение отстает от российского, по мнению М. Дегтяря, лет на 10. Ну, это вы, Михаил Борисович, сильно льстите украинскому телевидению.
Ваш комментарий