События

16.12.2016, Крым, Симферополь

Роман Сенчин

Фото

Писать должен каждый: дневниковые записи или романы, повести или мемуары, «в стол» или в печать, главное – доверить мысли бумаге, фиксируя их для потомков. Такой совет дал крымчанам один из самых ярких писателей «нулевых» Роман Сенчин, посетивший полуостров по приглашению Международного медиаклуба «Формат А3».

«Не страшно, когда вам кажется, что то, что вы написали год-два назад – плохо. Человек развивается, растет, написанное ранее кажется наивным. Этого пугаться не надо: позже вы сможете переработать текст и сделать из него взрослое литературное произведение. Мне иногда жаль, что я уничтожил свои ранние записи», - признался Сенчин.

Автор романов «Минус», «Нубук», «Елтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло» уверен: настоящая ценность – дневниковые записи, воспоминания, рассказы о людях и даже простые записки. «Каждому человеку есть, что сказать о своей жизни, об окружающих людях, а порой мы встречаемся с очень интересными, оригинальными типажами. Не обязательно идти с написанным в издательство, но оставлять в семейном архиве – нужно, как это делали раньше. При нынешней волне информации, которая смывает все из памяти, важно, чтобы появлялись литературные произведения – они врезаются в воспоминания и живут там», - уверен Роман Сенчин, призвав крымчан также принять участие в создании летописи страны.

Сам писатель не раз говорил, что работает в жанре нового реализма, пишет о правде жизни, об обычных людях российской глубинки. Так, роман «Зона Затопления» - практически документальное произведение, на что указывает и его автор. Сенчин систематизировал и вывел в тексте спектр проблем, связанных с превращением живых полноводных сибирских рек в каскады водохранилищ. Но главное место в произведении отведено людям: привыкшим жить на земле, но оказавшимся запертыми в клетях многоквартирных домов. Писатель признается: за каждым сюжетом, за каждым героем иногда стоит конкретный прототип, иногда собирательный образ, но абсолютно выдуманных персонажей и сюжетов нет.

«Жанр реалистической прозы для меня самый близкий, - говорит прозаик. – Жизнь постоянно дарит много таких тем – порой не броских, но мне интересно на бумаге разбираться в сложных историях. Я не верю, что литераторы – люди избранные». По словам Сенчина термин «новый реализм» вошел в литературу в конце 90-х. Новое литературное течение стало ответом на «цунами постмодернизма» - игровой литературы, надоевшей читателям. В результате в конце XX века писатели Роман Сенчин и Сергей Шаргунов, не сговариваясь, но одновременно заговорили о зарождении нового направления.

«На форуме писателей мы сказали о том, что нужен новый реализм, который вобрал бы в себя возвращенную литературу, элементы мистики и фантастики. Это подхватили другие критики, писатели и создалось течение, - рассказал Сенчин. – Не было манифестов, мы не собирались в прокуренной комнате, как Серапионовы братья. Но пришло поколение писателей, которые взяли за основу реализм – новый, свободный, слишком жесткий. Думаю, каждое поколение должно приходить со своим если не течением, то со своей позицией. Был имажинизм, футуризм, Серапионовы братья – такие течения помогают движению литературы вперед».

Роман Сенчин поделился с молодыми крымскими писателями личным опытом издания и продвижения книг. Он призвал симферопольских литераторов принимать участие в собраниях, форумах, подавать тексты в литературные журналы.
«Толстые журналы – до сих пор один из главных путей для молодых литераторов, - считает Сенчин. – Вас там заметят и заинтересуются. Когда мои книги стали издаваться и раскупаться, ко мне начали приходить издатели, говорить, что нужно писать каждый год. Мне это не по сердцу – когда есть материал, я иду в издательство. Там не берут – я иду в другое издательство». Роман Сенчин не раз становился лауреатом и финалистом премий «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна», «Венец», Правительства Российской Федерации в области культуры. Книги прозаика переведены на многие европейские языки, однако становиться «коммерческим проектом» какого-либо издания, по мнению писателя, - рискованный путь.

Размышляя о качестве современной прозы, крымчане пытались определить, какой эпитет можно дать нынешнему литературному веку. «Вспомним Белинского, который пришел с заявлением, что литературы нет, - предложил Сенчин. – И его современники разделяли его точку зрения. Современникам невозможно понять, какой сейчас век. Серебряный век сейчас воспринимается полнокровно – а книги лежали у издателей. Посмотрим, что будет через 50 лет, и каким веком: золотым или каменным назовут наш».

Супруга прозаика, поэтесса Елизавета Емельянова отметила, что градация на «золотой», «серебряный» века в большей степени имеет отношение к поэзии. «В «золотой» век писали все, кто умеет писать, - сказала она. – В «серебряный» появилась масса сильных поэтов. Когда случилась перестройка, вышли в свет наши поэты 20 века – как их назвать? Ко мне обратились молодые поэты, назвавшие себя представителями «железного» века – советского времени. Как будет называться следующий век, не представляю».

Стихи, исполненные Елизаветой Емельяновой, гармонично дополнили дискуссию о качестве современной литературы. Завершая затянувшуюся встречу, супруги подарили читателям свои книги: авторы лучших вопросов получили сборники поэтессы Елизаветы Емельяновой и книги Романа Сенчина.

Кроме того, прозаик передал экземпляры своих изданий Республиканской библиотеке им. И.Франко, симферопольской библиотеке им. А.Пушкина и факультету славянской филологии и журналистики КФУ, делегации которых присутствовали на встрече.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*