События

Космонавт Александр Лазуткин: к полёту на Марс мы готовы

Яков Прохоров, "Обзор" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Вы встречались с космонавтом? Вы пили с ним кофе и вели задушевную беседу?.. Поверьте, это славные парни, умные и мужественные, скромные и человечные. Они мало похожи на тех, Первых, увешанных орденами и медалями, с устремлённым к звёздам взглядом. И при этом они глубоко космичны и звёздны.

Таким предстал перед участниками недавней встречи в Вильнюсе, организованной международным медиа-клубом «Формат А-3», космонавт Александр Иванович ЛАЗУТКИН.

Предлагаем интервью нашего корреспондента с ним.

- Сегодня много говорят о кризисе в космических исследованиях: ближний космос освоен, дальний успешно осваивается космическими аппаратами… Да и зачем дальше – космос везде одинаков. Учёные назвали это «кризисом целеполагания». Как всё видится Вам, человеку космoсa?

- Если люди вышли в космос, то с этой дороги они уже не свернут, хотя какие-то спады или ускорения на этом пути возможны. Сейчас мы находимся в стадии спада, начавшегося где-то в восьмидесятых годах, а может, и раньше.

Как помнят читатели, сначала мы развивались по восходящей: каждый полёт был новым шагом в космосе, к освоению космоса подключились американцы, началась космическая гонка. У каждой страны были свои цели. Это было хорошее соперничество, как в спорте. Потом мы побегали по космической дорожке вдвоём, и стало скучно: никто за нами не побежал, стали повторяться… И пришёл спад.

В последние годы всё резко изменилось: к космической гонке подтянулись Китай, Индия, Европейское космическое агентство; заниматься космосом стало признаком хорошего тона и для бедных государств, появились общие цели и задачи. Делать космическую технику, запускать её и эксплуатировать уже могут многие государства, и сейчас стоит задача учиться вместе работать.

Проект международной космической станции рассчитан на работу не только космонавтов, но и тех, кто проектирует и создаёт космическую технику, кто связан с космическими исследованиями. Момент развития «маленькими шажками» закончился. Несом­ненно, будут поставлены более грандиозные задачи, тем более что они уже вырисовались – это Марс и Луна.

Технически мы готовы к этому. Готовы к этим проектам мы были в прошлом веке, тем более готовы сейчас. Несомненно, что человечество сделает новый грандиозный шаг в космосе.

- На моё поколение обрушивался каскад космических побед: что ни полёт - то подвиг, шаг в неизведанное. Теперь обрушивается… град космических обломков, сообщений о катастрофах. Добавьте к этому бесконечную череду открытого воровства при строительстве и эксплуатации космодромов, ареста за воровство людей, создающих космическую технику…

- Аварии при пусках были и раньше, только о них не распространялись и не смаковали, как теперь. Во всяком случае, Бог миловал нас от жертв при космических полётах, что, как знают самые большие ревнители советской космонавтики, имело место в прошлом. Я знаю, по каким высоким принципам создаётся космическая техника, и если бы всё остальное создавалось так же – мы бы жили несравнимо лучше…

Всё делается с одной целью: чтобы человек в космических условиях жил, выжил и вернулся. И если эта техника, несмотря ни на что, ломается, то это говорит лишь о том, что это сложная зона, это опасная для человека зона.

Воруют… Да, воруют. Да, это плохо. Но это надо пережить. Это делают люди, люди из общества, и космическая отрасль у нас не изолирована - какое общество, такие и люди и в космической отрасли.

Надо иметь в виду, что космическая техника очень чувствительна к человеческому фактору – к тому, кто её делает. Это вершина технического прогресса, все предприятия отрасли наукоёмкие, и туда должен приходить персонал соответствующего уровня. Он должен усваивать те знания, которые были накоплены до него, и, опираясь на них, идти дальше.

К сожалению, по итогам реформ в образовании, с непонятными целями и задачами, начали выпускать в жизнь молодёжь не того уровня: школьники завершают учёбу, не усвоив школьную программу, придя в вуз, они не состоянии усвоить программу по своей специальности. И вот такой специалист приходит на предприятие, и решать поставленные задачи ему просто не под силу…

Это результат того посыла, который сформировал тогдашний министр образования Фурсенко, что надо готовить потребителя, а не создателя…

- А образование – это услуга.

- Да, хочешь - получай, хочешь – частичку получи или вообще обойди стороной. Такие перекосы сказываются на космической программе. Я после полёта начал встречаться со школьниками и увидел, как падает образовательный уровень. Причём это касается как элитных, так и обычных школ. Вот всё это и приводит к печальным последствиям в отдельных космических проектах, вот и падают обломки ракет.

- Мой внук, Роман Прохоров, учится в третьем классе и просил задать Вам два вопроса…

- Какие же вопросы волнуют Романа?

- Какой предмет надо хорошо изучить в школе, чтобы стать космонавтом?

- Когда я пришёл в отряд космонавтов, мне показалось, что самое главное – это физика и математика. И, конечно, физическая подготовка. Остальные предметы, как мне казалось, не играли никакой роли на пути в космос. А вот в отряде всё пришлось переоценивать. Там тоже учат и очень сурово спрашивают за знания: ищут то, что ты не знаешь! По каждому предмету выматывают душу, в буквальном смысле слова. И по всем дисциплинам - сильнейший прессинг.

Твоя любовь к предмету и оценка его роли никого не интересует. Задача проста – все экзамены надо сдавать на «отлично». Можно и на четвёрку, но при отборе кандидатов для полёта преимущество у того, кто получил более высокую оценку.

Оказывается, что экзамен по здоровью космонавты сдают ещё на стадии отбора, и оно у всех отличное. А вот ум – он у всех разный. А что такое ум? Это знания предметов, это оценки.

Важнее всего в школе – воспитать себя так, чтобы по всем предметам получать только высший балл. Вот этому меня не научили ни в школе, ни родители – мне было неинтересно учиться на одни пятёрки… И в отряде космонавтов пришлось постигать эту науку. Я не научился петь, танцевать и не один раз на публичных встречах, при массе народа жалел об этом.

Хочу привести и ещё один пример. Наша экспедиция, об этом писали все газеты, сопровождалась множеством больших и малых аварий. Был случай, когда станция начала непроизвольно вращаться. Все в панике.

Чтобы остановить вращение, надо знать, с какой скоростью станция вращается. Под рукой нет ничего, Земля даст ответ максимум через сутки… И какой выход? Вспомнилось детство, когда учили определять скорость движения предмета, выставив палец и зафиксировав время захода предмета за палец и время выхода. Зная ширину пальца, легко ввести поправочные коэффициенты и определить скорость движения. Так я и сделал. Решение было правильным... Этому не учат нигде.

- Второй вопрос такой: вкусна ли еда из тюбиков?

- О, этот вопрос мне задают при каждой встрече… Однако когда я пришёл в отряд космонавтов, еда из тюбиков уже не практиковалась - упаковка еды была обычная, в неё добавляется вода, и через трубочку она и используется.

Не могу не сообщить, что еда у космонавтов – что надо: вкусная, питательная, без усилителей вкуса и прочих добавок, по каждому блюду есть выбор. Жаль, что на Земле её не продают.

- Насколько необходимо делать колоссальные вливания в космические программы, когда на Земле столько нерешённых проблем, процветают бедность и нищета?

- Россия, русские живут не хуже других стран и народов. И если мы не будем финансировать космические программы, то жизнь народа нисколько не изменится, а вот отсталость в важнейших научных исследованиях точно появится.

Космонавтика двигает науку, новые технологии. Это новые материалы, новые способы производства. Никто не может отказаться от технического прогресса только потому, что он дорог – к нему всё равно придётся вернуться, но тогда это будет ещё дороже.

- Полет изменил Ваши представления о космосе. Он Вас восхитил? Удивил? Разочаровал? Чем?

- Он скорректировал моё мировоззрение. Ничего нового, по сравнению с земными знаниями, я не увидел, но пришло понимание, что космос – это мир, который мы должны исследовать. Мир, в котором мы живём, это не Земля, наш мир - это всё пространство космоса вокруг нас.

Считать, что мы живём на острове и космос на нас не влияет, – это абсурд. Космос влияет на нас, при этом он сам испытывает влияние из глубин Вселенной, пока нам недоступным. Для этого людям надо объединяться.

Я по-новому почувствовал астероидную опасность. Люди просто не понимают ежесекундную опасность астероидов и комет и, вместо того чтобы защищать себя от космической опасности, заняты, подобно муравьям, борьбой за территории, нападением на других муравьёв.

- Какие самые сильные впечатления от пребывания в космосе?

- До сих пор испытываю чувство дискомфорта от того, что Земля… ни на чём не стоит и ни к чему не привязана. Она просто висит! Она просто летит. Да, мы знаем об этом все и давно, но почувствовать это можно только в космосе.

Второе впечатление – это понимание того, что таинство и загадки там, в космосе, и надо исследовать. И как коротка моя жизнь по сравнению с величием этих задач!

- В космосе видели сны?

- Программа была настолько насыщена, что о длительном сне и думать не приходилось. Приляжешь прикорнуть, а тут сирена тревоги завыла. Какие тут сны…

- Если позволите, хочу задать вопрос, касающийся Вашей души: что в ней изменилось в отношениях с Богом после полёта?

- В редкие свободные минуты я любил сидеть у иллюминатора. Описать открывающееся зрелище у человека пока нет слов: внизу в сиянии плывёт Земля, вокруг на чёрном-чёрном бархате звёзды, в космосе их необычайно много, и они очень яркие… И всё это в гармонии, в строгой упорядоченности куда-то летит, летит всё вместе и каждый по отдельности…

Я - технарь до мозга костей - не мог убедить себя в том, что всё это произошло от Большого взрыва, давшего начало Вселенной.

Кто-то не только создал всё это величие и упорядоченность, но и управляет им. И мне хочется познать Его, познать законы, по которым это происходит.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Лазуткин

"Когда летел в космос и находился там - ничего не боялся, когда смотрю этот фильм - становится страшно! В нем все показано правильно", - сказал вильнюсцам о документальной ленте…… →

Фото
Видео
Статьи