События

Сергей Гинзбург: "Очень давно знаю и люблю Вильнюс"

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Гостем медиаклуба "Формат А-3" стал кино- и телережиссер, снявший немало сериалов, Сергей ГИНЗБУРГ, начинавший свою карьеру как актер авангардного театра.

- Ваша актерская карьера совпала с концом 80-х - началом 90-х. Именно тогда и возник авангардный театр?

- Я учился в ГИТИСе, когда случайно попал на спектакль театра Олега Киселева, который приютил руководивший после отъезда Любимова Таганкой Анатолий Эфрос. Это было что-то новое: театр пластической импровизации. Он меня заворожил. Вскоре Олег предложил работать у него в спектакле "Каникулы Пизанской башни". Это было время перестройки, когда авангардные театры оказались востребованными. Играли по 19 спектаклей в месяц, выезжали на гастроли.

- Вы были знакомы с нашим соотечественником Гедрюсом Мацкявичюсом, создателем Театра пластической драмы, очень популярным в то время?

- Я знал его театр, ребят, с ним работавших. С самим Гедрюсом познакомился в 1989 г. Мы показали ему свой спектакль, просили помочь. Гедрюсу наша работа понравилась, но он отказался ее режиссировать. Сказал, что боится испортить спектакль: "Если начну лезть, то это будет совсем другая постановка". С его стороны это был поступок настоящего профессионала своего дела. Мы работали с Олегом Киселевым, чья концепция отличалась от того, что делали в Театре пластической драмы. После его отъезда в Канаду театр прекратил свое существование. Но меня пригласил в свой Театр Антона Чехова режиссер Леонид Трушкин, ставивший тогда "Вишневый сад". В его театре я узнал, что такое настоящие "звезды", какая честь и радость играть с ними. Со мной на сцене были Евгений Евстигнеев, Любовь Полищук, Константин Райкин, Людмила Гурченко, Вера Васильева… Премьера этого спектакля-антрепризы состоялась в 90 г. С ним мы успешно гастролировали по всему миру, были и в Литве. В театре Леонида Трушкина я проработал 10 лет.

- Почему с театром расстались?

- Я не считаю себя актером. Мужчине в этой профессии очень тяжело. Сама по себе это женская профессия: быть на виду, больше нравиться публике. Но, пожалуй, главная проблема в том, что я искал для себя идеального режиссера. Поэтому стал заниматься режиссурой сам. Очень мало людей из моего поколения удержались в актерской профессии. Это Машков, Миронов, Маковецкий. Но мало кто знает, через что прошли многие из тех, кто не изменил профессии, а просто 25 лет назад подрабатывал еще таксистом или в шиномонтаже.

- Поэтому вы ушли на телевидение?

- Мне сейчас 56 лет. До начала двухтысячных кино практически не существовало, поэтому я "эмигрировал" в телевидение. Вместе с актерами Игорем Угольниковым, Николаем Фоменко, телеведущим Валдисом Пельшем вели юмористическую программу "Оба-на!" Выпустил несколько новогодних программ.

- И все-таки решили снять полнометражное кино…

- Это был в некотором смысле авантюрный проект. С Сашей Стриженовым чуть раньше делали программу "Кинематограф". Тогда и возникла идея фильма "Падение вверх", который имел успех у зрителей. Снимать его было во всех смыслах непросто, но я даже сегодня отношусь к нему с любовью. Сейчас стараюсь быть аккуратным с кино. Мне многое не нравится в современном российском кинематографе.

- А как вы оцениваете нашумевший фильм "Викинг"?

- Такие амбициозные работы на высоком техническом уровне можно по пальцам сосчитать. К тому же у фильма был такой мощный продюсер, как Константин Эрнст. Если бы все были с таким чутьем. Пока же в России нет индустрии кино. Индустрия - это то, что приносит деньги и запускает их опять в производство. Дотациями киноиндустрию не создать. Я видел, как делался "Викинг", который уже окупился. Но таких продюсеров, как Эрнст и Максимов, очень мало. Дай бог, если один фильм из когорты дотируемых себя окупит и заработает на новое кино.

- Может, сила российского кинематографа в авторском кино?

- Российское авторское кино в глубоком кризисе, как, впрочем, и европейское. Не буду говорить об американском, у него свои проблемы. Авторские фильмы будут всегда, но даже они нуждаются в деньгах. Они априори не заработают. Вот сейчас 3 киноленты Андрона Кончаловского отмечены международными наградами. Но, во-первых, он из классиков, которые в состоянии снимать живое кино. Он вне экстрима, вне контекста, существует под брендом "Кончаловский". Это может нравиться или нет, но его фильмы живые. Такие случаи сегодня единичны. Говорят, что государство субсидирует большинство фильмов. На мой взгляд, лучше бы оно этого не делало, потому что это развращает. Взять телевидение. Сумели же телевизионщики без помощи государства создать свою индустрию. А прокатное кино, в отличие от телевизионного, не зарабатывает столько, чтобы опять вкладывать.

- Вспоминая выступление Константина Райкина о недопустимости вмешательства государства в искусство одновременно с требованием финансирования театра, хочу спросить, кто же тогда решает, кому давать государственные субсидии, а кому нет?

- Костя - преданный театру человек и давно доказал, что он самостоятельный талантливый творец, а не только сын своего отца. Он создал свою театральную школу. Поэтому он вправе говорить, что настоящее искусство нуждается в поддержке. Именно настоящее. Когда государство финансирует урапатриотические произведения, то оно оказывает себе и людям медвежью услугу. Есть грань между пропагандой и правдой. В то же время если я озлоблен на мир и хочу очернить страну, то я тоже являюсь солдатом информационной войны. И за эту работу тоже кто-то платит. А если театр экспериментирует, ищет новые средства выражения, привлекает зрителей, то честь ему и хвала. У талантливых новаторов может что-то получаться, а что-то нет, но они преданно служат своему делу, как это уже 30 лет делает Константин Аркадьевич. И вдруг появляется условный асфальтоукладчик и заявляет, что оскорблен постановкой оперы "Тангейзер". Или приходят странные люди в униформе и громят выставку величайшего скульптора ХХ в. Вадима Сидура, который подвергался гонениям еще при советской власти… Маяковский во время выступлений получал кучу записок. В одной из них писали: "Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли". "Надо иметь умных товарищей", - ответил он. Хочется, чтобы у наших чиновников, принимающих решения были, умные товарищи.

- У нас тоже есть люди во власти, которые решают, что нам нужно смотреть и слушать. Кто на самом деле может решать, где настоящее искусство, а где его нет?

- Возможно, надо не "авторитетных" с депутатскими корочками, а уважаемых людей приглашать в художественные советы, давать им слово в СМИ. Имя дуракам - легион. Ведь на псевдопатриотической дурости стали хорошо зарабатывать. Проблема состоит в том, что сегодня не существует интеллектуального братства. У нас, боюсь, и творческой интеллигенции нет.

- Говоря о вашем телевизионном творчестве, нельзя не вспомнить мелодраматический сериал "И все-таки я люблю", любовно-авантюрный "Жизнь и приключения Мишки Япончика". На смену им пришли исторические, в том числе и 2 сериала о Сталине. А сейчас вы заканчиваете кино о разведчике Рихарде Зорге. Это сегодня востребовано зрителем?

- Я снимаю про людей, которые интересны. Когда предложили сценарий про Зорге, заинтересовался этой личностью. На мой взгляд, это забытый герой. Между прочим, он не имел никакого отношения к КГБ, а служил во внешней разведке. Родился в Баку, по отцу немец, мать была русской. Вырос в Германии, на Первую мировую войну пошел добровольцем в 18 лет. Тогда он и возненавидел войну. Искал ответ на вопрос, почему мир несправедлив, и нашел его в коммунистических убеждениях. Как первые христиане, так и первые коммунисты свято верили в торжество справедливости. Были романтиками. Хотелось понять, как он себя чувствовал, когда столкнулись две его родины, как, будучи живым, влюбленным в жизнь, увлекающимся женщинами человеком, в то же время преданно служил своему делу. В сериале много японских актеров. Оказывается, Зорге очень популярен в Японии. Я спросил почему, ведь он был шпионом? На суде выяснилось, кстати, что Японии он вреда не нанес. Оказывается, японцы ему очень благодарны за то, что он сумел предотвратить войну между Японией и СССР. По легенде он якобы первый предупредил Сталина, что Германия собирается напасть. Но таких предупреждений было много. Главное, что Япония не вступила в войну в 1941 г., когда немцы рассматривали Москву в бинокль. Благодаря Зорге Сталин узнал, что японцы не ударят, и снял с востока сибирские дивизии, хорошо экипированные и обученные. Многие историки считают, что именно это привело к решающему перелому в войне. Мне хотелось показать путь человека, который принес себя в жертву идее, и в то же время мощную, харизматическую личность. Когда его арестовали, он до последнего выгораживал всех своих, никого не сдал. К слову, проект оказался очень сложным, буквально изматывающим. Снимали его в Китае, где такие декорации, каких не увидишь и в Голливуде. Такого "киношного" Токио не найти уже в самом Токио. В фильме снимались актеры из разных стран, на площадке мы говорили на 4-х языках.

- С литовскими актерами доводилось работать? Сохранились контакты с Литвой?

- Очень нравится все, что делает в театре Римас Туминас, мы с ним общались и до его приезда в Москву. Очень давно знаю и люблю Вильнюс. Многократно приезжал сюда как актер с начала 80-х с театрами Киселева, Трушкина и самостоятельно. Жена актера Николая Чиндяйкина Раса играла со мной в театре Киселева. В основном мне знакомы те, кто сейчас работает или живет в Москве. Ингеборга Дабкунайте, Сергей Пускепалис, Северия Янушаускайте. Довелось работать с таким фантастическим актером, как Юозас Будрайтис. Когда было единое культурное пространство, было понятие национального кинематографа, литовского, латвийского, эстонского, мы знали много друг о друге. Можете ли вы сегодня сказать, что существует литовский национальный кинематограф? Оборваны связи, не знаю, кому это выгодно.

- Ясно кому - политикам.

- Думаю, что это большая несправедливость по отношению к своим творческим людям. Вместе мы могли бы снимать качественный продукт. Мы успешно взаимовыгодно сотрудничали с Украиной, пока завозная ненависть не разрушила эти крепкие связи. Деньги от совместного производства украинские кинематографисты могли пускать на производство новых лент, сериалов. Знаю, что они пытаются что-то создать с поляками. Только вряд ли что-то выдающееся получится: слишком разные подходы к кино, да и к истории также. У меня в недавно законченном приключенческом телесериале "Волчье солнце" труппа на 60% состояла из граждан Украины. И польские актеры там снимались. Не было никакой вражды, недоброжелательности. Те, кто рубит по живому, не думают ни о своих согражданах, ни о людях вообще. Человеческие дурь и злоба ничего не создают, а только все разрушают. Говоря о голодоморе на Украине как о сознательном уничтожении украинцев якобы русскими, нельзя забывать о том, что те же ужасы пережило население Поволжья, Краснодарского края. Кажется, жена Осипа Мандельштама Надежда сказала когда-то по поводу Сталина: "Сталин Сталиным, но кто же строчил сотни тысяч доносов, по которым осуждали невинных людей?" К сожалению, власти меняются, а вот доносчики остаются. И в этом главная наша общая трагедия.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Гинзбург

"В России кино есть, оно живо. А проблемы те же, что и у европейского кинематографа - он в упадке. Зрителю надоел поп - корн в кинотеатрах, и он сегодня определяет тенденции развития. Яркий…… →

Фото
Видео
Статьи