События

Третий вектор Молдовы

"Аргументы и факты в Молдове", Мари­на Лав­ро­ва Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению общественной организации Dialogum и при содействии Международного медиаклуба «Формат А3» в Кишинёве состоялась встреча с руководителем Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, программным директором Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофеем Бордачевым.

Бесе­ду на тему «Буду­щее отно­ше­ний Мол­до­вы и Рос­сии: вызо­вы и пер­спек­ти­вы» гость начал с обсуж­де­ния пере­мен, про­изо­шед­ших в мире.

Перевёрнутая страница?

- Нам каза­лось незыб­ле­мым, что аме­ри­кан­цы все­гда будут стре­мить­ся руко­во­дить миром. Но всё изме­ни­лось — в США про­го­ло­со­ва­ли за чело­ве­ка, кото­рый ска­зал: хва­тит всё вез­де кон­тро­ли­ро­вать, пото­му что у нас самих доро­ги раз­ва­ли­ва­ют­ся. Невоз­мож­но в Нью-Йорке или в Босто­не зай­ти в мет­ро, у нас про­бле­мы с про­из­вод­ством. Стра­на вооб­ще живет в неко­ем ином мире, и пора воз­вра­щать­ся в реаль­но­сть.

Евро­па для нас мно­гие годы оста­ва­лась при­ме­ром циви­ли­зо­ван­но­го реше­ния про­блем. Одна­ко тепе­рь Евро­со­юз в кри­зи­се, летом про­шло­го года мы ста­ли сви­де­те­ля­ми того, как Вели­ко­бри­та­ния про­го­ло­со­ва­ла про­тив жиз­ни в сооб­ще­стве. И не по каким-то поли­ти­че­ским при­чи­нам, а по впол­не эко­но­ми­че­ским: люди поня­ли, что им боль­ше невы­год­но в этом участ­во­вать. Евро­па столк­ну­лась с ситу­а­ци­ей, когда в неё не толь­ко стре­мят­ся, но из неё и ухо­дят. Явно исчер­па­на спо­соб­но­сть ЕС к рас­ши­ре­нию, пер­спек­ти­ва член­ства в ЕС отсут­ству­ет даже для таких стран, как Сер­бия, не гово­ря уже о дру­гих восточно-европейских госу­дар­ствах.

Запах денег

- Тимо­фей Вяче­сла­во­вич, вы вплот­ную зани­ма­е­тесь вопро­са­ми российско-китайских отно­ше­ний. А вот какие изме­не­ния про­ис­хо­дят на Восто­ке?

- Китай, кото­рый года­ми испо­ве­до­вал прин­цип «сидеть тихо, не высо­вы­вать­ся, зара­ба­ты­вать день­ги, повы­шать бла­го­со­сто­я­ние», начи­на­ет более жёст­ко заяв­лять о сво­ей пози­ции и суро­во дей­ство­вать. Может, вы зна­е­те об исто­рии с аме­ри­кан­ским под­вод­ным дро­ном — бес­пи­лот­ным аппа­ра­том, кото­рый китай­цы про­сто захва­ти­ли, а после это­го заяви­ли: «Ой, а это, ока­зы­ва­ет­ся, ваш? Так мы вер­нём». И аме­ри­кан­цы ска­за­ли: хоро­шо, забе­рём обрат­но. Хотя Трамп воз­ра­жал, но аме­ри­кан­цы забра­ли и фак­ти­че­ски, как гово­рит­ся, утёр­лись. Ник­то не ожи­дал, что Китай мог так щёлк­нуть по носу.

Китай­цы объ­яви­ли о сво­их пла­нах стро­и­тель­ства эко­но­ми­че­ско­го поя­са Шёл­ко­во­го пути и сооб­щи­ли, что у них есть для это­го фонд с капи­та­лом в 40 млрд дол­ла­ров. И пред­ло­жи­ли восточ­но­ев­ро­пей­ским и бал­кан­ским стра­нам сфор­ми­ро­вать фор­мат 11+1 для диа­ло­га по инве­сти­ци­он­ным вопро­сам. И восточ­но­ев­ро­пей­ские стра­ны — от Эсто­нии до Гре­ции,- не обра­щая ника­ко­го вни­ма­ния на ЕС, побе­жа­ли обсуж­дать с китай­ца­ми эти 40 млрд дол­ла­ров! И для ЕС это вызов. Мир сей­час пол­но­стью меня­ет­ся, и мы долж­ны это пони­мать.

И вре­ме­на, когда комис­сар Фюле мог поз­во­лять себе зво­нить в пар­ла­мент Мол­до­вы и гово­рить, что если вы созда­ди­те какую-то не ту коа­ли­цию, ай-яй-яй, мы денег вам не дадим, закон­чи­лись. Я пока не знаю, как мы будем жить в этой новой реаль­но­сти. Но знаю, что нуж­но делать. В первую оче­редь, думать не о каком-то выбо­ре, иде­а­ле, а об эко­но­ми­ке, инфра­струк­ту­ре, о кон­крет­ном сотруд­ни­че­стве.

Египет нам пример?

- Пре­зи­дент Мол­до­вы Игорь Додон наме­рен обсу­дить с руко­вод­ством ЕврАз­ЭС воз­мож­но­сть под­пи­са­ния согла­ше­ния о сотруд­ни­че­стве. Он отме­тил, что доку­мент не будет про­ти­во­ре­чить Согла­ше­нию об ассо­ци­а­ции с Евро­со­ю­зом. Насколь­ко это воз­мож­но?

- Это впол­не веро­ят­но. После вступ­ле­ния в силу дого­во­ра о Евразий­ском эко­но­ми­че­ском сою­зе наши казах­стан­ские дру­зья под­пи­са­ли согла­ше­ние с ЕС, кото­рое не нару­ша­ет ника­ких обя­за­тель­ств Казах­ста­на в рам­ках ЕврАз­ЭС. Совре­мен­ная систе­ма пре­фе­рен­ци­аль­ных тор­го­вых согла­ше­ний слож­на и гиб­ко поз­во­ля­ет вычле­нять вопро­сы вза­им­но­го инте­ре­са, не созда­вая обя­за­тель­но­го эффек­та отсеч­ки дру­гих сюже­тов. И то, что рань­ше каза­лось невоз­мож­ным, сей­час допу­сти­мо. Евразий­ская эко­но­ми­че­ская комис­сия впол­не гото­ва начать тако­го рода диа­лог — она ведёт ана­ло­гич­ные пере­го­во­ры с дру­ги­ми стра­на­ми. Напри­мер, сей­час ведёт­ся под­го­тов­ка к пере­го­во­рам о зоне сво­бод­ной тор­гов­ли меж­ду Евразий­ским сою­зом и Егип­том. А Еги­пет, на мину­точ­ку, име­ет с ЕС то самое глу­бо­кое и все­объ­ем­лю­щее Согла­ше­ние о зоне сво­бод­ной тор­гов­ли, как у вас.

- Есть ли некая ущерб­но­сть в том, что стра­на под­пи­сы­ва­ет согла­ше­ния на два поляр­ных направ­ле­ния?

- Абсо­лют­но ниче­го в этом ущерб­но­го нет. Как раз в том и состо­я­ла тра­ге­дия Укра­и­ны, что её поста­ви­ли перед выбо­ром: либо здесь, либо там. На самом деле выбор есть все­гда. Как и воз­мож­но­сти гиб­ко­го регу­ли­ро­ва­ния торгово-экономических отно­ше­ний. Как толь­ко мы отбра­сы­ва­ем всю поли­ти­че­скую шелуху и пере­хо­дим в сфе­ру тор­го­вых пере­го­во­ров, и если их ведём серьёз­но, а не зама­ты­ва­ем, как это дела­ли наши евро­пей­ские дру­зья в тече­ние вто­рой поло­ви­ны 2014 года, у нас появ­ля­ет­ся мас­са воз­мож­но­стей. Напри­мер, Евразий­ский союз сей­час гото­вит согла­ше­ние о зоне сво­бод­ной тор­гов­ли с Син­га­пу­ром. А стра­на — член АСЕАН. И при этом впол­не может выхо­дить на тор­го­вое согла­ше­ние с ЕврАз­ЭС — ника­ких огра­ни­че­ний нет.

- Како­вы, на ваш взгляд, пер­спек­ти­вы эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний Рос­сии и Мол­до­вы?

- Для того что­бы убе­дить инве­сто­ров любой стра­ны, нуж­но мно­го и кро­пот­ли­во рабо­тать. У людей могло воз­ник­нуть предубеж­де­ние, что их кинут, изме­нит­ся поли­ти­ка и т. д. Может быть, пона­до­бят­ся суще­ствен­ные внут­ри­по­ли­ти­че­ские изме­не­ния в вашей стра­не в резуль­та­те сле­ду­ю­щих пар­ла­мент­ских выбо­ров, кор­рек­ция всей систе­мы эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний меж­ду дву­мя стра­на­ми. Нуж­но пере­стать тра­тить вре­мя на пустые раз­го­во­ры, а пере­хо­дить к обсуж­де­нию с Евразий­ской эко­но­ми­че­ской комис­си­ей кон­крет­ных вопро­сов: по каким кате­го­ри­ям това­ров воз­мож­ны под­пи­са­ния согла­ше­ний, какие кон­крет­но инве­сти­ции здесь нуж­ны, что­бы това­ры были вос­при­ня­ты на рос­сий­ском или евро­пей­ском рын­ке.

Не быть игрушкой…

- Ситу­а­ция с При­дне­стро­вьем, види­мо, ослож­ня­ет инве­сти­ци­он­ный потен­ци­ал реги­о­на…

- На самом деле внеш­не­эко­но­ми­че­ская ста­ти­сти­ка При­дне­стро­вья счи­та­ет­ся по Мол­до­ве. И с точ­ки зре­ния меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли При­дне­стро­вье — часть Мол­до­вы. Ина­че отку­да в мол­дав­ском экс­пор­те в Рос­сию появи­лись бы 24,5% стан­ков, обо­ру­до­ва­ния, машин? И когда кто-то в Мол­до­ве или в Евро­пе гово­рит, что ситу­а­ция с При­дне­стро­вьем явля­ет­ся про­бле­мой для инве­сти­ций, он бес­со­вест­но врёт. Пото­му что при­сут­ствие рос­сий­ских вой­ск в При­дне­стро­вье явля­ет­ся гаран­ти­ей того, что ника­кой сума­сшед­ший — укра­ин­ский, при­дне­стров­ский или любой дру­гой — не устро­ит то, что про­изо­шло в 1992 году. Это важ­ней­ший фор­ми­ру­ю­щий фак­тор, мы долж­ны это пони­мать и чест­но об этом гово­рить. Вооб­ще, кри­зис в Евро­пе даёт Мол­до­ве воз­мож­но­сть занять­ся самой собой. Бла­го­да­ря это­му у стра­ны есть шанс не быть игруш­кой силь­ных мира сего, а отве­чать за соб­ствен­ную судь­бу. И не опа­сать­ся того, что любые ини­ци­а­ти­вы, направ­лен­ные на внут­рен­нюю реин­те­гра­цию, будут одер­ну­ты теле­фон­ным звон­ком из Брюс­се­ля.

- В какие рос­сий­ские про­ек­ты могла бы быть вклю­че­на Мол­до­ва?

- Это про­ек­ты раз­ви­тия отно­ше­ний Рос­сии на Восто­ке — Китай, Япо­ния, Южная Корея. Да если бы Мол­до­ва сей­час была бли­же к Евразий­ско­му эко­но­ми­че­ско­му сою­зу, Евразий­ская эко­но­ми­че­ская комис­сия уже с удо­воль­стви­ем бы «втю­хи­ва­ла» китай­цам мол­дав­ское вино в рам­ках пере­го­во­ров о пре­фе­ренциаль­ном тор­го­вом согла­ше­нии. Так­же это про­ек­ты, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем Боль­шой Евра­зии, и дру­гие. Важ­но понять, где может быть вос­тре­бо­ва­на мол­дав­ская про­дук­ция. Вот этим нуж­но зани­мать­ся, а не слу­шать дема­го­гов, кото­рые гово­рят о том, что в Мол­до­ве нет ста­биль­но­сти. В вашей стра­не — ста­биль­но­сть и мир, и это очень хоро­шо.

ДОСЬЕ

Тимо­фей Бор­да­чев родил­ся в Санкт-Петербурге 28 янва­ря 1973 года.

В 1995 году с отли­чи­ем окон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет Санкт-Петербургского госу­ни­вер­си­те­та.

В 1997 г. полу­чил сте­пе­нь маги­стра Евро­пей­ской поли­ти­ки и адми­ни­стри­ро­ва­ния в Кол­ле­дже Евро­пы в Брюг­ге (Бель­гия).

С 1998 по 2003 гг. рабо­тал в Мос­ков­ском цен­тре Кар­не­ги в долж­но­сти ответ­ствен­но­го сек­ре­та­ря жур­на­ла Pro et Contra.

С 2004 г. — заме­сти­тель глав­но­го редак­то­ра жур­на­ла «Рос­сия в гло­баль­ной поли­ти­ке», руко­во­ди­тель иссле­до­ва­тель­ских про­грамм Сове­та по внеш­ней и обо­рон­ной поли­ти­ке.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Тимофей Бордачев

Как могут измениться отношения России и Республики Молдовы после недавней встречи лидеров двух государств в Москве? Как Молдавии с наибольшими дивидендами использовать свое геополитическое положение…… →

Фото
Видео
Статьи