События
Культуру Молдовы стоит экспортироватьВстреча, организованная международным медиа-клубом «Формат А-3», привлекла к себе внимание своей темой - «Мода на «Культуру» (в смысле – на телеканал). Но в течение встречи выяснилось, что, в частности, в Молдове культура на сегодня действительно – в кавычках. «Кавычки – это, как ни крути, несвобода. Ведь культура – это не клеша и не манжеты, поэтому «Мода на культуру» звучит абсурдно или, скажем мягче, – парадоксально. Мода – в голове, а культура – в душе», - считает главный герой встречи, российский журналист Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ. - Согласитесь, это странно слышать от бывшего политического журналиста, первого российского корреспондента, аккредитованного в Израиле… - Как раз наоборот. Получилось, что все, из чего состоит моя личность, сошлось на Ближнем Востоке, на войне, а уже потом дооформилось на канале «Культура». Политическая журналистика научила меня разделять полутона, и это продвинуло в понимании культуры. - В культуре без полутонов никак? - В политике идеи реализуются, а в культуре рождаются, значит, культура связана с зарождением смыслов. А вот полутона-то как раз и помогают увидеть те самые смыслы и значения. Именно во множественном числе, потому что смысл всегда не один. - Насадить смысл невозможно, значит, и культуру привить нельзя, а как же просвещать народ? -Уж точно не дубинкой вколачивать, а именно просвещать, в меру сил и возможностей. Приходится признать, что культура никогда не была и не будет востребована большинством, но всегда есть и будут те, кто в ней по-настоящему нуждается. А все навязанное – недолговечно, поэтому я не разделяю мнение о том, что возможна культурная экспансия. На мой взгляд, можно только попытаться установить что-то вроде прямо пропорциональной зависимости: готовить как можно больше людей, которые разбираются в культуре, и тогда через них к ней потянется наибольшая масса других. - Если культурой интересуются немногие, в чем тогда секрет успеха вашего телеканала, аналогом которого в мире является только франко-германский ARTE? - Рейтинг у телеканала относительно невысокий, потому что он в точности соответствует масштабу заинтересованной аудитории. Эту аудиторию я назвал бы избранной, но слово уж больно коварное, в сознании большинства рождает образ пропасти между интеллектуалами и простолюдинами. «Секрет канала», как вы говорите, в том и состоит, что он если не весь целиком, то хотя бы фрагментарно эту пропасть ликвидирует. Секрет канала – в концептуальности, в единстве стиля, в человеческой естественной интонации, которой окрашены его выступления, в манере подачи, даже в методах видеомонтажа, в количестве склеек, грубо говоря. И, знаете ли, - в способности сомневаться. -Это настолько необходимая составляющая? - Да. Если не умеешь задавать вопросы не только другим, но и себе, не сомневаешься хотя бы иногда в том, что всё делаешь верно, не проверяешь себя, – халтура тут как тут. Приходят, к примеру, молодые, яркие, интересные ребята и начинают сыпать всевозможными клише, нахватанными через десятые сетевые источники. Например, пару дней назад слышу в эфире: «Как известно, джаз называют музыкой для бедных…» Понятно, что в таком виде до журналиста добралась через десяток этапов фраза «Джаз – музыка толстых». Пример может показаться мелковатым, но за ним, на мой взгляд, стоит сегодня крупная проблема – проблема чистоты коммуникации. Канал «Культура», я думаю, сегодня единственный, кто эту проблему и видит, и преодолевает. - Какие молдавские «громкие имена» знает Россия и вы лично? - Ион Друцэ, Евгений Дога, Светлана Тома, ансамбли Joc и Lăutarii… - А почему так мало? - Так это я у вас хочу спросить! Почему мы, россияне, так мало знаем о молдавской культуре?! И в основном её вчерашний день? Наверное, потому что нет Школы? Есть, наверное, талантливые личности, у них есть ученики, но нет Школы, в том значении этого слова, которое нам с вами хорошо известно, как известно и то, что оно всегда национально. - Поэтому о нашей культуре можно говорить как о провинциальной, а не являющейся частью мировой? - Когда-то любая культура, ставшая мировой, была провинциальной. Но многие народы научились экспортировать свою культуру! Некоторые примеры экспорта носят даже признаки экспансии – американский, испанский, китайский. Давайте вместе подумаем, почему в мире о молдавской культуре знают мало. - И что делать – продвигать культуру точечно? - Жизни не хватит. Я думаю, государству стоит начинать с издания стимулирующих законов. В Молдове, как мне рассказали, нет даже законодательства о меценатстве, а без него развивать культуру сложно. Местный винодел или ковродел заработал десять миллионов, два отдал на создание государственной театральной школы плюс гранты на обучение в Москве, налог заплатил только с восьми миллионов. Даже как-то странно говорить о том, что само собой разумеется. Налоги у вас, как я понял, – не позавидуешь, а Кишинёв выглядит так, как будто их вообще никто не платит. Простите. - В России культура держится только на меценатах? - Нет, конечно, меценатство – часть большей системы, системы институций. Оказывается и государственная поддержка, на которой, правда, далеко не уедешь. Поэтому нужны внебюджетные средства, без которых культуре, конечно, сложно существовать. В Москве в каждом крупном театре вы найдёте табличку с логотипом генерального спонсора и баннеры спонсоров поскромнее. И все свои. А в Молдове, как я понял, привыкли ждать денег от западных фондов. - Канал «Культура» может что-то привлечь в Молдове? -У меня нет ответа на этот вопрос. За пару дней я мало увидел, мало услышал. И испытал одно недоброе чувство, вернее, предчувствие. В том, что увидел, услышал и прочёл, проглядывалось какое-то нервное ожидание того, что приплывут с западной стороны какие-то «варяги» и всё тут наладят – и политиков помирят, и дороги проложат, и театры с музеями оживут, и будет всем счастье. А сколько во всём этом будет молдавского? Вот в чём вопрос. Боюсь, что если так оно и случится, тогда и российскому телеканалу «Культура» и вообще исследователям культурной самобытности на молдавской земле точно делать будет нечего. И они сэкономят на командировках в этот край. Беседовала Наталия Журминская Досье Владислав Флярковский родился в 1958 г. в городе Октябрьский, в Башкирии. Окончил школу в Москве, затем, в 1985-м, – факультет журналистики МГУ. Работал редактором отдела научной пропаганды Музея музыкальной культуры имени Глинки, потом началась его телевизионная карьера. С 1986 года в качестве репортёра, комментатора, обозревателя, руководителя программ и ведущего трудился в разных телекомпаниях — в программах «Время», «Вести». |
|
|||||
|
Ваш комментарий