События

24 КАДРА В СЕКУНДУ И ВСЯ ЖИЗНЬ

Ольга Сафронова, "Крымские Известия" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Тема встречи с заслуженной артисткой России, сценаристом и режиссером Натальей Бондарчук в медиаклубе «Формат А3» была заявлена как «Будущее крымского кинематографа». Но разговор пошел в другом направлении — о проблемах российского кино в целом.

 

Край, поцелованный Богом

Вначале Наталья Сергеевна поделилась воспоминаниями о Крыме.

«Впервые я увидела его в 1971 году во время съемок фильма «Солярис», — обозначила дату гостья.

В тот год она окончила актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).

«И вот я, совсем молоденькая девчонка, мчусь по горной дороге навстречу своей большой роли. Это была весна, и на всем пути нас сопровождал сладкий аромат розовых цветов, то ли абрикоса, то ли миндаля. Что у вас цветет в это время? Сладостное предвкушение съемок в Ялте и очарование красотой местных пейзажей помню до сих пор. Так что именно «Солярис» раскрыл для меня роскошный орнамент крымского Южнобережья. Шли годы, я стала режиссером и первый свой фильм — «Живая радуга» — опять же сняла здесь. Ялтинский оператор Александр Филатов показал мне другой Крым — заповедный. И я еще больше влюбилась в этот Богом поцелованный край. Возникло желание создать сказку «Бэмби». И все сложилось: ее снимали в Крымском горно-лесном заповеднике. Мой сын играл роль главного героя», — рассказывает Н. Бондарчук.

Очередной приезд, уже во времена «незалежной», вспоминает с содроганием. В 2007 году Наталья Сергеевна выпустила фильм «Одна любовь души моей» — лирический рассказ о тайной любви Александра Пушкина к юной Марии Раевской. Съемки тоже проходили в нашей республике, но уже совсем в другой атмосфере.

«На одной из пресс-конференций молодой репортер спросил сопровождавшего меня народного депутата Украины Леонида Грача, зачем он помогает иностранному режиссеру снимать фильм об иностранном поэте? Я была обескуражена и шепнула Леониду Ивановичу, мол, пусть напомнит юноше, как звучит моя фамилия, и отметит, что мой отец, известный режиссер Сергей Бондарчук, родился на Украине. Можете представить, какой огромной была моя радость, когда Крым вернулся в Россию. Признав его частью государства, россияне вернули свое достоинство», — убеждена Н. Бондарчук.

В ее жизни было два наиболее ярких события: полет в космос Ю. Гагарина, когда ликовал весь народ, и 9 мая 2014 года, когда, приехав в Севастополь, она увидела: на улицах и площадях собирались люди и кричали: «Россия, спасибо!».

«Я шла среди ветеранов и видела, как молодые родители брали на руки детей и, словно к иконам, прикладывали чад к старым воинам, бросали им под ноги цветы, — вспоминает режиссер. — Через полгода я уже работала в театре им. А. Луначарского, поставила спектакль «Снежная королева» — так хотелось сделать что-то хорошее для крымчан. В дни зимних каникул сказку посмотрели 11 тысяч детей! А когда начались веерные отключения из-за блэкаута, и во время представления гас свет, мы произносили со сцены: «Это козни Снежной королевы!». Зрители включали фонарики, гаджеты — под такую «иллюминацию» и заканчивался спектакль.

 

Бюджет российского кинематографа равен одной серии «Хоббитов»

Журналисты интересовались: почему на большой экран выходит так мало хороших фильмов отечественного производства, почему нас постоянно «кормят» голливудскими, а по телевидению показывают низкопробные сериалы? Где новые свежие идеи, которые могут тронуть сердце зрителя? Как возродить прежний уровень кинематографа?

«Я утверждаю, отечественного кинематографа сейчас нет. Если в советское время производство кинолент доходило до двухсот в год, то сегодня от силы набирается 3—4 картины. И то лишь благодаря неимоверным усилиям создателей: кто-то свои квартиры закладывает, чтобы выручить деньги, кто-то — ценное имущество, иным удается найти спонсоров. К несчастью, на весь российский кинематограф государство выделяет столько средств, сколько тратится на одну серию «Хоббитов». Если бы я задумала «Бэмби» сейчас, не удалось бы снять и четверти фильма, поскольку в съемках участвовали и каскадеры, и парашютисты. Сегодня, чтобы сделать кино, нужны огромные средства. Производство любой полнометражной картины начинается с 7—9 миллионов долларов. Это средний европейский уровень. На телевизионную ленту, которая будет демонстрироваться, отмечу, не на Первом канале, требуется 20—30 тысяч долларов в день, на кинофильм — 300—500 тысяч. При таком раскладе есть ли шанс без поддержки государства массово создавать фильмы хорошего качества?» — задает, пожалуй, риторический вопрос Н. Бондарчук.

По ее словам, у детского кино вообще нет шансов: чтобы Минкульт принял заявку на съемки, нужно «выпрыгнуть из собственной шкуры». Но даже если это случилось — заявку приняли, выделили, допустим, 50 миллионов рублей, и режиссер умудрился на эти деньги снять какую-нибудь короткометражку, тут же появится голливудская картина с бюджетом в миллионы долларов, которая «перетянет одеяло на себя».

 

Чей опыт полезнее — французский, белорусский?

Н. Бондарчук считает, государство должно подключиться к созданию отечественных фильмов определенной направленности. Например, хочет иметь благоприятную почву для воспитания юного поколения — значит, надо вкладывать средства в детские картины; желает, чтобы юноши стремились в армию, — следовательно, необходимо подключиться к созданию кино о военной доблести. Также, по мнению режиссера, надо изменить политику приоритетности, как это сделано в Белоруссии, Франции, Польше. По ее словам, есть два варианта: первый, как во Франции, обложить налогом американское кино; второй — как в Белоруссии, где кинотеатры являются государственными учреждениями и в них показывают в первую очередь отечественные фильмы, а уже потом — зарубежные. Но я бы возразила — оба варианта для нас не подходят. В первом случае поход в кинотеатр для россиянина даже со средним достатком станет дорогим удовольствием, а многие вообще не в состоянии себе этого позволить. Насчет национализации и речи быть не может. Поэтому реальной поддержкой остается государственный заказ. А тем для заказов — масса. Например, вспомним, насколько возрос патриотизм в сравнении с девяностыми! И в этом особая заслуга кинематографа, своевременно выпустившего ряд лент как раз благодаря госзаказу. И такой тандем должен сохраняться в отношении фильмов, идеи которых черпаются в социальной и социально-нравственной сферах.

«Нужна госпрограмма. Следует так выстроить взаимоотношения с властью, чтобы российское кино было на первом месте», — заключает Н. Бондарчук.

 

Как жаль, что у Тарковского не было смартфона…

Режиссер уверена: прежде чем совершенствовать мир, надо прибраться в собственном доме, то есть сделать все, что в твоих силах, чтобы мир вокруг стал лучше. А там, глядишь, и другие подтянутся.

«В Крыму, на базе одного из евпаторийских санаториев, в ближайшее время открою киношколу. Опять же материальный вопрос главенствует, но я настырная и знаю: все получится! Школа будет специфическая. В ней, как и в Москве, наряду с обычными ребятами будут обучаться детки с диагнозами ДЦП и аутизм. Проблема аутизма в мире стоит очень остро: каждый год таких детей рождается на 15% больше, чем в преды-дущем, в Китае — на 25%. Американцы подсчитали: в их стране через десять лет каждый второй родившийся ребенок будет аутистом. У нас статистики нет, но и без мониторинга понятно, если проблема глобальная, значит, затрагивает и нашу страну. Так как сейчас дети увлечены компьютерами, то и в нашей школе будем обучать их профессиям, связанным с работой за монитором: монтажера, дизайнера, оператора. Я хочу показать миру, если с аутистами и ребятами с ДЦП вовремя начать заниматься, они обязательно станут полноценными членами общества. В противном случае произойдет катастрофа», — делится своими соображениями Н. Бондарчук.

Также в школе будут учить снимать кино на обыкновенный гаджет.

«Где молодому режиссеру взять деньги на создание фильма? Негде. Но в современном мире есть лазейка. Если имеется хорошая идея, которую хочется донести до людей, можно снять свой фильм на обычный смартфон. И этому будем обучать. Жаль, что у Андрея Тарковского в свое время не было таких «игрушек». Зато у нынешних талантливых ребят появились хорошие возможности продвинуть свой продукт посредством Интернета. Сегодня это делается просто: создается интернет-портал, выкладывается фильм, появляются зрители. Если поддерживать контент, то все пойдет по накатанной: чем больше подписчиков — тем больше возможностей заработать на более серьезный проект», — говорит режиссер.

Будет ли школа бесплатной, пока неизвестно. Все зависит от того, поддержат ли идею на государственном уровне.

Комментарии

29.01.2024, 10:14 Terbital online kaufen
I've read several just right stuff here. Certainly value
bookmarking for revisiting. I wonder how much effort you put to make this kind of wonderful informative web site.
07.02.2024, 22:04 Ward
Ahaa, its nice dialogue concerning this piece of writing here at this weblog, I have read all that, so at this time me also commenting here.
23.02.2024, 17:59 maxalt senza rischi per la salute
I every time used to read post in news papers but now as
I am a user of internet so from now I am using net for content, thanks to web.
01.03.2024, 19:07 Analysis of the US Health and Retirement
If you would like to increase your experience simply keep visiting this
web page and be updated with the hottest information posted here.
10.03.2024, 11:50 газизхан 2021 скачать
Nice answer back in return of this issue with firm arguments and describing all on the topic of that.
12.04.2024, 03:21 Order floxin Capsules Online Now
Hey there superb website! Does running a blog like this
require a large amount of work? I have very little expertise in computer programming but I was hoping to start
my own blog in the near future. Anyhow, if you have any suggestions or
techniques for new blog owners please share. I understand this
is off topic nevertheless I simply had to ask. Thanks!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Наталья Бондарчук

«Актриса, сценарист, режиссер, продюсер, жена, мать двоих детей и профессиональный путешественник» - так на встрече с крымчанами представилась гостья международного медиаклуба…… →

Фото
Видео
Статьи