События

24.04.2017, Молдавия, Кишинёв

Георгий Бовт

Фото

"Черное называть белым, а белое – черным, это уже вошло в привычку, и умело практикуется множеством современных СМИ по всему миру", - так оценил набирающий обороты феномен появления лже-новостей российский журналист и политолог Георгий Бовт. Он приехал в столицу Молдавии по приглашению общественной организации «Dialogum» и при содействии Международного медиа-клуба «Формат А-3» обсудить актуальнейшую тему «Fake-новости в СМИ»

И не ошибся. Желание разобраться в том, как из сегодняшнего медиа-потока вычленить правду и не купиться на фейковые новости, возникло у многих молдавских журналистов, несмотря на пасхальные праздники. Они были готовы потрать вечер выходного дня на то, чтобы почерпнуть для себя полезную информацию. Среди пришедших были студенты и старшеклассники - представители того самого современного молодого поколения, которое, по мнению российского гостя, менее критично настроено к потребляемой информации - молодежь практически не подвергает ее сомнению.

«Как ни странно, с распространением Интернета, появлением множества источников информации и возможности их перепроверки, человек все-таки идет по легкому пути - он воспринимает те новости, которые ложатся в его привычную картину мира. Непривычная картина вводит его в дискомфорт сначала в информационный, а потом эмоциональный», - с этого начал свое выступление Георгий Бовт. Он отметил, что, несмотря на разнообразие информации, люди становятся все более зашоренными, подверженными стереотипам и в конечном итоге – становятся легкой добычей манипуляторов.

Соцсети стали темп пространством, где сегодня информация распространятся быстрее всего. По мнению гостя клуба, революция соцсетей переменила все. «Раньше для того, чтобы распространить новость, нужно было затратить большие усилия, в том числе и материальные. Нужно было добиться, чтобы тебе доверяли. Да и законодательство по отношению к официальным СМИ было гораздо жестче, чем к соцсетям. Сейчас же, когда блогер приравнял себя к журналисту, значительно упростилось распространение информации – цена приближена к нулю. Каждый может создавать свою электронную газету и писать там, что хочет».

Но парадокс в том, отметил Бовт, что самыми активными распространителями фейк-новостей стали сами масс-медиа. Казалось бы, СМИ должно следовать профессиональным стандартам – перепроверять информацию, критически к ней относиться, находить другую точку зрения, но этого не происходит! Российский журналист рассказал о классическом приеме в современной «фабрике фейков» - за объективную точку зрения выдается третье мнение, которое фактически не подтверждает новость, но косвенно подводит не критично настроенную часть аудитории к нужной мысли. Это и выдается за компетентное мнение и публикуется. И хотя феномен фейк-новостей стал практически повсеместным, Георгий Бовт уверен, что не все журналисты создают и распространяют лже-новости сознательно. Часто журналисты - такие же жертвы некритического восприятия информации, как и обыватели.

«Работники СМИ пользуются фейк-новостями как сознательно, так и неосознанно. Потому что они - тоже люди, а не роботы, также подвержены стереотипам и не обременены широким кругозором. Индустрия масс-медиа находится в таком состоянии, что двойные, тройные, четвертные стандарты будут только множиться. Поэтому людям, которые понимают это, стоит более критично подходить к получаемой информации и перепроверять ее в разных источниках. Думаю, число таких людей будет возрастать, и вакханалия фейк-новостей, которая сейчас только в начале пути, со временем будет спадать», – сделал вывод российский гость.

Молдавских журналистов так же интересовало мнение Бовта о будущем традиционных форм СМИ. Георгий Георгиевич сказал, что безусловно поменяется подача информации. Например, аудитория одного СМИ может получать разные версии этого издания, что уже практикуют некоторые американские интернет-газеты. СМИ, так же как и соцсети, начнут подстраиваться под интересы потребителей информации. К сожалению, гость отметил, что такая форма подачи новостей – это путь к потере связи с реальностью.

Обсуждая распространение лже-новостей, невозможно было не затронуть тему борьбы с ними. Участники встречи рассказали гостю про проект Stop-Fake, который активно внедряется в Молдове. Проект в большей степени нацелен на борьбу с пророссийскими новостями, что вводит в некоторое недоумение часть молдавских граждан. В этом контексте Георгий Бовт отметил, что проекты, цель которых борьба с неправдивыми новостями, могли бы пойти на благо, если бы они "ловили" солидные издания или госорганы на фальсификациях, не разделяя их по национальному признаку. «Такой надзор мог бы подвигнуть издания повышать качество информационного продукта. Но сейчас публика идет по пути легкости восприятия информации и не хочет искать другие источники. Ей комфортно в той информационной среде, которая уже создана».

К финалу встречи разговор о подаче информации в СМИ перешел от социального аспекта к политическому. Публику интересовали взаимоотношения между Россией и Западом, Россией и Турцией, украинский конфликт, продвижение «Русского мира» и то, каким СМИ доверяет сам гость. Ответив на все вопросы, Георгий Бовт обобщил свое выступление словами: «Беспристрастных людей нет, ресурсов тоже. И все только у нас в голове».

У кишиневской аудитории для Георгия Бовта вопросов осталось еще очень много. Двух с половиной часов не хватило, чтобы обсудить все наболевшее. В Молдове получают огромное количество новостей через Интернет, поэтому для современного читателя особенно важно знать - как работать с информацией и критически ее воспринимать. Уверены, что основные правила и механизмы были озвучены и взяты на вооружение.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*