События

26.04.2017, Литва, Вильнюс

Александр Ужанков

Фото

"Вера для русского человека – воздух, без которого он жить не может. Именно православная вера, отечественная история, русская литература и русский язык формируют мировоззрение русского человека", - считает профессор Александр Ужанков. 26 апреля в Вильнюсе по приглашению медиаклуба "Формат - А3" известный русский литературовед и культуролог принял участие в публичной встрече на тему „Язык, литература и культура как основы русской цивилизации“.

Профессор Ужанков сегодня очень востребован, он щедро делится своими познаниями истории русской литературы и культуры в целом ряде научных и учебных заведений России – от элитарных технических вузов до богословских учреждений, читает лекции и выступает с докладами в вузах Европы, США и Японии.

Гость клуба пояснил вильнюсской публике, что является медиевистом, то есть исследователем Древней Руси, и потому в своих исследованиях опирается на взгляд из того времени. В последние десятилетия все чаще можно услышать рассуждения о русском коде, о русской цивилизации. Говоря об этом, уточнил профессор Ужанков, надо исходить из того, что уникальная самобытность и особое предназначение есть у каждого народа, а не только у русского.

Русский культуролог обозначил три основные ветви развития европейских цивилизаций.

Первая – это римская или латинская цивилизация, начавшаяся в секулярной (светской) античности, затем пришедшая к христианству, но до конца не сохранившая его и вновь вернувшаяся в мирское русло.

Вторая – греческая (или византийская) цивилизация, начавшаяся тоже со светской античности, пришедшая к христианству и просуществовавшая лишь до 1453 года.

И, наконец, третья – русская цивилизация, которая начинает свою историю с принятия христианства в Х в., затем, в ХХ в. становится светской, и вот теперь возвращается вновь к своим духовным корням.

Первый русский писатель, которого мы знаем, Илларион, автор "Слова о законе и благодати". А Феодосий Печерский, которого больше известен как летописца, был еще и замечательным агиографом (отрасль церковной литературы, содержащая описание жизни святых). Он написал первые жития первых русских святых Бориса и Глеба. Оба они канонизированы. И Владимир Мономах, автор знаменитого "Поучения" и многие, многие другие древнерусские писатели были канонизированы.

Правда, их нельзя называть писателями. В лучшем случае они называли себя "списателями", поскольку работали по благословению. Они не считали себя профессиональными литераторами и писали по благодати. Вот и получается, что первые русские писатели — святые.

Получается, что русская литература основана святыми. Ни одна литература мира не имеет такого духовного основания.

"Россия создавалась верой, а русская цивилизация началась с православия, принесшего на Русь письменность”, - поделился своими исследованиями профессор.

Если углубиться в историю всей древнерусской словесности, то можно проследить одну ведущую тему - это спасение души. Русская идея, по мнению Ужанкова, заключается в совершенствовании нравственных начал человека и хранении православной веры. Эта тенденция жизни России в минувшие века прослеживается даже в градостроительстве.

Это помогает понять, почему XIX в. — золотой век уже всей мировой литературы. Потому что в начале XIX в. романтики открывают древнерусскую словесность, древнерусских писателей и замечают самое главное — основная тема всей русской литературы допетровского периода — это спасение души, т. е. самое главное — это душа. И тогда русские писатели уже XIX в. эту традицию берут и продолжают.

В качестве примера профессор Ужанков взял трансформацию мировоззрения русского человека у великого русского поэта и писателя Александра Пушкина.

Литературовед сравнил два пушкинских произведения, написанные по большому счету в рамках одной сюжетной линии, но на двух совершенно разных духовных уровнях.

"Евгений Онегин" был создан в период атеистических убеждений поэта, в то время как "Капитанская дочка" уже представляет собой духовное завещание православного Пушкина, где он по силе высказывания превосходит роман о Евгении Онегине. Профессор назвал это дуэлью на уровне эволюции сознания Пушкина-атеиста и Пушкина-верующего, где побеждает последний, возвещая о царстве любви и милосердия.

По мнению профессора Ужанкова, традиция русской классической литературы продолжается. Но нужно различать литературу двух типов. Есть бизнес-проекты издателей, когда раскручивается какой-то автор, а есть писатели, которые работают не на публику.

И обратил внимание на Вацлава Михальского: "Это наш современный классик. У него есть роман в шести книгах, который называется по первой из них — «Весна в Карфагене». Там описывается судьба русской семьи на протяжении почти ста лет. О нем мало знают, потому что он не криклив. Ему исполнилось 75 лет. Вышло 10-томное собрание сочинений. У нас сейчас не выходят 10-томные собрания сочинений, а у него вышло".

На вопрос из зала о том, что отдельные российские православные активисты считают будущее России как синтез православия и советского проекта, гость клуба сказал: "Нельзя соединить невозможное - православие и советскую идеологию. Русское государство созидалось верой, а разрушалось идеологией".

В конце захватывающей 2-х часовой встречи Александр Ужанков подарил вильнюсцам свои книги за самые интересные вопросы.

За время своего пребывания в Вильнюсе гость клуба дал несколько интервью литовским СМИ.

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*