События

Русское государство строилось верой

Надежда Грихачева, "Литовский курьер" Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению Международного медиаклуба «Формат-А3» в Вильнюсе выступил известный российский литературовед и культуролог, ученый с мировым именем, профессор Александр Ужанков.

Почти 40 лет он занимается древнерусской словесностью, а «Словом о полку Игореве» Александр Николаевич «заболел» еще в 9-м классе – и именно с того времени Ужанков «поселился в Древнюю Русь» – в историю, литературу, мировоззрение того периода.

«Оттуда интересно смотреть на нынешние события, – объясняет он. – Потому что между двумя точками – прошлого и настоящего, соединенными прямой линией, можно провести вектор в будущее и предсказать, куда будет развиваться общество дальше».

– Существует краеугольное основание в развитии общества и цивилизации. Если говорить о русской цивилизации, то это язык, история, культура и вера. Эта цивилизация сотериологическая, то есть в ее основе лежит учение о конце света и спасении души, она полностью основывается на вере. Самый ранний литературный памятник XI в., который дошел до наших дней – это «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона – первого русина (русского по происхождению), который стал Киевским митрополитом и который был канонизирован. Второй древнерусский писатель – преподобный Нестор, автор «Повести врЕменных лет» (ударение именно на первый слог, потому что летописи писались до Страшного суда), тоже канонизирован. Практически все авторы XI-XII веков, которых мы знаем по именам, были канонизированы. Получается так, что ни одна литература мира, а только русская литература основана святыми.

Основа любой цивилизации – это язык, который формирует национальное самосознание. Язык Древней Руси — церковнославянский – это сакральный язык, язык Священного Писания, богослужения и древнерусской словесности. Слово «язык» в церковнославянском языке обозначает и «народ», его носитель, и «средство общения». Как пример, в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе находятся мощи трех святых Антония, Иоанна и Евстафия — это русские, православные святые, и неважно, что они были литовцами по национальности. В данном случае не имеет значения, кто ты по национальности, потому что русский и православный с XI по XVI век – были слова-синонимы, они взаимозаменяемы. Защищали землю русскую, веру православную или за землю православную, за веру русскую отдавали жизнь.

Стало быть, русский мир — это православный мир. Таким он был для Средневековья, таким он остается и сегодня. Русский мир — это Православие и его носители, те, кто хранит его. В этом и состоит общая идея русского мира. И если западный мир является эвдемоническим, то есть направленным на построение земного счастья, на обретение земного благополучия, то русский мир ищет спасения души. Для русского человека всего важнее душа.

Почему ни одна страна мира не имеет такого удивительного опыта межнационального общения? Да потому, что на Руси никогда не было ни межнациональных войн, ни межконфессиональных. Православие – самая толерантная религия. Если католики ходили в крестовые походы, то Православие никогда не вело религиозных войн.

Хочу обратить внимание на еще одну существенную деталь: если сравнить «Поучение Владимира Мономаха» с некоторыми библейскими «установками», то увидим, что на Руси княжеская, царская, императорская власть воспринималась как Богом данная. Есть в синодальном переводе одно утверждение: «Нет власти не от Бога», которое в сущности своей неверно, поскольку узаконивает всякую власть. В церковнославянском же варианте говорится: «Не власть, если не от Бога». Почувствуйте, как говорится, разницу. Если посмотреть на Киевский период, то самое большое число святых было не из монахов, а как раз из князей. Если княжеская власть от Бога, то, по сути, – это мирское служение Богу, которое сводится к защите веры, Отечества и своего народа.

Мы хорошо знаем, как легендарный Игорь Святославович («Слово о полку Игореве») пошел в поход на половцев за славой. Что потом произошло? Он получил бесславие, попав в плен. А все потому, что не получил благословения на этот поход, ибо был он завоевательным (до этого походы православных князей были только оборонительные). Он был наказан за то, что нарушил закон о защите своей земли, совершенно позабыл о Боге. И уже будучи в плену он раскаялся, то есть «Слово о полку Игореве» посвящено теме спасения души, покаянию князя Игоря и его возвращению на Русскую землю.

– Почему тогда в 1917 году так легко отреклись от веры, от Бога?

– Чтобы ответить на этот вопрос, следует вернуться в историю II тысячелетия, когда было предпринято три попытки установить мировое господство. Первая – поход монголо-татар, которые споткнулись о Русь. Вторая попытка – нашествие Наполеона, и опять Россия. Третья – фашистской Германии, и снова на пути стала Россия. То есть ни один народ мира (хотя бы европейской части) не имел такой судьбы: когда послано ему было много испытаний, которые следовало вытерпеть и затем победить. Спрашивается, зачем Господь возложил на русский народ такие трудности?

Ответы я нашел у Илариона – в «Слове о законе и благодати», где собственно впервые и высказана русская идея – это хранение Православия до Страшного суда. То есть у каждого народа есть своя миссия, для русского она заключается именно в хранении Православия. Как только начинали забывать о вере – «церкви пустые, а народ все больше на игрищах, да на торжищах» (епископ Серапион Владимирский, XIII век), сразу Господь посылал испытания.

Кстати, до нашествия монголо-татар русская цивилизация была очень развита. Русь XI-XII веков скандинавы называли «Гардарикой» – страной городов, цивилизационный уровень которой был очень высок. Если в Западной Европе в тот период не было ни бань, ни туалетов, то на Руси процветала культура чистоты. Почему на Руси не было тех страшных эпидемий, которые буквально «косили» население Европы? Потому что существовала гигиена. В одной из летописей, к примеру, мы находим «курьезный случай». В Новгород приехали папские монахи, которых сводили в баню и хорошенько попарили. Им понравилось, и по возвращении на родину они устроили такую же баню в своем монастыре. Папский епископ, посетив монастырь и увидев, как монахи «истязают себя прутьями (вениками)», выхлопотал у Папы увеличение финансирования монастыря.

Что происходит в России в XVIII веке? Первым революционером у нас, по определению русского поэта Максимилиана Волошина, был Петр Первый. Если порядочные люди входят через дверь, то он «прорубил окно» в Европу, чтобы затем, по ее образцу, уже и Русь поставить «на дыбы». Обратите внимание, что все русские революции затем происходят в Петербурге, в городе, основанном Петром. В 1700 году умер патриарх Адриан, и с того времени патриархи уже не избираются. Петербург становится светской столицей. Уже при Екатерине II вся знать начинает говорить на французском, который становится, по сути, вторым государственным языком, говорить на русском дворянам становится даже неприлично.

Россия всегда была сильна симфонией власти – светской и духовной, когда одна дополняет и корректирует другую. Отказавшись от патриаршества, Петр нарушает эту симфонию власти. Светская власть уже не удерживалась властью духовной, а наоборот, доминировала. Если прежде история понималась как разворачивание божественного промысла о народе во времени до Страшного суда (так свидетельствуют летописи), то теперь история – это деяния российских мужей, личностей, как и в Западной Европе. Эта светскость и подражание европейскому и привели к тому, что в начале XIX века французы оказались в России. Вы хотели всего французского? Получите «пиццу на дом» – пришел Наполеон.

Именно после нашествия Наполеона начинает возрождаться русское национальное самосознание. Граф Уваров произносит формулировку, точнее доктрину официальной народности, которая собственно была сказана Николаем I – «Православие. Самодержавие. Народность». Но ведь это та же самая русская идея хранения Православия до Страшного суда, только несколько трансформированная. Начался постепенный процесс духовного оздоровления России, но длился он недолго. Создается светская Российская империя, появляется новое понятие «российский народ» вместо «русский народ». Понятие «российский народ» включает в себя все народы и народности, населяющие Российскую империю. Этот период возрастания Великой России был трагически прерван революционными событиями 1917 года.

Практически весь XX век происходила принудительная секуляризация общества. Гонению подверглось Православие, активно поддерживался государственный атеизм, вот и случилась новая трагедия – фашистская Германия напала на Россию. Как видим, лишь только Россия отступала от веры, Господь сразу посылал ей наказание. Сейчас мы наблюдаем, как постепенно, но уверенно, Россия начинает возрождать свои духовные традиции. Только в одной Москве намечается построить в ближайшее время 200 новых православных храмов.

– В самом начале беседы вы говорили о возможности предсказать дальнейшее развитие общества. Что ждет русскую цивилизацию?

– Дальнейшее развитие, возрождение духовности, русских традиций. Помимо веры и языка, русская цивилизация – это еще история и литература. Если история – это разворачивание божественного промысла о народе, то любое литературное произведение показывает проявление божественного промысла о человеке. В любом классическом художественном произведении XIX века мы видим путь человека или к Богу, или от Бога. Если история учит патриотизму, то литература учит нравственности. Помните, Достоевский сказал, что сердце человека есть поле битвы дьявола с Богом. Уберите нравственность из литературы, и получится опять по Достоевскому – «если Бога нет, то все дозволено».

Если есть вера, то не будет идеологии. Русское государство строилось верой, а разрушалось идеологией. Поэтому только на возрождении веры, хранении Православия можно развивать самобытную русскую цивилизацию. Лишь опираясь на свои истоки, возвращаясь к пониманию предопределения свыше, можно говорить о своем предназначении и своем будущем.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Ужанков

"Вера для русского человека – воздух, без которого он жить не может. Именно православная вера, отечественная история, русская литература и русский язык формируют мировоззрение русского…… →

Фото
Видео
Статьи