События

Профессор А.Ужанков: русская цивилизация на подъёме

Яков Прохоров, "Обзор" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Встречи в международном медиа-клубe «Формат А-3» давно не собирали столь массовой аудитории, как встречa с профессором Александром Ужанковым: в переполненном зале яблоку было негде упасть, хотя тема казалась весьма далёкой от повседневной и совсем не праздничной жизни русской общины Литвы.

Понятно, если бы это была встреча с заезжей поп-звездой или такой же поп-писательницей – кому не хочется слегка расслабиться и почувствовать себя в тренде мировых извращений, то бишь современной культуры. Однако тема была то ли в духе профессора – историка Древней Руси, то ли профессора кафедры классической русской литературы – «Язык, литература и культура как основы русской цивилизации».

Александр Николаевич - живое опровержение расхожего мнения, что только узкая специализация позволяет знать «всё о чем-то». Он окончил русское отделение филологического факультета Львовского государственного университета им. И.Франко и немало лет проработал в газетах и журналах, потом - научная работа, преподавание в вузе.

Перечисление его учёных званий и титулов, должностей и регалий занимает много места, и их придётся опустить, чтобы оставить место для высказанных мыслей и суждений. Самое примечательное в них – это единство высокой науки и высокой духовности, способности проникнуть в религиозную и научную ткань.

Можно лишь искренне порадоваться, что у вильнюсцев сохранился столь широкий круг интересов и желание окунуться в мир всеобъемлющего и взаимосвязанного интеллектуального богатства.

Несколько слов от журналиста. Глубокие познания не отягощают суждений Александра Николаевича, он проявляет молодую революционность в оценке, казалось бы, классических фактов и событий, нисколько не следуя консервативным взглядам. Вот многовековой спор о происхождении слова «русский». Вроде бы версии все исчерпаны, но у Александра Николаевича есть основанная на летописных источниках версия, что Русью нас назвали греки.

- На греческом языке «русый» - значит светлый, быстро темнеющий на солнце. Такими наши предки остались в воспоминаниях греков, - сообщает гость.

Профессор Ужанков выдвигает и убедительно обосновывает своё видение разрешения спора между Москвой и Киевом о праве именоваться наследниками исторического прошлого:

- Понятие Киевская Русь не существовало до его изобретения историками ХIХ века, в древних рукописях оно отсутствует. Зато имеется термин «Русская земля». Причём чётко указаны её границы между Северным и Чёрным морями и расположение между католиками на Западе и язычниками на Востоке. Летописи констатируют, что «всё это дано Богом народу русскому, вере православной». Отсюда можно судить об исторических правах нынешних украинцев на историческое наследие Руси.

Несколько слов от журналиста. У большинства людей существует весьма устойчивое представление об исторических фактах, как об уже свершившихся и непоколебимых. Учёный Ужанков вносит в это мнение своё революционное понимание. Выстраивая в стройный ряд исторические факты, он логично приходит к обоснованию первых упоминаний термина «Россия» в XVI в. и отхода от термина «Русь», взаимосвязи власти церковной и светской, царя и патриарха. Не менее оригинальны его суждения о соотношении терминов «русский» и «православный».

- В тексте древних летописей с ХI по ХVI век, - рассказывает Александр Николаевич, - русский и православный - это одно понятие. «Русский» в то время не национальное, а конфессиональное определение. Причём ни в одном другом государстве нет такой тождественности. Отсюда легко понять широту и глубину понятия «русский мир», выдвигаемую ныне Россией, – единство православия и русскости взывает к единству славянских народов перед лицом цивилизационных угроз, столь неизбежных в этом мире.

Ещё более смелыми и далеко идущими кажутся его суждения о другом, не менее значимом событии европейской истории - Ледовом побоище:

- У нас замалчивается правда как о причинах этого, поистине поворотного для Европы и Руси события, так и о самом событии. А на Западе его значение отрицается вообще. Во многих книгах, вышедших в последние годы, кипят страсти, словно речь идёт о событии вчерашнего дня. И есть от чего: Ледовое побоище - итог крестового похода европейских королей против крещённых отцом Александра Невского финнов и православной церкви. Об этом говорят шесть булл (посланий) Папы Римского, опубликованных в ХIХ веке, где он призывает объединённую Европу к такому походу против схизматиков, то есть православных. Епископ Лионский, благословивший Крестовый поход против Константинополя, открыто утверждал, что убить схизматика равносильно тому, что убить язычника, и каждый получит от Папы отпущение грехов. Почему три из шести тогдашних епископов участвовали в Ледовом побоище? Потому, что это был Крестовый поход на Православную Русь после захвата крестоносцами в 1204 г. Константинополя.

Несколько слов от журналиста. Профессор Ужанков принадлежит к той, к сожалению, редкой ныне школе историков, для которых важнее всего научная истина, независимо от того, идёт ли речь о древних временах или дне сегодняшнем. Это почувствовалось с первых минут нашей беседы: Александр Николаевич блестяще знает историю российско-литовских отношений со времён глубокой старины в таком неожиданном ракурсе, как взаимное влияние наших культур, что само по себе становится редкостью. По большому счёту нынешние историки любят выискивать факты, свидетельствующие о победах их национальных владык над соседями, живописать, насколько именно их этнос превосходит соседний...

- В Вильнюсе я бывал много раз и никогда не ощущал себя за границей, чувствую себя здесь в едином культурном пространстве, с радостью прикасаюсь к нашим общим духовным и культурным святыням. Мы помним, что русские развивались в двух направлениях – Русь Московская и Русь Литовская. Не следует забывать, что первый государственный гимн Великого княжества Литовского XIV-XVII вв. «Богородица» исполнялся на русском языке, и «Статут» Великого княжества Литовского 1529 года был первоначально написан на русском, а затем уже переведён на латинский и польский. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий начали прославляться при Киприане, сначала митрополите Киевском и Литовском, а потом – Московском, а канонизированы на Московском Соборе 1549 г. Вильнюс оказал влияние на русскую литературу, в частности, на виршевую поэзию. У нас очень богатая общая история…

- Как Вам как знатоку российской истории видится, куда страна идёт в наш век?

- В половодье река истории несёт много мусора…

- Более четверти века несёт…

- Ну, Россия большая. Однако всё мутное и наносное постепенно уходит. Это становится заметным даже на вездесущем телевидении, которое стало больше говорить о русской культуре, русской цивилизации. Да, таких передач пока немного, но они появляются всё чаще. Мы должны помнить, что русская культура «не вопиет», а её творцы – это вовсе не публичные люди, типа тех, кто кочуют с одного телеканала на другой, из одной передачи в другую. Так на Руси было испокон веков. Вспомним монахов, писавших русскую историю и бессмертные творения нашей древней литературы. Кто их знает по имени? А дела их живы и творят великое на протяжении веков.

- Ваши познания в истории и культуре позволяют оценить идеи не только прошлого, но и настоящего, и будущего России. Скажите, почему идея «русского мира» вызвала такое неприятие даже в традиционно дружественных «русскому миру» странах? Ведь дефиниция не несёт никакой агрессии…

- Абсолютно!

- ...Сугубо личное дело, в каком мире человек хочет жить и что живёт в нём…

- Мне кажется, это тесно связано с ложными трактовками «русского мира». Каждое государство в своей национальной политике стремится защитить и отграничить свою самоидентификацию, и отсюда страх, что «русский мир» будет размывать её. А именно на постсоветском пространстве идёт наиболее бурная самоидентификация народов бывшего СССР, и все хотят корней древнее, доказать своё происхождение из самых что ни на есть истоков человечества…

Я вспоминаю своё участие в ряде авторитетных и больших научных конференций с нашими украинскими коллегами. Там русские искали общее в нашей истории, культуре и менталитете, а украинцы искали различия между нашими странами и народами.

База сегодняшнего конфликта закладывалась очень давно, а после распада СССР он развивался необычайно быстрыми темпами. Вспомните лозунги: Украина не Россия, русского языка нет – есть северное наречие украинского, укры - прародители всех славян…

Это мифотворчество объясняется желанием к обособлению и национальной самоидентификации, оттуда и стремление окончательно поссорить братские народы, развести их по языковому принципу, конфессиональному, историческому. Отсюда и та насторожённость и даже враждебность к объединяющему их русскому миру.

- Духовность традиционно рассматривается в тесной связи с православием. Не кажется ли Вам, что само православие ныне переживает не лучшие времена?

- Я не располагаю какой-то статистикой об уменьшении числа верующих Православной церкви. То, что гонения извне на православных усиливаются, - это факт. Убедительное подтверждение тому - поистине варварская кампания на Украине, где захватывают православные храмы, изгоняют священников традиционного для Украины Московского патриархата, а курс на Евросоюз оправдывает уход украинской униатской церкви под крыло Папы Римского.

Что же касается России, то Православная церковь заметно возрождается, и эта тенденция находит всё бо́льшую поддержку общества и, я бы сказал, государства. Проект 200 храмов за ближайшие пять лет в Москве – убедительное тому свидетельство. В стране восстанавливаются святыни: монастыри, скиты, церкви в сёлах и деревеньках. Это всё идёт снизу, от жизни, от народа.

Каких-то пятнадцать лет назад в храмах можно было видеть только старушек. Сегодня они наполнены молодёжью, и, что особенно радует, – много детей. Чтобы сохранить веру, надо иметь её как минимум в трёх поколениях, и мы это наблюдаем: старушки передают традиции тридцати- и сорокалетним, а рядом стоят уже их дети. Возрождается духовность, возрождаются настоящие, а не мнимые, ценности, и это проявление подлинной силы России.

 

- В заключение наш традиционный вопрос гостю: у России есть великая национальная идея? Какова она? И должна ли она быть? А если нет, то почему?

- Если говорить о государственной идее, то это – сильная Россия. Государственная идея подкрепляется национальной. Сейчас же национальной идеи, к сожалению, нет. Если бы она была, мы бы так долго не стояли на распутье и знали бы, куда идти. Однако девять веков Россия имела великую национальную идею. Для православного государства она понятна – сохранение православия до Страшного суда, но она не принимается светским государством.

Я думаю, что национальную идею нельзя сформулировать искусственно или навязать сверху, сделать её приемлемой для всех, - она вынашивается исторически. Вот почему необходимо проанализировать то, что мы имели в нашей истории, к чему пришли, и на основании этого сформулировать приоритеты развития общества и государства, определить вектор своего движения, а не стоять у камня на перекрёстке дорог.

Я бы сказал, что во внешней политике чётко проявляется генеральная линия – это защита русского мира, во внутренней жизни можно говорить о посылах развития экономики, направленных на повышение благосостояния граждан. Но для русского человека материальное благополучие никогда не было главным, а лишь сопутствующим, второстепенным.

В советское время принято было говорить, что «в здоровом теле – здоровый дух». На самом деле это крылатое латинское выражение переводится как «здоровый дух в здоровом теле». Возрастёт духовность – приложится и всё остальное.

И ещё: национальная идея, идеальный образ, высокая мысль должны быть в какой-то мере недостижимы, чтобы было постоянное движение в их достижении.

- Спасибо Вам большое! И удачи!

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Александр Ужанков

"Вера для русского человека – воздух, без которого он жить не может. Именно православная вера, отечественная история, русская литература и русский язык формируют мировоззрение русского…… →

Фото
Видео
Статьи