События

Критик Заславский: Я ещё понимаю георгиевскую ленточку на груди, но на «Мерседесе».

Елена Слюсарева, PRESS.LV Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Критика - это очень тяжелая профессия. Я одно время работал дворником - уставал меньше», - признался на встрече с рижанами один из ведущих современных российских театральных критиков, ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), профессор Григорий Заславский.

Заславский выступил в Риге накануне Дня Победы — по приглашению международного клуба Культурная линия. Темой была заявлена «Современная Россия на сцене и в жизни», и гость раскрыл ее полностью — поговорили о Путине, о пьянстве, о бандитах, о сексе, о любви к родине...

-Символично, что именно вас выбрали ректором ГИТИСА: Заславский-Станиславский, - начала разговор организатор встречи.

Московский гость живо откликнулся: «Хорошо, что я Заславский, а не Рабинович. Хотя, вы бы тоже нашли аргумент в пользу того, почему меня правильно назначили ректором ГИТИСа: Рабинович — Немирович»...

О долгой исторической памяти

-Сегодня я поражен, насколько столичные театры равнодушны к тому, что просходит в России. Хотя традиционно русский театр был театром современной пьесы. Есть, конечно, исключения но такого, чтоб театры боролись друг с другом за новые пьесы - такого нет.

Современные пьесы идут в театрах полуофициальных. Например, проект Открытая история театра. Показательна короткая пьеска Максима Курочкина «Сцена летописцев», где два летописца — наследники Пимена из Бориса Годунова обсуждают, что же им писать. И там совершенно уморительный, невероятно смешной диалог, когда один спрашивает, ну а как писать? Другой отвечает: «Нам сказали писать, как было».

- Ну а как было — это как?

В конце концов решают писать, как было, и кончается это тем, что им обоим отрубают головы, разумеется. Вот и наши драматурги существуют в этой парадигме «как нужно или как хочешь?», поэтому писать небезопасно.

Потому что, с одной стороны, есть традиция постперестроечной чернухи, которая уже никому не интересна и, с другой стороны, есть, так называемая, коммерческая, современная драматургия, которую, например, пишет Александр Галин.

О самом модном спектакле

-Буквально пару месяцев назад в театре «Современник» вышла комедия по Галину «Амстердам», где совершенно блестяще русского олигарха играет Михаил Ефремов, по сюжету проживающий в Лондоне.

Суть в том, что он неожиданно узнает, что его сын-гей. И это еще погружено в патриотическую плоскость, потому что все говорят, что сегодня нужно жить в России, и семью надо вернуть, и никто не должен учиться в Лондоне.

Но самое смешное в этой пьсе, как Михаил Ефремов играет пьяного. Ты понимаешь, что в жизни таких пьяных не бывает.

Как-то на Востряковском кладбище я увидел венки «От орехово-зуевских хулиганов», «От тамбовской братвы» и т. д. Мне объяснили, что умер Гизя - вор в законе, очень уважаемый человек, он не пропустил ни одного концерта «Уральских пельменей».

И нам навстречу шли три парня в темных очках с гвоздичками в руках. Раньше, увидел бы на НТВ, решил бы, что в жизни таких не бывает, а теперь понял, что все наоборот: в жизни такое бывает, но в искусстве должно быть интереснее, чем в жизни.

Попасть на «Амстердам» в Москве сейчас невозможно. При всей нелепости этой пьесы, смотреть ее стоит просто для того, чтоб наблюдать за игрой Михаила Ефремова. За тем, как он напивается (его герой. Хотя ему, как человеку, это понятно). За тем, как он потом трезвеет — весь этот фантастически сыгранный физиологический процесс с невероятной органикой Ефремова - все это неправдоподобие оправдывается.

Редкое удовольствие для зрителя видеть актера, который может оправдать своей игрой любого героя. Один из редких примеров того, как сегодня российская жизнь выходит на московские сцены.

О ленточке

Организатор театрального фестиваля в Риге поделилась с Заславским своим недоумением: пригласили из Москвы выступить на Дне Победы у памятника Освободителям студентов-артистов. Она поделилась этой радостью в соцсетях и украсила ее георгиевской ленточкой. Но знакомые театральные деятели Москвы прокомментировали, что «лента это не камильфо».

-Как вы относитесь к этим новым взглядам на историю и как воспитываете своих студентов?

-Я не ношу георгиевскую ленточку, потому что живу с ощущением близости этой войны. Например, когда ем, вижу несъеденный кусочек, каждый день вспоминаю родителей и думаю: вот, если бы этот кусочек оказался в блокадном Ленинграде... Меня так воспитали, и я с этой глупостью все время живу.

Я считаю, что очень многие люди эту ленточку, нередко единственную свою медаль, зарабатывали своей кровью. И надевать ее просто как соплю, которая болтается на «Мерседесе»...

Я вообще предлагал РИА Новостям, которые начали эту акцию, числа 10-го мая начинать акцию «Сними георгиевскую ленточку», чтоб она не болталась, как тряпка грязная. Потому что за эту ленточку люди отдавали жизни и в Первую Мировую и во Вторую.

О любви к Родине

Как студентов ориентируем? Да никак. Как можно людей заставить что-то любить - только своим примером. В прошлом году нам сказали ввести новый предмет - Основы государственной культурной политики.

Я не видел смысла — помню, как мы учили в свое время историю КПСС. И тогда умный человек посоветовал мне найти такого преподавателя, который будет вести этот предмет так, что все будут ходить.

И я нашел - главного редактора телеканала «Культура» и продюсера «Острова», работающего еще с Тарковским. Студенты с удовольствием к ним ходят.

У меня была тетка, которая работала до 108 лет, попала в аварию, сломала 8 ребер и после этого начала сдавать. Я ей жаловался, что не чувствуют дети эту войну своей. Она спросила: «А что ты чувствуешь к русско-японской войне? Это не их война. А уважение к предкам у них есть».

Театр и Путин

-После того, как супруги Путины сходили в театр и объявили о своем разводе, ходил анекдот: «Что такое развестись: сходить на «Эсмеральду».

...Я был на встрече Путина с театральными деятелями во Пскове. Я не отношу себя к путиноидам, но единственный человек, который на этой встрече искренне думал о пользе театра, а не о своей собственной, был Владимир Владимирович.

Было видно, как его настроение портилось по ходу встречи. Когда, например, взял слово Табаков и в течение пары минут дважды упомянул название одного банка, стало ясно, что это не случайно.

Мне рассказывал Мездрич, бывший директор Новосибирского театра оперы и балета. К ним должен был приехать Путин. Ему сказали, что у него с Путиным наедине будет 30 секунд.

Мездрич готовился к этим тридцати секундам - все слова у него были посчитаны. И, когда остались наедине, он сказал:

-Владимир Владимирович, есть идея!

- Массами овладела? - мгновенно отреагировал Путин.

Это иллюстрация реакции. Точно так же, когда Евгений Миронов стал жаловаться, что Татьяна Доронина мешает Театру наций захватить 3 гаража (это уровень какой — к президенту РФ нужно обращаться!). Миронов: «Она не верит никому, кроме вас». На что Путин ответил: «Она давно живет, имеет право».

О сексуальной энергии режиссеров

- Пока ты критик, каждый день ты кого-то ругаешь и должен быть готов к тому, что кто-то даст тебе при встрече по морде. Ты не хочешь обидеть людей, но они очень серьезно обижаются.

Много лет назад я посмотрел спектакль Леонида Ефимовича Хейфица, с которым мы были очень хорошо знакомы. И...я не хотел его обидеть, но мысль была такая: импотент.

Вообще, сексуальная энергия очень важна в театре, и, когда она уходит, это видно. Я ж не мог так написать и долго думал, как сказать это, чтобы не обидеть его. И написал, что спектаклю не хватает витальности. И был очень горд собой.

Леонид Ефимович сразу перестал со мной здороваться.

А через несколько лет Хейфиц сказал мне: «Давно хотел Вам сказать, что прочитал Вашу рецензию: «не хватает витальности». И подумал: сволочь, Гришка, пожалел старика, не стал писать, что Хейфиц импотент». Представляете! Он все понял!

О тяжелой доле критиков

-Критика - это очень тяжелая профессия. Я когда-то работал дворником - уставал меньше. Она требует честности перед собой прежде всего.

В международном меморандуме критиков сказано, что критик должен приходить на спектакль здоровым и трезвым. Я всегда сплю на спектакле, но это сон профессиональный и прошу не путать его с обычным сном.

У меня был один знакомый, который служил в подразделении «Вымпел», он участвовал в боевых операциях в 48 точках мира. Мы себе даже представить не можем, где эти точки. Я удивлялся: он такой добрый, такой веселый. На это мой друг сказал: он столько народу убил, у него одна доброта осталась.

Вот я уже столько людей обидел, что только хвалю. Пишу правду, просто это не вся правда. Не думаю, что даже самым плохим критикам платят деньги, просто с годами возникает ангажированность отношений.

Лучше вообще не писать про друзей. Хотя никакой дружбы с критиками не бывает, она только корыстная, к сожалению. Не надо очаровываться. Перед юбилеями они начинают звонить, хвалить тебя.

Человеку можно жестко сказать, что ты думаешь ,и никто не обидится. Но если ты напишешь это в статье, обида будет надолго, если не на всю жизнь. Поэтому честность в критке очень относительное понятие.

О меценатах, которые выбирают

-В последние полгода занимаюсь тем, что выпрашиваю у известных выпускников ГИТИСа стипендии для студентов. Стас Михайлов учредил одну стипендию. Поэтому, когда я прочитал, что он зарабатывает больше 21 миллиона долларов, отнесся к этому с уважением. Особенно потому, что он учредил стипендию.

-Сколько стоит это упоминание?

-5 тысяч рублей в месяц. Таких стипендий в ГИТИСе более 50. Первые, кто поддержали нас - «Квартет И» (учредили 4 стипендии) и Игорь Угольников (5 стипендий), Максим Виторган - четыре, Винокур - три, Лещенко - одну, Марк Захаров — две.

Дуся Германова учредила одну. Мы послали ей письмо с благодарностью, она заплакала и учредила еще одну. Миллиардер Александр Бондаренко — четыре, и Марк Тишман, Миша Полицеймако, ведем переговоры с Мариной Зудиной...

Есть люди, которые выбирают. Винокур хотел дать стипендию курянину. Мы ему искали хорошо учащегося курянина - не нашли, предложили девочку из Нижнего Новгорода. Бондаренко хотел, чтоб это были веселые ребята - искали веселых.

Мне неудобно, что я кого-то не называю, но невероятно всем благодарен. Это ж игра не на равных. Я в начале года радовался, что у меня таких стипендий больше 50 и тут государство у меня отнимает 270.

Потому что вышел приказ минобразования, что отличник в вузе теперь тот, кто сдал отлично не одну сессию, а две подряд. Но у нас и таких оказалось слишком много - для этого пояснение, что отличников в вузе не должно быть больше 10 %.

У нас 450 бюджетных студентов, можно давать только 40, мне еще нужно 220 стипендий. Конкурс на актерское место от 400 до 800 человек. И это ужасно, это говорит о том, что у людей сбиты все критерии.

Мне сын рассказывал, что у них 80 процентов девочек собирается быть актрисами. Я свою дочку отговорил только тем, что ей придется выучить еще одно стихотворение...

Об обманутом Райкине

- Я считаю, что Констанин Райкин честный человек, но вокруг таких, как всегда, находятся люди, готовые их использовать, чтоб решить свои финансовые затруднения. Накачав его, бросили в атаку, как Александра Матросова.

И вообще, просто смешно сегодня говорить о цензуре в России. Я могу сравнивать, потому что имею опыт работы в частной «Независимой газете», в межгосударственной телерадиокомпании «Мир» и на государственной радиостанции.

Вот на радио я чувствовал себя наиболее свободно - там все ограничения совпадают с конституционными, а на «Мире», например, Павленского нельзя было даже упоминать.

В частной газете ограничения не потому что владелец такой осторожный и пугливый. Просто в Москве, если ты неосторожно покритикуешь московскую власть, здание, например, могут посчитать аварийным. Приходится взвешивать,что ты считаешь более важным...

На «Золотой маске» у одного англичанина был вопрос к бюджету. Принесли смету. В графе продаж значилось: «сумма небольшая». Это порядка 10-15%, при финансировании примерно в 100 миллионов. Больше вопросов не было.

Разговор о цензуре - это очень удобная вещь в России для тех, кто хочет громко заявить о себе. Как было в случае с «Тангейзером». Министр культуры просил диреткора театра Мездрича сделать 3 вещи: убрать постер, извиниться перед теми, кого он вольно или невольно обидел и объяснить свой замысел.

Кулябин отказался, но, как только Мездрича сняли, он тут же дал интервью на разворот, где объяснил замысел спектакля. Надо ж быть умнее - пригласил бы всех на объяснение замысла, тех же казаков. А так - я считаю, это хорошо спланированная рекламная акция.

Что до «Матильды - не о чем говорить, пока фильм никто не видел. И, как бы там ни было, ни один действительно верующий человек не оскорбится фильмом, а помолится за исправление заблудших...

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Григорий Заславский

8 мая, в канун 72-й годовщины Великой Победы, рижский клуб «Культурная линия» принимал в гостях ректора Российского института театрального искусства ГИТИС, члена Общественного совета…… →

Фото
Видео
Статьи