События

Сергей Чупринин: О том, чем жизнь в Молдове отличается от жизни в Москве, можно написать гениальный роман!

комсомольская правда в Молдове, Леонид Рябков Источник (ссылка откроется в новом окне)

Корреспондент «Комсомолки» пообщался с литературным критиком, публицистом, профессором Литературного института и главным редактором журнала «Знамя».

Сергей Чупринин прилетел в Кишинев по приглашению общественной организации Dialogum и при содействии Международного медиаклуба «Формат А-3».

- По вашим словам, сегодня заканчивается эпоха, когда была интересная современная русская литература...

- Эта эпоха, надеюсь, не заканчивается. Нет проблем с литературой, она достойная. Качественная и в России, и за ее пределами. Потому что русский писатель живет всюду — в Молдове, на Украине, в Белоруссии, в Грузии, в Канаде, в Новой Зеландии... Есть замечательные писатели, есть прекрасные книги. Но такой литературоцентричности, когда было интереснее читать, чем жить, уже нет. Сейчас жить, видимо, интереснее, чем читать. С современной русской литературой остаются те, для кого она входит в первичный набор их требований к жизни. Без этого они существовать не могут! Этих людей не так много, их не может быть очень много.

- Тиражи выпускаемых книг — небольшие, они не могут быть, как в СССР, миллионными, все читают книги в Интернете. Сегодня, в принципе, любой человек может написать роман, опубликовать его в Сети и назвать себя писателем...

- Если можно получить что-то бесплатно, никто не будет платить. Тираж журнала Знамя», который я возглавляю составляет 2 тысячи экземпляров, падение тиража - в 500 раз. 2 тысячи читают нас на бумаге, примерно 200 тысяч - в Интернете. Не так катастрофично выглядит потреб-ление культурных ценностей, как экономика культуры. Потому что ни авторам, ни издателям никто не платит за это халявное потреб-ление. Поэтому издательства закрываются, литературные журналы влачат жалкое существование, а в России за свой труд получают достойные гонорары от силы десять-двадцать авторов. Это бренды.

- Как сегодня можно пробиться талантливому поэту или писателю, стать «бюджетообразующим», по вашим словам, автором?

- На ресурсе stihi.ru опубликованы 38 миллионов стихотворений, на proza.ru — 6 миллионов 800 тысяч рассказов, повестей и романов. Нельзя представить, что кто-либо это прочтет. Это огромная свалка, где наверняка есть достойные авторы. Но кто их увидит? Они погребены под всем этим ворохом. Если вы хотите какого-то успеха в персонализации, печатайтесь на ресурсах с предварительно модерацией. А дальше все зависит от многого, не только от дарования писателя, к сожалению. Насколько это совпадает с духом времени и требованием момента, попасть в нерв, а, во-вторых, кто обеспечивает продвижение автора, кто организует его успех. А практически любому молодому автору продвижение никто не обеспечит. Тут все, как в американской рулетке. Тысяча патронов — холостые, только один даст эффект. Те советские времена, когда написал книгу, а утром проснулся знаменитым, не повторятся. Сегодня никто не проснется знаменитым. Сегодня перепроизводство, сегодня слишком много культурных ценностей, слишком много текстов, слишком много всего.

- По вашему мнению, когда читаешь произведения соотечественников, которые живут за пределами России, но пишут на русском языке, «чувствуется инородное включение, инородная добавка, которой нет в русской литературе». О какой добавке вы говорите?

- Иногда, но не всегда. Я являюсь председателем жюри «Русской премии». Это премия, которая присуждается писателю, пишущему на русском языке, но живущему за пределами России. Нет в мире такой страны, где бы не было русских, а там, где появляется десять русских людей, один из них непременно оказывается поэтом. Или прозаиком. Начинается такой вариант суржика, пишет по-русски, но вставляет американизмы. Иногда чувствуется немного не наша ментальность, немного не наше отношение к деньгам, к семейным ценностям. Оно не хуже нашего, но оно другое! Но мы в жюри исходим из критериев качества, а они универсальны. О чем человек пишет, когда уезжает, эмигрирует? О своем босоногом детстве. Этого «босоногого детства» уже так много! Ты эмигрировал в Новую Зеландию, расскажи, как тебе удалось! Ты живешь в Молдове, расскажи, чем жизнь здесь отличается от жизни в Москве или в Санкт-Петербурге! Покажи мне свою самость! Свою неповторимость! Кстати, лауреатом «Русской премии», что мне приятно, стала председатель Ассоциации русских писателей Молдовы Олеся Рудягина, поэт, живущий в Кишиневе. А два года назад первую премию в номинации «Большая проза» получил житель Тирасполя Роман Кожухаров. Молдавские авторы часто появляются в наших лонг-листах...

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Чупринин

Читаем ли мы? И что именно? Какое место занимает литература в жизни современника? Как она конкурирует с телевидением и Интернетом? Что ее ждет в дальнейшем? Обсудить эти отнюдь не праздные вопросы с…… →

Фото
Видео
Статьи