События
28.06.2017, Латвия, Рига Игорь Волгин |
28 июня в рижском клубе «Культурная линия» принимали в гостях ученого с мировым именем -- ведущего исследователя жизни и творчества Достоевского, профессора МГУ и Литературного института им. Горького, историка, поэта и телеведущего Игоря Волгина. Несмотря на летние каникулы, в этот день в конференц-зале отеля Avalon собралось очень много учителей, педагогов, студентов и старшеклассников. Также огромный интерес к встрече проявили местные литераторы, историки, представители Русского общества в Латвии и журналисты. В итоге в зале не было ни одного свободного места. Прежде всего, рижане поздравили гостя с 75-летним юбилеем и выпуском новой книги стихов, за которую он получил премию Правительства России в области культуры, и которая в настоящий момент входит в число лидеров продаж в московских книжных магазинах. - Я очень рад, что я в Риге. Потому в последний раз я здесь был в 2009 году, а до этого довольно часто приезжал в легендарный Дом творчества писателей в Дубулты, - первым делом признался Игорь Леонидович. А поскольку темой встречи была избрана литература как культурный код России, Волгин сразу перешел к размышлениям о том, что происходит сегодня с русской культурой. Отдельной темой прозвучала роль роль русского языка, который Игорь Леонидович называет не иначе как “неписаной конституцией государства”. Он рассказал о том, как еще в начале ХХ века Осип Мандельштам в одной из своих статей написал, что Чаадаев, говоря о ничтожестве российской истории был не прав, потому что он забыл о такой вещи, как язык. Ибо только великая нация может иметь такой мощный, пластичный и богатый язык. И онемение двух-трех поколений приведет Россию к исторической смерти. - Это очень правильная мысль. Потому что язык - это наше главное национальное богатство. Может закончиться газ, нефть, но ну у нас останется язык и литература. Мы все помним военные стихи Ахматовой. «… Не страшно под пулями мертвыми лечь, и горько остаться без крова, но мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» Что интересно, - это стихотворение, написанное в 1942 году, - не о спасении материальных ценностей или территории, оно о спасении языка. А что такое язык? Это и есть народ. И когда Пушкин говорит «Cлух обо мне пройдет по всей Руси великой, и назовет меня всяк сущий в ней язык» он имеет в виду не то, что его будут переводить на разные языки. Он имеет в виду, что его «всяк» будут знать на русском языке. Если из биографии России изъять биографию Пушкина, Достоевского, Толстого, Лермонтова и всех наших великих писателей, то это уже будет биография и история совсем другой страны…. В последние годы Игорь Волгин, являясь специалистом по Достоевскому, занялся также биографией Толстого. Он рассказал о своей книге “Лев Толстой. Последний дневник”. Перекидывая мостик от биографии великого писателя к Латвии, участники встречи напомнили гостю, что Иван Озолин, начальник железнодорожной станции Астапово, на которой провел последние дни жизни и скончался Толстой, был по происхождению латышом и подарили недавно изданную книгу о нём. На встречу с рижанами профессор Волгин привез несколько экземпляров уже пятого по счету переиздания своей книги «Последний год Достоевского». - В чем смысл названия книги? Почему именно «Последний год»? Потому что если оттолкнуться от того, что жизнь великих писателей – это несомненно сценарий и еще один роман в их жизни, не менее важный, чем их тексты, то, конечно, в конце всегда срабатывает тайная мысль этого сценария. - В своих исследованиях вы говорите о русской литературе как национальной идее. И говорите, что на Страшном суде Россия может предъявить свою русскую литературу…. - А что еще остается предъявлять России на Страшном суде? Газ? Нефть? Конечно, литературу. Самое великое, что она создала. В 13 веке дух русской нации воплощался в летописании, в 16 веке – в церковной архитектуре, в 19 веке – конечно, в литературе. И тут произошло чудо. Потому что на протяжении века – от Пушкина до Чехова, как из под земли, выросла великая словесность. Такое русское чудо. И именно русская литература аккумулировала в себе все национальные и религиозные стремления. Бродский в своей нобелевской речи сказал, что литература есть высшее воплощение духа нации и поэтому наша видовая цель – это поэзия. А что значит «видовая»? Цель человека как вида. Он не имел в виду, что все станут поэтами. Он имел в виду, что человек будущего будет обладать поэтическим мироощущением. И что мир будет развиваться поэтически. Мысль может быть спорная, но достаточно глубокая. В этот вечер рижане буквально забросали гостя вопросами. Спрашивали об отношении к экранизациям Достоевского, о патриотизме и либерализме, о телевизионных политических ток-шоу и феномене массового увлечения поэзией в 60-е годы ХХ века. На вопрос о том, как Игорь Волгин, который лично знал всех легендарных поэтов-шестидесятников, воспринял сериал по роману Аксенова «Таинственная страсть», он не раздумывая, ответил: - Ужасный фильм. Евтушенко мне звонил ночами и просил сделать что-то, чтобы эта гадость не шла по Первому каналу. Большего вранья я не видел никогда. И вообще, кстати, «Таинственная страсть» - не самый удачный роман Аксенова. Евтушенко был очень расстроен – его покоробило очень именно то, что о его поколении впоследствии будут судить по этому фильму… Два часа беседы с Игорем Волгиным присутствовавшие на встрече журналисты назвали настоящим интеллектуальным праздником. Профессор успел коснуться самых разных и глубинных тем – разности Толстого и Достоевского, эффекта чуда в русской истории, интуитивного чувства исторической правды у русского человека и даже мата: - Раньше мат никогда не выходил в публичное пространство и не столько по нравственным критериям, а сколько по эстетическим. Для театра, кино и литературы – мат противопоказан. Его можно употреблять исключительно гомеопатическими дозами. В завершении вечера Игорь Леонидович прочел рижанам несколько своих стихотворений. А перед этим публике показали на экране видео-фрагмент, где стихи Волгина гениально читает Евтушенко…. Книгу «Последний год Достоевского» Игорь Волгин подписал и подарил легендарному рижскому учителю русской литературы Владиславу Рафальскому, который является символом движения в защиту русских школ в Латвии и в свое время очень много сделал для того, чтобы сохранить в Риге русские школы. |
|
|
Ваш комментарий