События

Алексей Романов: Достоевский vs Толстой. Пушкин при… Николае III

Алексей Романов, LSM.LV Источник (ссылка откроется в новом окне)

Ранним утром 10 ноября 1910 года Лев Толстой тайно покинул свою усадьбу в Ясной Поляне, чтобы уже никогда не вернуться. На его столе, кроме объяснительной записки жене Софье Андреевне, нашли раскрытый второй том «Братьев Карамазовых» Достоевского с критическими заметками на полях.

В день кончины Федора Михайловича у него на столе лежали письма Толстого, где он излагал свои воззрения на веру в Бога. Есть свидетельства, что Достоевский, читая их, хватался за голову и восклицал: «Все не то!».

В свою очередь Софья Андреевна писала, что Лев Николаевич так отзывался о романе про Карамазовых: «Где описания, там хорошо, а где разговоры – очень дурно; везде говорит сам Достоевский, а не отдельные лица рассказа. Их речи не характерны».

То есть, хотя они никогда не встречались, заочная полемика между двумя величайшими русскими романистами была…

Об этом в Риге в клубе «Культурная линия» говорил с читателями гость из Москвы Игорь Волгин.

Вот уже на протяжении многих лет профессор Игорь Леонидович Волгин рассказывает студентам о русской литературе. Он читает лекции, как на факультете журналистики МГУ, так в Литературном институте. Ему, доктору филологии, обладателю научной степени по истории, действительному члену Российской академии естественных наук, члену Совета русского ПЕН-центра и Пушкин-института много есть чего поведать будущим писателям, поэтам, работникам СМИ. Волгин автор более десятка книг. В основном, это исследования жизни и творчества Достоевского и Толстого. Научных работ у него более 500.

Но в последнее время Игорь Волгин все более разочаровывается в студентах. Они поступают в вузы с таким слабым багажом знаний в области литературы, истории и культуры, что в пору усомниться, учились ли он вообще в школе. А если и учились, то чему. Об этом вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского говорил на творческой встрече с рижанами с горечью и тревогой.

Он рассказывал, как студенты отвечают на экзаменах. Например, не знают, когда не стало Льва Толстого. На уточняющий вопрос, до или после Октябрьской революции, следует ответ, что после.

- А как Толстой относился к советской власти?
- Он ее принял, - отвечает третьекурсник МГУ.

А на вопрос, при каком царе жил Пушкин, студент университета ответил: «При Николае III».

Игорь Волгин удивляется тому, что нынешние абитуриенты, поступающие в литературный институт совсем не знакомы с советской литературой.

- Они знают два имени – Блок и Бродский. Все, что было между ними – полный провал! Как тут не вспомнить старый анекдот, что чукча - не читатель, а чукча – писатель.

Правда, в культуртрегерской миссии Игоря Леонидовича встречались и уникумы. Таким был Дмитрий Быков, который пришел в литературную студию «Луч» при Московском университете в 16 лет.

- Он уже тогда знал практически все. Я подумал, что вундеркинд. А из вундеркиндов редко, что получается. Но я ошибся. Он вырос в крупного литературоведа и писателя.

Наверное, здесь следует объяснить, что это за студия. «Луч» - это детище Волгина. Он создал ее в 1968 году и с тех пор руководит ей. То есть в будущем году литстудия отметит полувековой юбилей. Редкое долголетие при одном и том же лидере. В числе ее воспитанников такие известные сегодня российские писатели как Сергей Гандлевский, Инна Кабыш. Вера Павлова, Евгения Славороссова, Алексей Цветков, Александр Сопровский, Бахыт Кенжеев, Евгений Бунимович, Юлий Гуголев, Вадим Степанцов.

Волгин особо отметил свою ученицу, поэта Марию Ватутину. Она победитель первого Всероссийского турнира «Красная площадь. Время поэтов», обладатель титула «Голос нашего времени», лауреат Международной Волошинской премии за книгу «На той территории», лауреат Бунинской премии, премии журнала «Октябрь», Тютчевской премии.

В 70-е и 80-е годы прошлого века от студии «Луч» «отпочковались» две творческие группы «Московское время» и «Орден куртуазных маньеристов».

При этом Игорь Волгин признал, что за последние десятилетия в русской литературе не было таких высоких достижений, как во времена застоя. Практически исчезла высокая деревенская проза, которую олицетворяли Валентин Распутин, Борис Можаев, Василий Шукшин. А уж о поэзии и говорить нечего. Ее расцвет начали поэты-фронтовики и завершили «шестидесятники».

В «быдлизации» общества Волгин во многом винит телевидение.
- Читаю бегущую строку и поражаюсь чудовищным грамматическим и историческим ошибкам.

Однако сам член Международной ассоциации журналистов Игорь Волгин с ТВ связан самым тесным образом. Но только с телеканалом «Культура». Там он снял документальный сериал об истории русской журналистики, где рассказывал о том, как в этой профессии проявили себя Чаадаев, Пушкин, Некрасов. Героем его программ был поэт Заболоцкий. Но главное детище Волгина как автора и телеведущего – это интеллектуальное ток-шоу «Игра в бисер». За него он получил премию ТЭФИ.

- Мы с трудом «пробивали» эту программу. Нам говорили, зачем это нужно… А сейчас у нее сформировалась устойчивая интеллигентная аудитория. Нас смотрят не только в России, но и за границей. Наш главный слоган: «Читайте и перечитывайте классику»… Вообще, все телеканалы, по-моему, должны быть каналами культуры…

Книги Игоря Волгина переведены на разные языки, в том числе на китайский, сербский, арабский, французский, финский, польский. А книга «Последний год Достоевского» стало настоящей мировой сенсацией, считается новым поворотом в историко-биографической прозе. Автор впервые соотнес личную и творческую судьбу Достоевского с трагическими коллизиями российской истории. В этом году появилось пятое издание книги. И сразу стало бестселлером, несмотря на общее падение читательского интереса к литературоведческим трудам.

- Биография великого писателя всегда «сценарная», — говорит автор, — писательская жизнь – еще один роман, не менее важный, чем его тексты. И судьба Достоевского здесь особенно показательна.

Последний год жизни Федора Достоевского совпал с пиком террора в России. Половина всех казненных в стране в XIX веке за политические преступления приходится именно на этот год. Из восьми покушений на российского императора большинство совершено именно в том, 1881 году. А участник всех этих покушений, цареубийца Александр Баранников жил в соседней квартире с Достоевским. Явочная квартира «Народной воли» - у писателя за стенкой. Народовольцы даже «прикрывались» тем, что собираются рядом с его жильем: мол под боком у такой личности они в безопасности.

- Достоевский открыл секрет русской революции, - считает Волгин, - Он изобразил бесов. Но в революцию шли не только бесы, но и идеалисты, вроде Алеши Карамазова. Идеалисты в революции – это самое страшное. Поэтому она и победила. Достоевский как-то предвидел такое будущее.

Ко всему прочему, Игорь Волгин еще и поэт. Его первая поэтическая книга "Волнение" вышла еще в 1965 году. Затем было опубликовано еще несколько поэтических сборников и книг переводов. Его последний сборник стихов называется «Персональные данные». Он удостоен премии Правительства Российской Федерации.

Почитал свои новые стихи Игорь Волгин и на встрече с рижанами.

Поэзия
где неизбывных грехов моих рать
мама лишь видит…
Как бы мне к жизни своей подобрать
сносный эпитет?
Может, и вправду забацать стишок
с рифмой-подлюгой,
может быть, выпить на посошок
с юной подругой?
Глядь, на исходе осеннего дня
в Первопрестольной
други-поэты помянут меня
с грустью пристойной.
И завиляет обрубком хвоста
пес мой подлиза.
И, похмелившись, отверзнет уста
бедная Лиза.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Игорь Волгин

28 июня в рижском клубе «Культурная линия» принимали в гостях ученого с мировым именем -- ведущего исследователя жизни и творчества Достоевского, профессора МГУ и Литературного института…… →

Фото
Видео
Статьи