События

10.08.2017, Крым, Симферополь

Сергей Пускепалис

Фото

Как зайти в кино «с заднего двора» и завоевать репутацию в актерском мире, какие ценности несет в массы современный кинематограф и чем разнятся поколения Next и их родителей? Душным августовским вечером, когда жара на полуострове побила все возможные рекорды, симферопольцы: журналисты и режиссеры, преподаватели и студенты, актеры и театралы пренебрегли морским отдыхом, чтобы узнать ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся жизни под светом софитов.

Проводником в мир съемочных площадок и театрального закулисья стал актер, режиссер заслуженный артист России Сергей Пускепалис. По приглашению Международного медиаклуба «Формат- А3» он провел в крымской столице встречу на тему: «Простые истины российского кино».

«Я зашел в кинематограф с заднего двора», - признался в самом начале беседы Пускепалис, поясняя: оказался в нужное время в нужном месте и был готов воспользоваться предоставленной судьбой возможностью. Заслуженный артист России попал в кино благодаря своему сыну, снимавшемуся в картине «Коктебель» Бориса Хлебникова. На съемочной площадке Сергей познакомился с Алексеем Попогребским, который пригласил его на главную роль в фильме «Простые вещи».

Молодым актерам и выпускникам режиссерских отделений, мечтающим попасть в «большое кино» или на театральные подмостки, Пускепалис порекомендовал «заниматься предметом, а не собой».

«Это легко сказать, сложнее сделать, - признал он. – Все равно хочется «выпендриться», чтобы заметили. Но это пройдет. Возникнет уверенность, спокойствие. Режиссер – это прораб, который всех консолидирует, заботясь об успехе актеров. Актер же должен быть заразителен, но об этом ему могут сказать лишь окружающие люди. Нельзя самому о себе заявить: «Я чертовски заразителен». По мнению Пускепалиса, ставшую нарицательной фразу «кушать подано» может себе позволить сказать лишь тот актер, который до этого сыграл Гамлета, и то – чтобы выручить коллег и знакомых. «Десятилетиями работать с одной репликой? Есть ли смысл оставаться в этой профессии?» - заставил он задуматься аудиторию.

Сам заслуженный артист России перестал выходить на сцену, когда понял: «серым кардиналом» ему быть интереснее. «Во мне стали включаться тысяча контролеров, и коллегам-актерам я чаще стал помогать добиваться успеха в их ролях, в постановке в целом», - рассказал Пускепалис. В творческой «копилке» талантливого гостя августовской встречи медиаклуба не только актерская и режиссерская работа в театре, роли в картинах «Простые вещи», «Как я провел этим летом», «Жизнь и судьба», «Метро», «Прогулка», «Сибирь. Монамур», «Мой парень - ангел», «Золотая орда», популярных сериалах «Жизнь и судьба», «Крик совы», «Защита свидетелей», «Аптекарь», «Крестный», но и создание собственного фильма. «Клинч» - психологический детектив, жестокая история об учителе, чью жизнь в считаные мгновенья рушит влюбленная в него школьница. Несмотря на то, что фильм вышел на экраны в 2015 году, следующую картину Пускепалис выпускать не спешит. «Самое страшное – снимать свой второй фильм и делать свой второй спектакль, - признался он. – Когда я снял «Клинч», у меня уже был готов еще один сценарий, найдены деньги, но я испугался. Да, снимать было бы здорово, но я понял, что на мне уже лежит ответственность. Я всегда говорю: можешь не снимать фильм – не снимай. Свою вторую картину я пока ищу. У меня уже три сценария, но нужен какой-то толчок извне. Обычно, второй фильм снял – и дальше уже пошло. Но до этого очень страшно».

Поделились своими страхами с известным актером и крымские студенты симферопольских студий театра и кино. Как перебороть боязнь съемок и расслабиться перед камерой? Единого рецепта не существует, но Сергей Пускепалис попробовал дать будущим коллегам несколько советов, главный из которых – любить искусство в себе, а не себя в искусстве, занимаясь конкретным делом, а не самолюбованием.

«Мой рецепт очень прост: думать не о себе, а о том предмете, который поразил вас, делать других людей соучастниками своего открытия, - отметил актер. – Порой возникает ощущение, что актеры считают себя предметами искусства. Однако если интересуешься тем, чем должен поразить людей, значит нужно искренне попытаться поделиться этим. Больше помогаешь партнерам – естественнее выглядишь сам. Чем прекрасна школа Станиславского – она помогает тебе открыть свой механизм. У каждого свой путь к достоверности».

В то время как поколение Next демонстрировало обеспокоенность собственными актерскими карьерами, их «отцы» обратили внимание на качество кинокартин, транслируемых в кинотеатрах. Почему там «крутят американщину»? Где фильмы, ради которых можно сбегать со школьных уроков?

«Боюсь вас разочаровать, но сбегать в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм в 15-й раз, уже никто не будет, - пояснил Пускепалис. – Есть другие носители, контент, площадки. В этом смысле театр – вечен, потому что действие в нем происходит «здесь и сейчас». Кино – это медиа, технические возможности, выбор. Главное – научиться выбирать! Сейчас мы не создадим уже такого кино, которое будет нравиться всем, и вся страна, как в советский период, не будет смотреть одновременно одну картину».

Сам Пускепалис старается отсматривать многие американские сериалы. «Они сейчас бьют все показатели по качеству, исследованию человеческой природы, размышлениям на тему, что хорошо, что плохо – именно в этом направлении американское кино мне интересно, - пояснил актер. – Опять же важны технические моменты. Сюжеты разные, но смысл один: нужно выращивать порядочных людей».

Однако в вопросах самоопределения и национальности Пускепалис категоричен: литовец по отцу и болгарин по матери, свою национальность он называет твердо, не задумываясь.

«Русский – это тот, кто любит Россию. Кто к ней тянется, и неважно, какой национальности человек, потому что русский – это единственная национальность-прилагательное, определение. Я – русский», - уверен актер.

До открытой встречи Сергей Пускепалис принял участие в передаче «Крымский формат» - совместном проекте ММК «Формат А3» и Телерадиокомпании «Крым». Заслуженный артист России обсудил значение кинематографа в формировании системы ценностей общества и перспективы развития театрального искусства с профильными крымскими специалистами: представителями Министерства культуры РК, режиссерами кино и театра, руководством Крымского университета культуры, искусств и туризма.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*