События

А.Ковтунец: "Человек становится цельным, когда обретает веру"

Галина Афанасьева, "Экспресс-неделя" Источник (ссылка откроется в новом окне)

В Вильнюсе по инициативе международного медиаклуба "Формат-А3" состоялся показ фильма "Я - учитель".

Этот фильм представили режиссер Сергей Мокрицкий (режиссер российско-украинской киноленты "Битва за Севастополь") и Александр Ковтунец, продюсер, а также актер, исполнитель главной роли учителя в картине.

Приятно отметить, что Александр родом из Вильнюса, здесь он учился, в 1994 г. стал основателем и ведущим игры КВН в Литве. На канале LNK начиналась и его телекарьера.

Действие драмы "Я - учитель" разворачивается в годы Второй мировой войны в небольшой деревне на оккупированной немцами территории. Сельский учитель Павел Зубов словно не замечает происходящего вокруг и продолжает спокойно работать в школе и учить детей. Но все же жизнь заставляет его окунуться в реальность и сделать нравственный выбор. О том, какое послание несет нам фильм, рассказывает А.Ковтунец.

- Ваш герой вначале кажется весьма несимпатичным. Он из тех, кого принято называть слабохарактерным. А как вы сами к нему относитесь?

- Он педагог по призванию, очень любит свою профессию и считает своим долгом учить детей при любой власти. Павел Зубов из семьи потомственных сельских интеллигентов, он пережил немало крутых поворотов, когда власти, а вместе с ними жизнь и быт, кардинально менялись. Так что можно понять, почему он так хочет выжить, соглашается преподавать в школе и закон Божий, не будучи верующим, и историю Германии, и биографию Гитлера. И в то же время даже в таких нечеловеческих условиях ему хочется донести до учеников понятия добра и зла, любви к своим корням. Думаю, что для нашего времени это очень понятный персонаж, который изначально не является героем, но становится им, преодолев себя, свой страх. К концу фильма он перерождается и, можно сказать, своей героической смертью подает пример ученикам.

- До того, как бросить вызов оккупантам, он допускает, что его любимую женщину угоняют на принудительные работы в Германию, готов сдать полицаям прячущегося у него раненого партизана, по приказу коменданта стреляет в портрет Пушкина… С чем в таком случае связано преображение героя, кажется, уступившего злу по всем статьям?

- Пока он не осознает вечности своей жизни, ему сложно пожертвовать собой. Ведь для него после смерти наступает пустота. Поэтому мой герой, хотя и помогает раненому партизану добраться до заброшенного аэродрома, где должен приземлиться самолет с крупным чином из армии Власова, но он не дает тому выстрелить в предателя. Он понимает, что погибнет вместе со снайпером. Учитель далек от веры, он не знает, почему должен жертвовать собственной жизнью. Но перед ним пример власовца Рыкова, который предал родину из страха смерти и хочет завербовать как можно больше людей на службу в немецкую армию. От Рыкова исходит такая животная грубая сила, что перед ней невольно отступают и неискушенные деревенские жители, и сами немцы. В итоге он порабощает душу Ивана, пасынка учителя. Тот уступает уговорам и надевает униформу власовца. Павел теряет любимую, не может выполнить ее наказ спасти Ивана. Учитель осознает, что цель немцев - уничтожить русский народ, его волю. В отчаянии и от бессилия он готов покончить с жизнью… Разбирая книги, учитель случайно находит Евангелие. Листая страницы, он вспоминает далекое детство, свои сны, забытое общение с Богом. И в этот момент душа побеждает страх, возвращает его в реальность, где нужно делать нравственный выбор. Человек становится цельным, когда обретает веру. Учитель должен показать Ивану, своим ученикам пример человека, который, перестав плыть по течению, может совершить судьбоносный поступок, когда от него никто этого не ждет. Он, никогда не державший в руках оружия, стреляет и убивает власовца Рыкова, заплатив за это собственной жизнью. Вера на самом деле является мощнейшим инструментом достижения намеченной цели. Мне кажется, что фильм также о современности, о том, какими будут люди, куда двинется в своем развитии нынешняя молодежь.

- Как я поняла, вы глубоко верующий православный человек. Это результат воспитания в семье или вы сами прошли свой путь к вере?

- В фильме "Я - учитель" есть сцена, когда мой герой находится в самолете и понимает, что когда раненый боец выстрелит, его самого тоже не станет, и им овладевает страх. Открою вам секрет: актер не может правдоподобно сыграть то, чего он ни разу не ощущал на самом деле. Так вот в детстве, когда я спрашивал у взрослых, что будет, когда я умру, и мне отвечали, что ничего не будет", мною овладевал тот самый жуткий страх! Я не мог понять, как это, когда тебя вдруг просто нет? Я вспоминал это состояние, чтобы сыграть этот эпизод. И только когда мой персонаж пришел к вере, он успокоился и перестал бояться смерти. Так, несмотря на то, что я был крещен во младенчестве, осознанно пришел к вере уже в студенческие годы.

- Как это произошло?

- Это было в 90-е, когда любые бытовые проблемы превращались в непреодолимые препятствия, но Господь заботится о людях. Однажды мне понадобилось срочно приехать в Москву к своей любимой девушке. В те годы билеты нужно было покупать за 2-3 недели. Билетов, разумеется, не было, и, о чудо: подхожу я к окошку кассы, откуда уже давно отошли все безнадежно желавшие приобрести билет, и кассир протягивает мне появившийся вдруг билет. Однажды, когда с головой погрузился в организационную работу по проведению игр КВН в Литве, я запустил учебу в университете. А на носу экзамены. Решил, что все пропало - вылечу из вуза. Но после того, как за месяц успешно сдал 12 "хвостов", госэкзамены и защитил диплом, я понял, что это могло произойти только с Божьей помощью. После нескольких таких случаев я стал ходить в храм, где встретил отца Игнатия из вильнюсского Свято-Духового монастыря. Я воцерковился, стал посещать воскресную школу, и вся моя семья тоже потихоньку потянулась за мной и пришла к вере. Сегодня митрополит Игнатий возглавляет епархию в Аргентине и Южной Америке.

- Как случилось, что получив диплом экономиста в Вильнюсском университете, вы переквалифицировались в телеведущего, актера, стали продюсировать фильмы?

- В середине 90-х я увлекся КВН и, кажется, сумел увлечь этой игрой очень многих ребят. Сам не знаю, как это получилось. Но почему-то в это непростое время удалось без проблем найти даже спонсоров. У нас играли и русские, и литовские команды. Игра была настолько популярна, что в некотором смысле повлияла и на решение властей оставить школы нацменьшинств. Тогда всерьез решался вопрос об их закрытии. В 1999-2000 гг. я продюсировал на LNK программу "Телега". У нее был высокий рейтинг среди молодежных программ, но из-за финансовых проблем канала от нее пришлось отказаться. Тогда я уехал в Москву, поступил в Школу драмы Германа Сидакова, ученика Петра Фоменко, несколько лет служил в его театре, начал сниматься в кино.

- Российские зрители знают вас по программам "Молодая семья России", "В кругу семьи", "Православный календарь", которые вы вели на популярных каналах НТВ, ТВЦ, "Столица", "Спас". У вас большая семья? Что для вас значат семейные ценности?

- У меня подрастают трое детей, поэтому проблемы воспитания в семье мне кажутся основополагающими. Более того, именно сейчас мы должны вести наступление на всех направлениях искусства, и прежде всего в литературе, театре, кино, за победу семейных ценностей. С одной стороны кажется, что во всем мире эти ценности одинаковы - прежде всего любовь и взаимопонимание. Но если рассматривать православное и светское, западное воспитание, то мы сразу видим, что форма, культура взаимоотношений разные. Любой социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом, выстраивают эмоциональные связи. Сегодня во многих странах дети воспитываются так, что не существует границ для их прихотей и желаний, в атмосфере вседозволенности. Торжествует принцип, что каждый живет только для себя, а поэтому семью как сковывающую личные желания обузу следует упразднить. Я отнюдь не предлагаю сдерживать не очень похвальные те или иные порывы детей посредством физического наказания. Полагаю, что каждый член семьи - личность, даже когда ребенок еще в утробе матери. Мне важно услышать мнение членов моей семьи и донести до них свою позицию. Как в отношениях между мужем и женой можно многого добиться, если каждый сделает шаг навстречу друг другу, так и в отношениях с детьми самое важное - убедить ребенка. Нельзя навязывать ему свою волю. Родительский авторитет должен строиться не на силе, а на уважении. Более того: ребенку следует дать право на ошибку, чтобы он сам понял опытным путем, что недопустимо делать. И еще считаю очень важным выполнять данные детям обещания или, если что-то не получается, объяснить, почему так происходит.

- Вы возглавляете киностудию детских и юношеских фильмов "Илья Муромец", являетесь президентом международного фестиваля "В кругу семьи", где на суд зрителей представляются и фильмы, и театральные постановки. Такие фестивали с нравственным, воспитательным уклоном вызывают интерес у широкой публики?

- Это фестиваль с богатой историей - в этом году состоялся 12-й по счету, и не менее богат географией. Первый прошел в Калуге, последний, завершившийся в июле этого года, - в Ярославле. Среди его адресов Екатеринбург, Калининград, Петербург. Задача этого фестиваля заключается в охвате как можно более широкой аудитории, показе профессионального доброго семейного кино, которое есть во всех странах. Просто хорошие фильмы часто с большим трудом добираются до зрителя. На нашем фестивале не показывают артхаусное или попкорновое кино. Может быть, поэтому в нем с удовольствием принимают участие такие выдающиеся деятели российской культуры, как Денис Мацуев, Станислав Любшин, Ольга Кабо, Владимир Стеклов, Сергей Шакуров… Список громких имен можно продолжить. В нем на постоянной основе принимают участие польский режиссер Кшиштоф Занусси, итальянская актриса Орнелла Мути. Художественным руководителем и идейным вдохновителем фестиваля был актер Валерий Золотухин. В этом году в Ярославле были показаны 18 фильмов из 14 стран. В том числе был и литовско-румынский фильм "Навеки вместе". Победила лента "Клан Боскампи" из Нидерландов. Надеюсь, что эти фильмы найдут своего зрителя во многих странах.

- Вы являетесь также президентом общенациональной программы "В кругу семьи". Какие задачи она ставит?

- Конечно, укрепление и повышение роли семьи в нашем обществе, оказание ей всемерной помощи. Закладывание нравственных основ в формировании будущих поколений. Улучшение демографической ситуации в стране, что напрямую связано с духовным и нравственным выбором семей. Помимо фестивальной деятельности, мы продвигаем идею о необходимости крепких семейных устоев. По нашей инициативе во многих городах страны появились памятники святым благоверным Петру и Февронии Муромским - покровителям праздника, который отмечается как День семьи, любви и верности. В рамках программы планируем создавать везде, где позволят условия, дворовые семейные центры, специальные зоны для семейного отдыха. Не хочу приписывать нашей программе особых заслуг, но должен отметить, что настроение общества постепенно меняется. Эгоизм и неконтролируемая страсть к удовольствиям, к избыточному потреблению уже выходят из моды. Я верю, что во всем мире духовные начала возьмут верх над корыстью, пороком и стяжательством.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей Мокрицкий

"Реальную войну я ненавижу, а кинематографическую люблю, в ней ярче и быстрее проявляются характеры. Это фактурное время, которое сложно, но интересно снимать: яркие враги, настоящие герои. Есть…… →

Фото
Видео
Статьи