События

29.08.2017, Латвия, Рига

Сергей Гинзбург

Фото

29 августа в рижском клубе «Культурная линия» принимали одного из самых востребованных авторов полнометражного российского кино, создателя культовых телесериалов «И все-таки я люблю», «Сын отца народов», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», актера и режиссера Сергея Гинзбурга. Эта встреча стала для рижан подарком в честь Дня российского кино, который отмечали накануне.

Гинзбург прилетел в Ригу, в которой не был с  августа 1991 года, прямиком из Ростова-на-Дону, где принимал участие в международном фестивале мотивационного кино BRIDGE of ARTS.  Столица Латвии встретила режиссера солнцем, теплом и любовью. Поговорить с режиссером на тему особенностей национального российского кино в конференц-зал отеля Avalon пришло около двухсот человек -- журналисты и блогеры, профессиональные актеры и воспитанники любительских театральных студий, студенты, учителя, филологи, преподаватели вузов, представители общественных и творческих организаций.     

Разговор получился очень серьезным и откровенным.  О кино, исторических личностях, дипломатии, политике. Вместе с тем гость со свойственным ему актерским обаянием много шутил и всякий раз пленял рижан как своей эрудицией, так и позитивным взглядом на жизнь. 

Несмотря на то, что основная часть беседы была посвящена разведчику Рихарду Зорге, фильм о котором недавно закончил снимать Гинзбург, первый вопрос из зала все-таки был о Сталине -  герое сразу нескольких картин режиссера. 

- Снимая фильм «Как убить Сталина», вы гипотетически не мыслили о том, что его действительно хорошо было бы убить? Ведь тогда был бы жив, к примеру, Михоэлс, и дела врачей бы не было...  

- История не знает сослагательного наклонения. История сложилась так, как она сложилась. Мы можем только извлекать из этого уроки.  А что было бы, если бы большевики в 1917-м году не победили? А если бы Россия не вступила в Первую мировую войну? А если бы Владимир Ильич Ленин прожил на двадцать лет больше? Много мы знаем про Ленина? Я лично видел гораздо больше подписей с воззванием «Расстрелять!» у Владимира Ильича, нежели у Сталина. А лучше бы было, если в партийной борьбе победил бы Лев Давыдович Троцкий? Какое государство мы бы имели сегодня? К сожалению, мы не в состоянии угадать всех путей Господа. 

Когда поймали Пугачева, на вопрос «Как же ты мог?», он сказал: «Видно Богу было угодно через мое окаянство Россию покарать». Мы не знаем замысел Господа относительно Сталина. Нужна временная дистанция, чтобы мы могли трезво оценить его роль. Сегодня, мне кажется, Сталин излишне одними демонизируется, а другими превозносится и делается иконой. А это на самом деле был живой человек, историческая личность, которую надо изучать и исследовать без эмоций.  А хорош ли был Петр Первый? Все скажут однозначно – конечно, хорош! Сколько он сделал для государства российского!  Хотя с точки зрения репрессий и кровавых дел – их у него было поболе, чем у Сталина. И жертв режима при нем было намного больше. Но мы же его сегодня оцениваем, как государственного деятеля именно с точки зрения того, что он сделал для государства – какие границы получил вначале своего правления и какие границы оставил после смерти. Также и со Сталиным.
 
Режиссер признался, что на темы истории может говорить бесконечно. И картины об исторических личностях старается снимать максимально достоверно. Так работе над фильмом «Зорге» и исследованию судьбы легендарного разведчика Гинзбург посвятил три года своей жизни. 

- Все материалы о Зорге так или иначе засекречены. Существует несколько версий его деятельности. В том числе и та, согласно которой он был двойным агентом. И это похоже на правду. Потому что Зорге действительно работал не только на советскую разведку. Другое дело, что основная его деятельность была направлена в пользу Советского Союза. И когда со мной спорят по этому поводу люди, не очень владеющие информацией, я рассказываю им историю про то, что перед тем как начать снимать «Зорге», меня пригласили в совет ветеранов ГРУ. Встретили очень серьезные начальники. Накрыли стол. И очень много рассказали о Зорге. Я уверен, что рассказы эти были основаны, в частности, на засекреченных архивах, к которым они в силу своего положения имеют доступ. И если бы Зорге был предателем, вряд ли бы они называли его своим героем, и каждый год приезжали бы на его могилу в Японию, и ухаживали бы за этой могилой. Поэтому для меня Рихард Зорге - это прежде всего человек, который абсолютно искренне служил даже не столько Советскому Союзу, сколько своему представлению о справедливости. 

Кроме того, в этом фильме у нас снималась международная команда, и очень много было японских актеров. На мой вопрос, почему в Японии с таким уважением относятся к Зорге, который шпионил против Японии, они дали два ответа. Первое - Зорге не допустил войны между Японией и Советским Союзом. Второе - для японцев крайне важно не только как человек жил, но и как умер. С их точки зрения Зорге умер как самурай. 

Разумеется, Гинзбурга спросили, как проходил отбор актеров на главные роли в картине. Он рассказал, что изначально хотел снимать в главной роли замечательного немецкого актера Тиля Швайгера. Даже вел с ним переговоры по этому поводу. Но, несмотря на то, что Швайгер дал слово никогда и ни за какие деньги не сниматься в нацистской форме, проект фильма о Зорге его заинтересовал. Однако в процессе переговоров с заказчиками картины в лице Первого канала Гинзбург и руководство канала пришли к выводу, что если на роль немца брать немца, а в остальных ролях снимать японцев, то получится иностранный фильм. Тогда как для русских зрителей Зорге – это свой парень, наш герой. И режиссер согласился с тем, что главного герой, конечно, должен играть русский актер. Выбрали Александра Домогарова.  

Публику также интересовало, насколько режиссер свободен сегодня в творчестве. Существуют ли в современной России какие-то ограничения для художников, ощущает ли он прессинг? 

- У меня ни разу не было случая, чтобы меня в чем-то ограничили. Другое дело, что, получая сценарий, я уже изначально сталкиваюсь с определенной заданностью. Но я всегда могу отказаться от сценария. И за последний год отказался от 15 сценариев, потому что они были слабые. Потому что про Джуну и Вангелию я снимать никогда не буду... Что касается прессинга. Покажите мне хоть одного режиссера, кого пресекли за творчество? Покажите мне вообще творчество сначала! Я к счастью вырос в эпоху Эфроса, Васильева, Любимова, Фоменко. Я видел, как их спектакли закрывали именно по политическим соображениям. Я видел, в каком прессинге существовали эти режиссеры, и в то же время делали выдающие спектакли и снимали выдающиеся фильмы. А сейчас любую чушь можно снять и показать зрителю. 

Размышления о свободе творческих личностей в современной России невольно подтолкнули к вопросу о скандале, связанном с арестом Кирилла Серебренникова. 

- Кто из вас видел спектакли Серебренникова?, - спросил сразу же режиссер. В зале поднялось пять рук. - Вот и ответ на вопрос. А имя этого режиссера, благодаря скандалу, сегодня знают все. Сегодня уже только ленивый не говорит о нем. Я не поклонник творчества Кирилла. Но я не могу в этой ситуации осуждать его. У меня нет доказательств того, что он украл казенные деньги. Когда мне их представят, я смогу высказаться по этому поводу. Но также у меня нет доказательств, что он не украл. Поэтому я не буду ни клеймить его, ни защищать. Если бы его преследовали за любовь показывать на сцене голые тела, я бы выступил в его защиту. Будучи абсолютно не любителем именно такого жанра. Это его творческий взгляд на вещи. Но его же судят за растрату казенных денег. Если он виноват, то какая разница между губернатором, которого сажают за решетку и художником? Никакой! Потому что не губернатор крадет и не режиссер. Крадет человек. Если человек нарушает закон, не важно, кто ты - ты должен за это ответить. Закон суров, но это закон.

- Вы снимали цикл документальных фильмов об истории русской дипломатии. И в частности занимались исследованием истории дипломатических отношений России и США. Какова, на ваш взгляд, перспектива этих отношений и что происходит сегодня?

- У любого государства в политике не существует ни врагов, ни друзей. Любые отношения между странами, как бы это не было противно и печально, строятся так же, как в бизнесе. То, что происходит сейчас с Америкой – это очевидно и не очень умно. И, на мой взгляд, является следствием того, что США слишком уверовали в свою всемирную империю, а сейчас наблюдают эдакий праздник непослушания. Потому что в какой-то момент они прозевали Россию, как в свое время прозевали Китай - ведь проект с Китаем изначально создавался в пику Советскому Союзу… В рамках съемок фильмов про историю дипломатии я встречался в 2003 году в Нью-Йорке с Генри Киссинджером. Это человек с мировым именем. Он якобы представляет мировую элиту, о которой так много все говорят и которую никто не видел. Не знаю. Но США управляет отнюдь не президент и даже не парламент. Вопрос «Кто?» остается открытым. 

В целом происходящее в США напоминает мне поздний Советский Союз, когда не умели говорить правду, бесконечно лгали, и все это видели и все понимали. И сейчас все понимают. Что хорошего сделали американцы на Ближнем Востоке? Я там был в 2003 году вместе с журналистом Савиком Шустером. У нас разные политические взгляды, но мы с ним прошли через ту войну в Ираке – делали в разбитом Багдаде свою передачу. И самое смешное, что даже самый неграмотный пастух предвидел тогда, что будет дальше. С тех прошло 14 лет. И эта зараза разнеслась по всему Ближнему Востоку. 

Откуда возник ИГИЛ? Кто составляет его костяк? Генералы и старшие офицеры армии Саддама Хусейна, которые остались без работы. Кто их объединил, как они все вместе собрались? Эти ребята очень не простые… 

Помимо серьезных вопросов на темы истории и политики, гостя засыпали вопросами о его планах на будущее, о том, как можно попасть к нему на кастинги, какие передачи он предпочитает смотреть по телевидению и кого из современных молодых артистов считает особо талантливым. Режиссер признался, что с интересом снял бы картину о Наполеоне, что самым перспективным молодым российским актером считает Евгения Ткачука, что по вероисповеданию православный, а по ТВ смотрит преимущественно новости и сериалы, которые снимают его коллеги.   

По окончании двухчасовой встречи рижане фотографировались с Сергеем Гинзбургом на память и долго благодарили – за его фильмы и радость общения. 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*