События

22.09.2017, Латвия, Рига

Олеся Николаева

Фото

22 сентября в рижском клубе «Культурная линия» состоялась встреча с одной из самых ярких и мудрых современных писательниц России, первопроходцем русской православной прозы, поэтом, профессором Литературного института и лауреатом Патриаршей премии Олесей Николаевой. В конференц-зал отеля Avalon в этот вечер пришло около двухсот человек. Журналисты, филологи, студенты, учителя, представители культурных обществ, прихожане храмов Латвийской Православной Церкви, выпускники Рижской Духовной Семинарии. В большинстве своем – поклонники творчества Николаевой, поскольку на протяжении последних нескольких лет книги Олеси Николаевой раскупаются в Риге внушительными тиражами.

В прошлом году Николаева возглавляла жюри российской национальной премии «Русский букер» и за четыре месяца прочитала 84 романа, некоторые из которых насчитывали по 800 страниц. Поэтому тема встречи была заявлена серьезная – «Cовременная русская литература: духовный и нравственный смысл». Cреди присутствовавших в зале также был супруг Олеси Николаевой протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, в недавнем прошлом пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси, литературный критик и член Союза писателей и Союза журналистов РФ.

- Я очень радуюсь, когда встречаюсь со своими читателями – реальными и потенциальными. Потому что для меня очень важна обратная связь, - призналась Олеся Александровна. - Сейчас я очень четко осознаю, что искусство и литература служат человеческой радости, человеческому просветлению, успокоению, объединению. Это не значит, что в литературе должны быть только хэппи-энды, что непременно надо смягчать человеческие трагедии или вовсе избегать каких-то тем, связанных с разоблачением и явлением зла в нашей жизни… Меня часто спрашивают, что такое православная литература. А я вообще считаю, что вся русская литература по своему зримому и незримому духовному содержанию - православная. Даже если в ней не упоминаются церкви, священники и какие-либо атрибуты вероучения. Во-первых, потому что предметом русской литературы всегда является человек. Исследование его характера, ментальности. Все остальное – интрига, сюжет, фабула – это второстепенно. Во-вторых, это особое отношение к слову, которое способно вызвать реальность. Не случайно очень часто можно увидеть в русской литературе такие вещи, которые сбываются. То, что было написано писателями в 19 веке, мы можем сегодня цитировать и проецировать на наши реалии. Мы можем взять любую цитату Пушкина, Достоевского, Константина Леонтьева или Василия Розанова и поразиться, насколько точно они говорили о нас и наших временах. Это не просто плетение каких-то словес, не имеющих отношение к реальности. Русская литература напрямую связана с нашим бытием. В-третьих, – это воздействие в русской литературе Божьего промысла на человеческую жизнь. И еще один момент - отношению к греху. В доброкачественной русской литературе грех всегда наказуем и всегда несет возмездие. Причем, как правило, это воздействие возникает изнутри человека. Это все опознавательные черты христианской литературы.

Русский язык, русская культура, русская ментальность и способность русского человека проходить до конца свои испытания – это удивительные явления. Также к этим удивительным явлениям можно отнести и тот факт, что в России есть огромное количество иностранцев, которые стали русскими святыми. И среди них есть ваш рижский священномученик Иоанн Поммерс.

- Вы читаете лекции и участвуете в жюри литературных конкурсов во всем мире. Как вы противостоите волне русофобии? Как себя позиционируете?

- Я себя никак не позиционирую. Про меня все известно. В кругу русофобов меня заклеймили еще 20 лет назад, когда отец Владимир стал священником. Как противостою? Своим существованием, своими книгами, своей поэтикой. А еще тем, что в традициях русской поэзии может осуществляться новаторство. И это мне удалось даже доказать, потому что в 2005 году я получила национальную премию «Поэт» за высшие достижения в поэзии именно за создание школы акцептного стиха. То есть фактически за новаторство.

На вопрос о том, почему на премию «Русский букер» сегодня часто претендует антигуманистическая литература, Олеся Александровна ответила, что не согласна с таким мнением, и что в 2016 году, когда она возглавляла жюри, победили исключительно хорошие книги.

- Я рада, например, что мне удалось тогда отстоять книгу Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», которую изначально вообще не хотели включать даже в «длинный список» произведений, выдвинутых на конкурс. Прочитайте ее обязательно. Это книга о генерале Пепеляеве, который спасся в Харбине после победы красных… И все остальные романы были добротными, в которых авторы обращаются к нашему прошлому и пытаются связать его с нашим настоящим. Это и роман Александра Мелихова «И нет им воздаяния», и роман Петра Алешковского «Крепость», который получил первую премию. Потому что в действительности русская жизнь – это такая драма, такая трагедия, которую без религиозного понимания совершенно невозможно пережить. И только осознание того, что мы участвуем в какой-то великой и священной истории, может помочь это осознать. И это очень возвышает человека.

В процессе размышлений о русской литературе Олеся Александровна коснулась также темы революции 1917 года, 100-летие которой отмечается в этом году. И сами рижане на протяжении всей встречи то и дело задавали гостье вопросы, связанные с ее отношением к новой книге Льва Данилкина о Ленине, об отношении к труду Бердяева, где высказана мысль о спасении большевиками России, об уроках революции.

- Вопрос, как могла произойти русская революция остается открытым. Потому что и сегодня мы не можем понять, как вообще мог произойти октябрьский переворот в такой крепкой империи как Россия, где было все чин по чину распределено. Кто виноват? Одни считают, что виноват царизм, другие – что Столыпин со своими столыпинскими галстуками, третьи уверены, что это террористы и народ, который им сочувствовал, кто-то обвиняет интеллигенцию. Лично у меня есть большое искушение думать, что революция произошла, потому что люди отошли от пути, предначертанного России. Мы и сейчас видим в нашей стране это ужасное брожение умов, когда стараются всячески людей разделить. И мы видим, какие словесные баталии идут между нашими монархистами и эсерами, между белыми и красными, между сталинистами и демократами, западниками и славянофилами.

Я думаю, что задача литературы состоит именно в том, чтобы создавать какие-то эстетические и этические опоры в сознании человека. Потому что европейская цивилизация сегодня движется к тому, чтобы лишить человека всяких опор. Под предлогом предоставления ему свободы. Той самой страшной «свободы от…», о которой писал Достоевский. Потому что «свобода от…» освобождает человека от обязательств, от привязанностей. Что приводит в результате к освобождению от всех форм идентификации – национальной, государственной, религиозной, гендерной. А вскоре человек должен будет освободиться и от идентификации к роду человеческому – всвязи с созданием искуственного интеллекта и дак далее. И в этом случае литература является способом самоидентификации читателя. Она помогает ему все это осмыслить. И пока в русских школах преподают русскую литературу, у нас есть надежда на будущее.

Участники встречи в этот вечер буквально атаковали гостью вопросами. За два с половиной часа писательница смогла ответить лишь на половину из них. Спрашивали ее и о формуле счастливого брака с отцом Владимиром, и о тенденциях современного искусства и даже о том, где в ХХI веке проходит линия фронта между добром и злом. «Вы писатель – психотерапевт!», - справедливо отметил кто-то из присутсвующих.

Саамой интересной писательница сочла записку с вопросом о недавнем высказывании президента США Дональда Трампа о реорганизации ООН. «На ваш взгляд, не повлечет ли это за собой уничтожения национальных культур?», - спросили Олесю Александровну.

- О том, что ООН будет реорганизовано, мы с мужем узнали еще в 2000 году. Каким образом? Тогда как раз вышел Гуманистический манифест N3. Что такое гуманистический манифест? Каждый из вас может с ним ознакомиться в Интернете, он в открытом доступе на языке оригинала – на английском. Дело в том, что в 1936 году была создана комиссия, которая состояла из академиков и нобелевских лауреатов. Цель - программирование гуманитарного развития общества. Их первый манифест был абсолютно “вегетарианским”. Начиная с поощрения всех религий. Там была выписана только борьба с какими-то экстремистскими крайностями и с религиозными изуверствами. Потом была война, и в следующий раз эта комиссия собралась только в 1968 году. И наметила новый путь развития – борьбу с запретом на аборты (а тогда аборты в большинстве европейских стран были запрещены), легализацию гомосексуализма, cексуальную свободу и так далее. К 2000 году они все это выполнили, и подготовили новый манифест, в котором была и легализация однополых браков, и эвтаназия, и борьба с национальными движениями и создание международной полиции и…. реорганизация ООН! Согласно чему в ООН должны быть представлены не страны, а сверхнациональные организации. Чтобы таким образом стереть границы между государствами. И когда Трамп об этом сказал несколько дней назад, мы нисколько не удивились. Мало того, когда в свое время мы стали рассказывать про эти гуманитарные манифесты нашему знакомому академику, который живет в Америке, он нам сказал: «Я это знаю. Я сам вхожу в эту комиссию. Мы собираемся спасти мир…» Тогда же, ещё несколько лет назад он нас предупреждал, что будет страшная эмиграция беженцев в Европу, что мы сегодня и видим….

Все эти тенденции раньше можно было нащупать в русском постмодернизме. А сейчас это манифистируется. И в той же современной литературе сегодня все направлено на то, чтобы человека раздробить и шизофренизировать. Потому что человеком, у которого раздроблено мышление, очень легко управлять. И это одна из попыток переломить хребет именно русской культуре и русской ментальности. Подобной той, когда большевики пытались сломать русскую государственность, физически уничтожить духовенство, крестьянство, дворянство.

- А как вам лично кажется – сегодня в России идет возрождение духовности или, напротив, либеральная политика одерживает победу над умами русских людей?

- Ситуация сегодня очень похожа на ту, что была перед революцией 100 лет назад. И брожение умов, и противостояние. С другой стороны, люди потянулись к храму, к церкви.
В России сейчас каждый год открывается тысяча храмов. Это настоящее чудо! Я прекрасно помню, когда ездила в детстве с родителями на машине по России, как много было вокруг запустения, порушенных церквей, колоколен. В лучшем случае в церквях проходили дискотеки, в худшем там устраивали скотные дворы. А сейчас в августе мы проехали с мужем от Москвы до Нижнего Новгорода, заехали в Дивеево – какая красота вокруг, сколько красивых храмов!

- Можно я добавлю?, - вступил в беседу отец Владимир. Эта тенденция возрождения наблюдается уже 27 лет! 27 000 храмов было восстановлено или построено в России за последние 27 лет! Думали, со временем тенденция будет уменьшатся. Нет! По тысяче храмов каждый (!) год. То есть по три новых храма в день! Это факты, которые говорят сами за себя.

В процессе вечера Олеся Николаева прочла несколько стихотворений, а в завершении по традиции клуба «Культурная линия» вручила свои новые книги авторам самых интересных вопросов. И еще долго-долго раздавала автографы тем, кто пришел на этот вечер с её книгами из своих домашних библиотек.
 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*