События

Сергей Лукьяненко: "Нам, как разумному виду, надо немного поумнеть"

ИА «Логос-Пресс», газета «Экономическое обозрение», Татьяна Мигулина Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» 21 марта в Кишинев приехал российский фантаст номер один Сергей Лукьяненко. Встреча с автором нескольких десятков романов в Convention Center отеля Leogrand прошла в теплой и дружественной обстановке. И была увлекательна для всех: гостю задавали интересные вопросы и получали нестандартные ответы.

«Если бы можно было встать на коленочки и вымолить возможность написать хорошую книгу, у писателей у всех на коленках были бы мозоли толщиной в сантиметр. Но, к сожалению, никогда не вымолишь, потому что оно если и приходит свыше, то приходит вне зависимости от громкости нашей мольбы и, как правило, не так явно. В процессе творчества действительно есть что-то странное, загадочное, мистическое. Для меня, например, непонятно, как можно не уметь писать книжки. Потому что книжку написать очень легко, на любую тему. Я могу сейчас сесть и начать писать книгу на любую тему. Вопрос лишь в том, будет мне это интересно или скучно».

Тему встречи обозначили глобально: «Фантастика на страже будущего». Публику интересовало мнение писателя обо всем: отношении к инопланетянам и готовы ли мы к встрече с ними, воровстве в Интернете и к компьютерным играм, катастрофе в Японии и о том, действительно ли фантастика предугадывает будущее, мониторятся ли фантастические тексты спецслужбами, и о многом другом. Но, конечно, больше всего вопросов пришлось на долю того самого будущего — «прекрасного далека». Почему-то большинству будущее видится хорошим.

«На самом деле всем хочется написать о чем-то хорошем. Первые утопии сводились к тому, что существует прекрасное государство, где всем хорошо живется, и даже у самого бедного крестьянина есть не меньше трех-четырех рабов. И это не шутка — так писали утописты. Жанр утопии подразумевает, что в мире внезапно все стало хорошо. Но утопию написать очень трудно, очень трудно доказать, обосновать, почему внезапно зло исчезло и почему все люди стали хорошими, почему нет конфликтов. Я бы сам мечтал написать утопию. А жанр антиутопии процветает: пугаться все любят, особенно когда пугание происходит в книжке, которую можно закрыть и отложить».

Возможна ли на Земле утопия? Писателю хотелось бы, чтобы так было. «Но так никак не происходит. И даже под маркой самых благих законов происходит зло, происходит агрессия, защита прав одних превращается в уничтожение прав других, все это превращается в порочный замкнутый круг. Богословы говорят, что это потому, что природа человека повреждена грехом. Но я, как психиатр, скажу более жестко: потому что ума не хватает. Наверное, нам надо все-таки немного поумнеть, как разумному виду, в глобальном смысле. Может, витаминов есть побольше. Тогда, может, и относиться будем лучше друг к другу».

Сергей Васильевич Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в Казахстане. Окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности «психиатрия». Начал писать еще на первом курсе, тогда же в журналах были опубликованы его первые рассказы. Сейчас он автор около 120 произведений. В 1999 году Лукьяненко стал самым молодым лауреатом «Аэлиты» — старейшей российской премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.

Сергей Лукьяненко не может сказать о себе, что принадлежит к числу людей, которые суперактивно борются с обществом потребления. И, конечно, ничего плохого не видит в том, что кому-то хочется иметь красивый автомобиль. Но нужно знать меру, понимать цену, которую человек платит, если он превращается в потребителя ради потребления, когда потребление уже становится самоцелью. Сменить автомобиль, хотя новый вроде бы всем устраивает, на что-то более симпатичное и глобальное. Подобное потребление разрушает общество, потому что это путь тупиковый, он направлен на экстенсивное потребление ресурсов, сверх того, что человечество может вырабатывать. Что ведет и к социальной напряженности, к диспропорции в развитии между различными странами и к массе других проблем. С этим, конечно, надо бороться, и в первую очередь пониманием того, что не человек существует для вещей, а вещи существуют для людей.

На вопрос, как он оценивает экранизации «Дозоров», Сергей Лукьяненко сказал, что уже может на него отвечать на автопилоте: «Даже если я лягу спать после посещения Криковских подвалов, все равно вам отвечу. Конечно, эта экранизация очень далеко ушла от текста книги. И мне бы хотелось, чтобы она была бы ближе к тому, что я написал. Чтобы Антон Городецкий был не таким нервным истеричным интеллигентом, который бегает и постоянно кричит. Почему-то у него сила магии зависит от того, как он завопит. В результате вышло нечто другое, что называется — по мотивам. Но благодарен этому фильму: он подарил мне много других читателей, открыл дорогу к переводам». Сейчас книги Сергея Лукьяненко переведены более чем на 20 языков.

Про своих героев книг, светлых и темных, писатель сказал, что они тоже люди. «Я могу как угодно написать: что они иные, что они волшебники, но речь-то о людях. Просто такая форма подачи позволяет рассказывать о людях интереснее. Точно так же и в жизни мы делим окружающих нас на наших друзей, которых мы считаем светлыми, и врагов, которых считаем темными. Ситуация в «Дозорах» - просто аллегория человеческой жизни, человеческого отношения к миру».

Молдавия для писателя в первую очередь ассоциируется со сказками про Фэт-Фрумоса. У Сергея Лукьяненко в детстве был сборник «Молдавские народные сказки», который он очень любил читать. Его родителям, в свою очередь, нравилась София Ротару. «Когда я немножко вырос, понял, что кроме книжек и женщин существует еще и вино».

«Бывает политическая фантастика, - гремит третья мировая война, или человек отправляется в прошлое, предотвращает революцию или контрреволюцию. Все зависит от политических взглядов автора. Такой фантастики — вагон и маленькая тележка. Прекрасно, что люди таким образом могут выражать свои политические взгляды, потому что возможность выразить политические взгляды должна быть у всех. Я не либерал, а скорее консерватор, и иногда начинаю подшучивать и говорить: я вообще-то против свободы и демократии. Но я всегда за то, чтобы человек мог высказывать свое мнение. А люди, которые называют себя либералами и демократами, почему-то очень часто требуют что-то запретить — компартию, например. Такое ощущение, что им дай в руки пулемет — они всех рядами положат».

Поклонников Сергея Лукьяненко волновал вопрос сокращения читающих людей. Но пока фантаст без работы остаться не боится: «На мой век еще хватит. Книга, конечно, не умрет до конца, в любом случае. Она может стать элитарной вещью, таким изысканным развлечением для умных. То есть это будет что-то вроде балета. Или даже концерта классической струнной музыки. Это будут читать мало людей, которые будут за это платить большие деньги, надувать щеки и гордо говорить: мы читали вчера книгу бумажную».

* * *


Первые книги Сергея Лукьяненко вышли на рубеже 1980-1990 годов. Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших) и Хайнлайну (из зарубежных), достаточно быстро перешел к творчеству в собственном оригинальном стиле. Известность писателю принесли повести «Рыцари сорока островов» и «Атомный сон».

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей ЛУКЬЯНЕНКО

Молдавские почитатели современной фантастики в прошедший понедельник получили настоящий подарок. По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» в Кишиневе побывал Сергей…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи