События

"Фантастика на страже будущего" - встреча Сергея Лукьяненко с читателями, Кишинёв, 21 марта 2011 г.

http://v-verveine.livejournal.com/ Источник (ссылка откроется в новом окне)

 - «Фантастика на страже будущего» - почему на страже и почему именно фантастика выполняет роль некоего буфера между тем, как живём на сегодняшний день и как мы себе представляем наше будущее. Вот я думаю, что об этом в большей степени расскажет автор огромного количества книг – уже счет идет на десятки, и общие тиражи идут на несколько миллионов, то есть, я так понимаю, что это самый издаваемый автор в России, поэтому прошу вас, как обычно, быть достаточно динамичными, корректными. Не забываем представляться. То есть, формат обычный, в первую очередь мы предоставляем слово аккредитованным средствам массовой информации, журналистам. Представляйтесь, задавайте вопросы… Стеклянная ваза на краю стола стоит для тех, кому удобнее задать вопросы в письменном виде, я их озвучу. Приятного вечера! Я очень надеюсь, что он действительно запомнится. Спасибо огромное! Сергей Васильевич, вам слово.

- Спасибо… (аплодисменты в зале) Насчет "самого издаваемого" всё-таки это было чересчур, я думаю, славу Дарьи Донцовой мне не побить. Я, честно говоря, в этом плане странный человек. Есть писатели, которые отслеживают любую свою публикацию – скажем, начиная с публикации в газете завода «Красный трубопровод» и заканчивая публикацией за рубежом. Я не отслеживаю совершенно. Наверное, за 10 миллионов тираж на русском языке и около 1 миллиона на других языках. Формат очень удобный, мне нравится «Формат А3», потому что он предполагает, что вы будете задавать вопросы, а я буду на них отвечать. Это, конечно, самая живая, самая активная и интерактивная схема. Давайте по ней и будем работать.

- Прекрасно, то есть, я так понимаю, что можно уже задавать вопросы. Господа, кто первый? Пожалуйста… а у нас что с микрофоном в зале? Одну секундочку… подождите одну секундочку, Ира подаст вам микрофончик… Представляемся как обычно, потому что наш гость не знает наших журналистов.

(Микрофон не работает, через несколько секунд журналистка предлагает обойтись без него и задаёт вопрос громким голосом.)

- Я Н.С., в настоящий момент независимый журналист. Читала ваши романы с большим интересом, несмотря на то, что их считают развлекательными, я считаю, что в них есть и глубина, и повод задуматься, и почитать какую-то литературу дополнительно… Как я понимаю, вы в своих романах боретесь с обществом потребления. Вот скажите, пожалуйста, вы верите, что ситуацию можно как-то изменить с помощью ваших романов?

- Спасибо, во-первых, за добрые слова. Во-вторых, понимаете, я не могу сказать, что я из числа людей, которые так суперактивно борются с обществом потребления. У нас была когда-то такая страна огромная, которая считала, что потребление совсем неважно, она называлась СССР – там делались прекрасные дела, великолепные проекты, летали в космос ракеты, тянулись дороги, но вот туалетную бумагу брали с боем. Выезжая за рубеж, в Европу, падали в обморок, увидев 10 сортов сыра на прилавке. И это, собственно говоря, страну и убило. В том, что человек хочет красиво одеться, съесть что-то вкусное и иметь красивый автомобиль ничего ужасного нет, это нормальные совершенно желания. Можно даже нематериальные желания облечь в такую форму, что это будет потребление – вот, допустим, человек хочет иметь прекрасную библиотеку, очень много книг. А это, собственно, тоже требует огромных усилий. Дело в том, что, в первую очередь, нужно знать меру, нужно понимать цену, которую человек платит, если он превращается в потребителя ради потребителя, как это происходит в мире, в очень многих странах, и у нас, к сожалению, и в Молдове, я думаю, тоже. То есть, когда потребление становится уже некоей такой самоцелью. Не механизмом, который нужен человеку, чтобы удовлетворить какие-то свои эстетические, культурные потребности, а именно радостным потреблением. Допустим, сменить автомобиль на новый, хотя старый ещё устраивает, но как-то давно ездишь и хочется что-то более симпатичное, глобальное. Подобное потребление, действительно, разрушает общество, потому что это путь тупиковый. Интенсивное потребление ресурсов ведёт к социальной напряженности… (неразборчивая запись) и массе других проблем. С этим, конечно, надо бороться, в первую очередь, просто пониманием того, что не человек существует для вещей, а вещи для людей. Вещи не являются самоцелью в жизни, просто это идеал такой, который нам преподносят рекламные плакаты, просто многие его почему-то принимают за правду и считают, что так живут во всем мире, и только у нас вот так всё неправильно. Это не так, нигде, ни в одной стране так не живут, ни в США, ни в Японии, ни в Англии, ни в Швейцарии, но все почему-то думают наоборот.

(Ведущая зачитывает вопрос, полученный до начала встречи.)

- «Бытует мнение, что человек с помощью одной лишь силы мысли может привлечь то или иное событие, тем более это касается людей творческих. Американские режиссеры в своих фильмах неоднократно обыгрывали гибель небоскребов Торгового центра, а совсем недавно вышел фильм «Гибель Японии»»… Я хочу понять, этот фильм вышел или это ваше взятое в кавычки (неразборчивая запись, голос из зала: «Вышел, вышел!»)... «И в том, и в другом случае «пророчества» сбылись. В одном из ваших «Дозоров» описана гибель Москвы. Не кажется ли вам, что сейчас опасно делать такие предсказания, о чём ни подумаешь, обязательно сбудется». По-моему, вы тоже писали о Торговом центре?

- Я писал в своё время о том, что в Америке неизбежен в ближайшие годы какой-то чудовищный террористический акт, в том году произошел теракт с башнями-близнецами… Знаете, тут всё несколько сложнее на самом деле, это такой эффект гадалки. Когда на улице к человеку подходит гадалка и говорит: «А-а, дорогой, есть у тебя друг черноволосый, так вот он смотрит на тебя косо!» И человек думает – а, есть черноволосый друг, так он, значит, косо смотрит… и через какое-то время случается так, что предсказание как бы сбылось. «Ждёт тебя в пятницу беда!» И человек всю пятницу ходит, напряженно смотрит себе под ноги, вечером узнаёт, что проиграла его любимая футбольная команда – и думает, вот сбылось же предсказание. На самом деле это эффект гадалки, потому что масса людей предсказывала массу вещей. Японский фильм «Гибель Японии», точнее «Гибель дракона» он назвался, снятый по одноименному роману японского фантаста Сакё Комацу, вышел на экраны в 60-е годы. Пару лет назад был его ремейк, который вы, видимо, имеете в виду. Это, на самом деле, такое типичное японское предсказание, они прекрасно понимают, где они живут, как у них плохо с сейсмикой и к чему это может привести. У них есть ещё фильм под названием «Как утонул весь мир, кроме Японии», где землетрясения топят весь мир, а Япония остается… ещё у них есть масса фильмов про то, как из океана вылезает огромная ящерица по имени Годзилла и радиоактивными лучами всё вокруг сжигает… японцы этому радуются, как дети. Надо понимать, что психика японцев максимально удалена от психологии людей, и если однажды к нам прилетят инопланетяне, и мы их не поймём, то надо будет устроить им встречу с японцами и, может быть, они друг друга поймут. Я был в этой замечательной стране Японии и видел там массу замечательных вещей. Поверьте мне на слово, там очень странные люди живут. Интересные, талантливые, но очень странные. Ну, и точно так же другие предсказания – людям хочется бояться, хочется друг друга пострашить. Поэтому американцы выдумывают истории про зомби, про вампиров. Вот, вся Америка покрылась каким-то страшным облаком, появился страшный вирус, и все люди превратились в зомби. Ужасно, метро не работает, машины не ездят, по телефону сотовому не позвонить. Американец радуется, потому что он ненавидит ездить на работу и получать звонки с работы по сотовому, ему приятно видеть, как всё это кончилось. Если ужасный недуг какой-то поразит все сотовые, и они перестанут звонить, можно будет сказать – это предсказывали! Люди действительно придумывают много неприятностей, про которые пишут и снимают фильмы, и когда реально какая-то неприятность случается, всегда можно сказать – ух ты, это предсказывали. Но это просто случайное попадание.
...
Продолжение следует.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Сергей ЛУКЬЯНЕНКО

Молдавские почитатели современной фантастики в прошедший понедельник получили настоящий подарок. По приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3» в Кишиневе побывал Сергей…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи