События

17.10.2017, Крым, Симферополь

Сергей Мокрицкий

Фото

«Сложно ли снимать кино?» - спросила у известного российского кинорежиссера Сергея Мокрицкого, посетившего Симферополь по приглашению ММК «Формат А3», самая юная участница публичной встречи мэтра со зрителями.
«Легко, если любишь то, что делаешь», - ответил Сергей.

Не о киноканонах или узкопрофессиональных проблемах в кинематографе, а именно о любви шла речь на творческой встрече Сергея Мокрицкого с крымчанами: членами Общественной палаты Крыма и журналистами, студентами и преподавателями республиканских вузов, членами киносообществ и актерами. Что такое патриотизм и как он проявляется на экране? С чего начинается фильм, основанный на реальных событиях? Как показать чувства героя к Родине?

«Нельзя снимать патриотизм, надо снимать что-то другое. Предположим, вам нужно показать в кадре ветер, но его же нельзя увидеть, поэтому мы снимаем листик, который трепещет на ветру. Так и с патриотизмом, - объяснил Мокрицкий. – Снимайте историю любви мужчины и женщины, и в ней будет проявляться характер каждого героя, чувства к Родине и отношение к миру».

На съемочной площадке Сергей старается выстраивать дружеские взаимоотношения. «Работаем долго, пытаясь вместе изобразить правду на экране, - рассказал режиссер. – У меня есть метод трех вариантов. Первый — актерский, как он сам видит роль. Второй — свой, режиссерский. А потом мы делаем «цыганский дубль» — с перебором, криком, можем менять текст, можем друг друга «подкалывать», вызывая реакцию, которая всегда попадает в монтаж, потому что отличается живостью. Самое главное – дружба, вера в то, что мы делаем, и любовь. Опять – любовь».

Сергей Мокрицкий известен широкой аудитории по кинокартине «Битва за Севастополь» - совместному российско-украинскому фильму, съемки которого проходили в Киеве, Одессе, Каменце-Подольском, Севастополе. Не обошли стороной обсуждение этой кинокартины и в симферопольской аудитории.

Сюжет этого фильма основан на реальной истории самой результативной женщины-снайпера Второй мировой, Героя Советского Союза Людмилы Павличенко, отправившейся на фронт в 25 лет. После эвакуации из осажденного Севастополя ее направили в составе советской делегации в США, где она призывала американцев к открытию второго фронта. Ее речь перед прессой стала исторической: «Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?»

Сценарий, предложенный изначально, пришлось существенно доработать в сторону большего соответствия действительности, вместе с тем, признался режиссер, об исторических «ляпах», найденных в кинокартине, он слышит практически постоянно.

«Только о «ляпах» и говорят, - пожимает плечами Сергей. – Есть такая категория зрителей, которые ищут в художественном кино несоответствие истории. Конечно же, изначально произведение искусства обречено на «ляпы». Искусство — это «ляп»: то, что вы называете «ляпами», мы называем искусством. Если не нравится художественный фильм – читайте мемуары, смотрите документальное кино. О Людмиле Павличенко есть хорошая документалка, ее же мемуары. Я же снимал не Павличенко, а Пересильд, создавая не документальный, а художественный фильм».

Что осталось за кадром патриотического кино? Встречи, знакомства, новые друзья, дубли, не вошедшие в картину, актеры, и в Симферополе пришедшие на встречу с мэтром.

«Вот – Осадченко, сидит в первом ряду. Сегодня ей уже 11 и ее уже не узнать. Остается память. Это то, чем я с вами поделиться не могу, - рассказал Мокрицкий. – А еще остается дубль: когда ты отсматриваешь 17 дублей, иногда нелепых, смешных, но остающихся за кадром. Но самое главное — у режиссера остаются зрители — вы. В театре актер мгновенно может считывать реакцию публики, а в кино мы работаем вслепую. Если вы сегодня сюда пришли, значит мы сделали что-то хорошее».

По словам Сергея Мокрицкого, при создании фильмов режиссеров испокон веков поджидают примерно одинаковые проблемы. «Проблема всегда одна и та же: как выразить то, что в тебе накипело? – признается Мокрицкий. – Какая проблема была у Пушкина, когда он писал Онегина? Смотрим на рукописи — сколько зачеркнуто, как он долго мучается, подбирает слова, рисует на полях женские профили. Вот так и у меня, только масштаб другой. На съемочной площадке есть тот, кто опаздывает, тот, кто не хочет надевать грязную шинель. Сталкиваемся и с мелкими бытовыми проблемами: чтобы успеть все сделать вовремя, чтобы обед был у всех горячим, чтобы актеры не забывали текст. Можно перечислять до утра».

Однако трудности актерского труда не только не испугали молодых симферопольцев, но даже укрепили их стремления попасть в съемочную команду. Как начинающему актеру попасть в кино? В крымской аудитории этот вопрос волновал многих.

«Я всегда молодым рассказываю историю Демченко, - отметил Мокрицкий. – Он придумал моноспектакль. Представьте себе, как в разных техниках и в разных театрах мира будет звучать фраза «быть или не быть»? После появления этого моноспектакля в интернете Демченко стали приглашать сниматься в кино. Вывод — нужно реализовать талант, который есть внутри вас. Вам надо придумать какую-то свою форму, проявить инициативу. Актер — тот, кто навязывает свой талант. Призываю быть активными, не бояться. Мир — это рынок, базар, увы. Что я предложил этому миру? Трудолюбие, которое оказалось востребованным».

В завершение встречи результат труда известного российского режиссера появился на экране – симферопольцам был продемонстрирован фильм «Битва за Севастополь».

До встречи с крымской общественностью Сергей Мокрицкий принял участие в дискуссии о роли и миссии патриотического кино, организованной в Республиканском пресс-центре в рамках «Крымского формата» — совместного проекта Международного медиа-клуба «Формат А3» и Телерадиокомпании «Крым». В мероприятии приняли участие председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по образованию, науке, молодежной политике и спорту Владимир Бобков, начальник отдела искусств и образования в сфере искусств Министерства культуры Республики Крым Ольга Привалова, директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин, политолог Иван Мезюхо. 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*