События

30.10.2017, Молдавия, Кишинёв

Елена Райская

Фото

 

"Сегодня в кино главный, к сожалению, продюсер", - констатировала российский режиссер и драматург Елена Райская, отвечая на основной вопрос публичной встречи, прошедшей 30 октября в Кишиневе. Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России приехала в столицу Молдавии по приглашению общественной организации Dialogum и при содействии международного медиа-клуба Format-A3. С молдавскими коллегами и журналистами говорили, конечно же, о современном кино, тем более, что поводов для этого сегодня предостаточно: и скандальная премьера "Матильды", и пока не утихающие страсти вокруг фигуры Харви Ванштейна и прочая-прочая...

«Во времена СССР продюсером в кино выступало государство, и критерии отбора того или иного сценария для запуска в производство были в первую очередь идеологические, а теперь критерии у продюсера – финансовые, - аргументировала свою мысль Елена Михайловна. - В сущности, мало чем отличаются и подходы: также держат сценариста в узде и также пытаются им распоряжаться. Но если при СССР были понятны и ясны правила выбора картины для финансирования, то сегодня у всех продюсеров они разные: кто-то хочет самоутвердиться, кто-то почувствовать себя большим начальником, а кто-то считает себя творческим человеком. Поэтому сценарист и режиссер начинают работу с нуля с каждым новым продюсером», - рассказала Райская.

Как оказалось, за всю режиссерскую карьеру (7 картин) Елена Райская никогда не брала денег у государства на свои фильмы. Она всегда находила средства сама - но при этом сама была и продюсером этих картин, хотя таковым себя не считает.
В Молдову Елена Райская приехала впервые, хотя с этими краями ее давно связывает работа. Елена Михайловна - автор сценария телевизионного сериала, где есть исторические отсылки к событиям XV века, времени правления Штефана Великого, молдавского Господаря, объединившего не только все Молдавские княжества, но и заключившего союз с Московским государством против турок (сериал «София» 2016 год.)

На вопрос про "Матильду" Елена Михайловна подробно отвечать не стала, сославшись на то, что уже четырежды за день говорила об этом в интервью разным изданиям Молдовы. Но коротко свою позицию всё же обозначила: "Лишать зрителя права решать, что ему смотреть, а что нет, сегодня не может никто. Это - принципиальный момент. А насколько у Учителя удалась картина, мы посмотрим. И стоила ли она вообще такой рекламы?..."

Похожие ситуации бывали и с ее творчеством, призналась гостья. И было это не так давно. "Я была либералом, но с 2013-го года все изменилось, особенно после 2-го мая 2014 года, с Одессы... Меня либералы любили за "Однажды в Ростове", носили меня на руках за этот сериал, как заядлую антисоветчицу, коей я действительно была. И вдруг такая лютая "подлость": я пишу, что Крым - наш, и что Путина я уважаю. Это для них было непростительно. Сейчас я смотрю на Юрия Быкова, который начал каяться за фильм "Спящие", и вспоминаю себя четырехлетней давности. У нас сегодня не стесняются сводить политические счеты через фильмы. Есть такая категория людей в России, которая считает, что поскольку Райская - "Крым Наш", то она не может написать ничего хорошего, и все что она пишет - это отвратительно. Если бы я была бы - "Крым - не наш", то все было бы абсолютно в порядке...", - заключила Елена Райская.

Одним из первых на встрече прозвучал наболевший вопрос - возможно ли возродить в Молдове киноиндустрию, а также наладить сотрудничество российского и молдавского кинематографа? Елена Михайловна такую возможность не исключила, однако с сожалением констатировала, что кинематографа в Молдове практически нет. «Для начала необходимо восстановить киностудию «Молдова-фильм», которая когда-то была великолепной. В 90-е годы у нас тоже была разруха в кинематографе, и «Мосфильм» был заброшен, но студию привели в порядок. Сначала отремонтировали и сдавали в аренду павильоны, а потом стали запускать съемки фильмов, и в течение нескольких лет «Мосфильм» стал мощнейшей студией. Это может произойти и с «Молдова-фильм». Тут снимать хорошо - природа отличная. Но для того, чтобы работать, местным инвесторам надо вложить средства в развитие павильонов. Сомневаюсь, что правительство Молдовы сегодня способно самостоятельно выделять деньги на кинематограф. Кроме того, необходимо инвестировать и в обучение молодежи - кто будет обслуживать эту современную технику? Нужны специалисты!»

Затронув тему образования, Елена Михайловна предостерегла пришедших на встречу студентов от попыток "поучиться на скорую руку" в школах–однодневках. «Сегодня развелось множество киношкол, уровень которых оставляет желать лучшего. Люди приходят и платят деньги за откровенное вранье. Профессии сценариста нельзя научиться за год. Мало того, что ты должен походить по лекциям, попробовать что-то написать, снять, так еще надо отсмотреть немыслимое количество фильмов, сидеть и разбирать их по монтажным стыкам. За год это сделать невозможно. А выпускники этих школ беззаветно верят, что они уже готовые продюсеры, режиссеры, сценаристы. Не ведитесь на это вранье!», - еще раз повторила Райская.

Елена Михайловна сообщила, что с радостью готова сотрудничать с молдавскими коллегами и сможет поделиться опытом с начинающими сценаристами в качестве руководителя одной из секций Школы сценарного мастерства Гильдии кинодраматургов России.

 

 

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*