События

Елена Райская: Российское кино тоже было в такой ситуации, как «Молдова-филм» сегодня, но сумело подняться

Леонид Рябков, "Комсомольская Правда в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

По приглашению общественной организации Dialogum и при содействии Международного медиаклуба Format-A3 в Кишинев приехала известный российский сценарист, режиссер и продюсер Елена Райская, с которой пообщался корреспондент «Комсомолки».

«Разве сегодня цензура не свирепствует?!»

- Я первый раз в Кишиневе, - призналась Елена Михайловна. - Я так мечтала побывать в Кишиневе, причем приехать не на один день, а хотя бы на два, увидеть этот город... Я все отказывалась куда-то ехать, а тут мне сказали — Кишинев, я сказала: «В Кишинев хочу, ни разу там не была!»

- Вы говорили о «честном кино», когда человек снимает кино, только если он искренен. А нынешнее российское кино больше коммерческое, чем искреннее?

- А по-вашему, коммерческое кино не может быть искренним?! Может быть! Если проект рассчитан на то, чтобы он отбился по деньгам, это не значит, что в основе лежит какая-то лживая идея! Скажем, когда сейчас делали «Экипаж» Коли Лебедева, он же делал его искренне. Как и Митта тогда делал свой фильм искренне. Поэтому я бы так не разделяла. Вот скажем «Нелюбовь» или «Левиафан» Звягинцева — это же не коммерческий проект. Это такой арт, рассчитанный на Запад, основанный на русофобии. А русофобия невероятно востребована на Западе. Наверное, Звягинцев искренен. Понимаете, какая штука! Это очень сложно разделить. Мне кажется, что, в любом случае, хорошее кино не может делать человек неискренний. Есть кино хорошее, есть плохое. Когда Юрий Быков, который сделал «Спящих», из-за которых был адский скандал не так давно, оно как бы антилиберальное, а через два дня после показа он взял и покаялся... Он был искренен? Нет! И кино поэтому получилось плохое. Мне кажется. В этом-то суть на самом деле. Если человек искренен, например, в своих русофобских взглядах, то он и сделает, к сожалению, хорошее русофобское кино.

- Главная проблема сегодня, по вашему мнению — нехватка режиссеров. Имеется в виду, хороших режиссеров?

- Конечно! Режиссеров-то до фига, а хороших — по пальцам пересчитать. Всегда так было. Советское кино в этом смысле было куда как урожайнее.

- А почему? В то время и цензура свирепствовала, и снимать можно было не все, и не обо всем...

- А сейчас что, цензура не свирепствует?! Просто она выражается в денежных интересах, а тогда выражалась идеологически.

- Тогда почему раньше шедевры снимали, а сегодня их нет?

- Времена другие, уровень образования — другой. Замечательные советские фильмы про войну делали люди, которые не могли это делать с холодным носом и расчетом. Это был их бэкграунд, это был их опыт. Все тогда было, в общем-то, централизованно. Не было такого количества киношкол, как сейчас. Было Госкино... Это был один канал, по которому шел отбор. Я не сторонник Советского Союза, но из того положительного, что было в советском кинематографе, в котором многие сценарии не проходили по идеологическим соображениям, я прошла через это горнило, фильмы смывались с пленки, такой садизм тоже существовал, но там были понятны правила игры. Там было понятно, что из десяти, предположим, фильмов три должны были быть ура-патриотическими, три должны были быть производственными, а четырем разрешалось быть прорывными. Фильмов-то снималось много. Очень многие режиссеры, если они хотели попасть в эту хорошую категорию, интересную, прорывную, то им приходилось проходить через все эти условия. Все было централизованно. Я не говорю, что это было хорошо, но сейчас правила игры размыты вообще! Диктуют какие-то продюсеры, а какие это продюсеры? Что такое продюсер на Западе? Он идет и берет кредит в банке, он закладывает свое имущество, он рискует, он высчитывает, чтобы все это отбилось хотя бы, а еще лучше — принесло прибыль. Он своей шкурой за это отвечает. Он — хозяин. Наши продюсеры свои деньги не вкладывают. Они приходят на канал и берут там деньги, они приходят в Минкульт или в Фонд кино и берут там деньги. Они, по сути, посредники. Но вдруг эти посредники начинают диктовать художникам правила игры. Правила игры не едины, потому что они зависят от характера каждого конкретного продюсера. Может, он взбалмошный идиот, может, он малограмотный. Я не говорю, что нет хороших продюсеров, конечно, есть! Я с такими и имею дело, с приличными людьми, с которыми можно договариваться. Но их крайне мало. С некоторых пор с режиссерами, сценаристами, актерами начали заключать договоры об оказании услуг. Плохо оказываешь услугу — пшел вон! И меня это касалось, правда, я давала бой, ровняла с землей...

«Надо отбивать «Молдова-филм» и возрождать молдавское кино!»

- В России много фильмов снимается. В любой респуб­лике бывшего СССР, даже в прибалтийских, кино тоже снимается. А в Молдове — нет. Это связано с отсутствием денег или в нашей стране нет толковых продюсеров?

- Скорее, это мне надо вам задать этот вопрос! Мы ведь тоже были в такой ситуации в девяностые годы. Производство было разрушено, на «Мосфильме», когда я снимала фильм «Президент и его женщина», я была одна на этаже, все комнаты были закрыты. По киностудии бегали дикие собаки! Кинотеат­ров практически не осталось. Никита Михалков спас положение. Он возглавил Союз кинематографистов и попер танком, для того чтобы это все восстановить. Потом на «Мосфильме» появился Карен Шахназаров, и эту разбитую, искореженную киностудию он привел в чувство. И сначала студия выживала именно на оказании услуг, потом, когда накопилось достаточное количество денег, пошли запуски, наладилось производство. На это ушло время. Понимаете, ваш Валера Жереги (глава Союза кинематографистов Молдовы, — прим. авт.) должен этим заниматься! Надо отбить «Молдова-филм», я не знаю, кому киностудия сейчас принадлежит. Можно с оказания услуг начать.

- Валерий Жереги больше творческий человек, чем бизнесмен...

- Никита Михалков, знаете ли, тоже творческий человек!

- После выхода сериала «Таинственная страсть» на вас обрушился шквал критики. Наверное, легче писать сценарии про более отдаленные эпохи, а не про близкое прошлое...

- Типа, никто не пожалуется? Вон Учитель снял «Матильду» о событиях столетней давности, однако все равно по шеям получил! А что значит, легче - не легче? Мне предложили по мотивам «Таинственной страсти» сделать, я согласилась, мне это было интересно. Я очень люблю эту эпоху. А меня буквально травили за это кино. Есть такая версия, что некие псевдолибералы узнали себя и дико разозлились. Плюс есть абсолютная предвзятость по отношению ко мне. Их отношение к кинематографу заточено по политическим позициям, а это чудовищно! У нас все время идет подмена понятий. Те, кто называет себя либералами, больше похожи на большевиков в плане ярости и непримиримости, готовности карать, расстреливать!

- Скоро на экраны выйдет сериал «Хождение по мукам», сценарий к которому написали вы...

- Да, двенадцать серий. Это экранизация по мотивам. Мы решили вообще уйти от идеологии и рассказать о том, как в результате Гражданской войны несчастливы все, и уже не важно, какого они цвета — красного или белого. Они все люди! Наверное, огребу и за это кино... Но мне не привыкать!

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Елена Райская

"Сегодня в кино главный, к сожалению, продюсер", - констатировала российский режиссер и драматург Елена Райская, отвечая на основной вопрос публичной встречи, прошедшей 30 октября в…… →

Фото
Видео
Статьи