События

23.11.2017, Латвия, Рига

Дмитрий Миропольский

Фото

23 ноября в рижском клубе «Культурная линия» принимали одного из самых успешных российских писателей 2017 года Дмитрия Миропольского - автора книги-бестселлера «Тайна трех государей» и сценария сериала «Гостиница «Россия». Первая среди равных». По степени читательского и зрительского интереса эти два проекта стали действительно настоящими явлениями в культурной жизни России.

Тема встречи «Загадки истории в современной литературе» и само имя гостя вызвали огромный интерес у рижан. Регистрацию на встречу с писателем даже вынуждены были завершить за два дня до ее начала – количество желающих превысило количество мест в конференц-зале отеля Avalon, рассчитанном на 200 человек. Среди участников традиционно были журналисты, историки, литераторы, педагоги, представители русских общественных организаций, студенты. Читатели «пытали» Дмитрия Миропольского 2 часа 40 минут.

Вечер начался с краткой презентации автором книги «Тайна трех государей». Её успех писатель объяснил тем, что ниша историко-приключенческого романа в духе Александра Дюма, Дэна Брауна и Умберто Эко в российском сегменте книжного рынка сегодня пустует.

-Издательский дом «Комсомольская правда» выпускал эту книгу в расчете на интерес, но такого успеха не предполагал. Журналисты, которые читали только Дэна Брауна, стали сравнивать меня с Дэном Брауном. Те, кто пообразованнее - с Умберто Эко, и для меня это более лестное сравнение.

- Вы не Дэн Браун, вы современный Пикуль! – парировали из зала.

- Если угодно – да. Феноменальный успех Пикуля я как раз очень хорошо помню – это было в конце 70-х - начале 80-х. За его книгами охотились так, как в свое время не охотились даже за Булгаковым. Причем, на Пикуля спрос был больше, потому что он удовлетворял интересы более широкого круга аудитории.

Отвечая на вопрос о соотношении в «Тайне трех государей» реальных фактов и художественного вымысла, писатель рассказал, что пользовался исключительно сведениями академического уровня, причем из открытых источников, которые можно проверить - и это один из основных его принципов работы.

Первый же вопрос из зала коснулся отношения писателя к установке в России памятника Ивану Грозному.

- Я отношусь к этому просто: если по закону можно поставить памятник, то почему бы его не поставить? Был такой персонаж как Иоанн Грозный в истории России? Был. Это человек, который создал государство под названием Россия, потому что до него такого государства не существовало. Это человек, который первый стал в России царем. И не просто возложил себе на голову корону - его царствование подготовили родственники, в том числе дедушка Иоанна Грозного, который был женат на принцессе из рода византийских императоров. И Иван Грозный юридически для всей Европы обосновал преемственность России по отношению к Византии. Это была очень сложная задача из области политтехнологий. И надо было быть большим политиком международного масштаба, чтобы эту важную для своей страны игру выиграть.

На счет споров по поводу памятника могу сказать одно - если дискуссия о роли личности в истории ведется людьми взаимоуважающими друг друга, тогда она имеет право на существование. А если это обмен колкостями, глупостями, брызгами слюны и обрывками информации – это бессмысленно.

За 30 лет своего правления Иван Грозный уничтожил 3 300 человек. Ровно столько же было убито за одну Варфоломеевскую ночь. Можно сколько угодно говорить смаковать его жестокость, но, к примеру, английская королева Елизавета Тюдор за период своего правления подписала смертные приговоры более 30 тысячам своих подданных. Я уже молчу о том, что французы отменили смертную казнь на гильотине только в 1984 году! Представляете, в то время, когда уже Олимпиада в Москве прошла! В моем представлении Иоанн Грозный памятника заслуживает. Но это не значит, что я аплодирую каждому его движению.

Писатель рассказал рижанам историю о том, как был придуман миф о том, что Иван Грозный убил своего сына. Как оказалось, запустил его папский нунций, который приехал к царю на переговоры и пытался Русь православную превратить в Русь католическую. И когда договориться с Иваном Васильевичем не получилось, и из него сделали жестокого Ивана Грозного.

Продолжительность встречи с Дмитрием Миропольским побила все рекорды в истории клуба на предмет диалогов в формате «вопрос-ответ» – почти три часа рижане «атаковали» гостя вопросами на самые разные темы исторического прошлого России. Практически в каждом ответе писатель то и дело возвращался к главным героям своего бестселлера – Петру Первому, Ивану Грозному и Павлу Первому. Как и подобает автору историко-приключенческих романов, приводил захватывающие примеры исторических свидетельств:

- Во все времена и во всех странах каждый правитель старался оставить на память о себе какой-то монумент, который переживет века – будь то пирамиды, дворцы или еще какие-либо конструкции. Из всех российских государей только трое оставили в память о себе архитектурные памятники. Иоанн Грозный – Троицкий собор, известный как собор Василия Блаженного. Петр Первый создал город, который является его памятником – это мой родной и любимый Санкт-Петербург. А блестяще образованный Павел оставил в качестве архитектурного памятника Михайловский замок, проект которого создавал в течение тридцати лет ожидания коронации. Больше ни один из многочисленных правителей России ничего подобного не сделал.

В размышлениях на темы загадок истории в художественной литературе Дмитрий Миропольский, в частности, подчеркнул, что история как наука не существует. История - это результат труда политтехнологов.

- Почему блестяще образованный Павел Первый тридцать лет готовился к короне, а потом как подорванный стал писать каждый день указы? Проще всего назвать его психически больным. Сложнее – понять, кто о нем так свидетельствовал? А это были те его современники, которые принадлежали к клану цареубийц. И если бы они бы признались, что убили дееспособного и перспективного человека, тогда им было бы не оправдаться. Но те, кто знали императора Павла по военной службе и государственной деятельности, говорили и писали о нем совсем другое.

Рижане спрашивали Дмитрия Миропольского и про меру ответственности писателя за подбор исторической информации, говорили о природе национальных различий и единстве культуры, а также о планах экранизации романа «Тайны трех государей». “У вас нет желания написать киносценарий и продать его в Голливуд?» - интересовались зрители.

- В этой книге очень много русского. Голливуду это не надо. А если из этой книги убрать все русское – потеряется смысл, - констатировал гость, признавшись, что переговоры об экранизации книги сейчас ведутся самым интенсивным образом.

В конце встречи Дмитрий Миропольский по традиции клуба «Культурная линия» подарил свой бестселлер авторам самых интересных вопросов.

Для тех, кто не смог попасть на это мероприятие, на следующий день была организована ещё одна встреча с Дмитрием Миропольским в книжном магазине “Polaris”, где писатель провел автограф-сессию.

 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*