События

18.12.2017, Белоруссия, Минск, Гродно

Алексей Самолетов

Фото

«Когда меня обвиняют в том, что передергиваю факты, честно заявляю, что за 35 лет, которые занимаюсь журналистикой, у меня нет ни одного опровержения, ни одного судебного иска. Мои учителя научили одной вещи: я не имею права на ошибку… Я не имею права соврать в кадре…», — с этих слов начал свое выступление известный тележурналист, режиссер и сценарист Алексей Самолетов, приехавший в Белоруссию по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А-3».

В Доме дружбы на встречу с гостем собрались молодые люди со всех уголков страны: журналисты, социологи, историки, педагоги и политологи. Тема беседы «Кино и космос: где заканчивается правда?» привлекла многих известных и публичных лиц, среди которых были руководители СМИ, авторитетные издатели и публицисты. На мероприятие пришёл председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Ирина Старовойтова, первый секретарь ЦК «БРСМ» Андрей Беляков, генерал-майор в отставке Анатолий Адоньев и другие.

Как и ожидалось, сразу же посыпались вопросы о том, как возникла идея создания нашумевшей картины «Салют-7», которая вошла в список самых кассовых в российском и белорусском кинопрокате. Соавтор сценария Алексей Самолетов рассказал о том, что сюжет будущей киноленты был детально отражен в документальном фильме «Битва за «Салют». Космический детектив», который вышел на экраны еще в 2011 году. Авторы коснулись тогда малоизвестной истории американского «Челленджера», который предполагалось отправить на перехват «Салюта». 

«Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все, – считает Алексей Самолетов. – О русском космосе можно было бы просто забыть, как и о технологиях, которые, кстати, у Америки пока так и не появились». Автор фильма полагает, что при таком раскладе космическое пиратство оправдали бы высокой идеей спасения человечества от советской угрозы. Неслучайно в то время началась истерия по поводу русского монстра, который вот-вот упадет на головы землян. Вслед за американскими СМИ о падающей русской 20-тонной громадине стали кричать европейские газеты и ТВ. Ситуация фактически выходила из-под контроля. И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, спасать станцию, а заодно и престиж страны: «У космонавтов был билет в один конец, они сделали великое дело и чудом спаслись. После премьерного показа «Салюта» в Кремлевском Дворце, когда на экране пошли финальные титры, шеститысячный зал встал и три минуты аплодировал прототипам наших героев, Владимиру Джанибекову и Виктору Савиных, которые вышли на сцену. Зрители ощутили свою сопричастность к этим двум мужикам, которые рисковали своей жизнью ради своей страны… Мы перекрыли производственный бюджет в три раза! Когда кино делается не ради денег, оно всегда дает такой поразительный эффект».

Собравшиеся на встрече говорили о том, что такие фильмы как «Время первых» и «Салют-7» стали символами патриотической революции в современной России, что благодаря таким произведениям происходят кардинальные изменения в сознании людей, меняется атмосфера в стране. Алексей Самолетов рассказал, что «Салют-7» сейчас демонстрируется в Китае на 8 тысячах экранах, и зрители, как и в России, выходят из залов счастливыми, «независимо от веры, возраста и национальной принадлежности».

Спросили гостя и о его прошлой работе в качестве военного корреспондента, о личном вкладе в дело спасения заложников в Буденновске, Кабуле и Норд-Осте. Алексей Эдупрдович рассказал о том, что за его плечами - шесть войн и девять лет работы в горячих точках: Таджикистане, Афганистане, Чечне, Дагестане, Северной Осетии, Ингушетии. Его пронзительные истории о смерти и о людских страданиях на войне зал слушал в гробовом молчании.
«На заблуждения наш брат не имеет права — он должен сто раз все перепроверить, а если не уверен — не давать информации. Главное оружие журналиста – камера, микрофон и правда. От каждого твоего шага и кадра зависит, что будет происходить с твоей страной, и ты отвечаешь за это своей головой, жизнью и совестью», — этими словами, под аплодисменты зала, гость закончил встречу.

На память об искреннем и открытом диалоге Алексею Самолетову вручили номерной значок Белорусского республиканского союза молодежи.

Р.S. В этот же день в БГУ состоялся круглый стол на тему «Патриотизм как философия жизни». Вместе с Алексеем Самолетовым в его работе приняли участие писатель Жанна Грищенко, профессор Александр Данилов, народный художник Беларуси Иван Миско, историк Антон Денисов, помощник ректора БГУ Юрий Сиверцев, политолог Вадим Елфимов, публицист Валерий Толкачев.

По мнению российского журналиста, понятия «патриотизм» не существует, есть понятия «любовь» и «нелюбовь». «Мы никогда не снимаем кино про медицину, про кораблестроение, про космос, мы снимаем кино и сюжеты про людей, про любовь людей к тому, что происходит вокруг них. Если они любят свое дело — они его делают. Если они любят свою страну — они помогают ей стать великой. Все фильмы и все книги написаны про любовь, только в разных ее проявлениях», — отметил режиссер.

Участники диалога, который продолжался почти три часа, пришли к выводу, что подобные мероприятия помогают увидеть, чем дышит наша интеллигенция, узнать ее болевые точки, понять, как найти общий язык с молодежью и сформировать у нее понимание того, куда двигаться дальше.

На следующий день, 19 декабря, теперь уже в гродненском кинотеатре «Красная звезда» встреча с Алексеем Самолетовым собрала почти две сотни зрителей. И традиционным вопросом для российского режиссера-документалиста был вопрос о феномене блокбастера «Салют-7». «Когда героев, возведенных на пьедестал, мы превращаем в обычных людей, наблюдается поразительный эффект: включаются гены памяти, и удается зацепить внутренние струны зрителя, — объяснял Алексей Самолетов популярность картины. — Наверно, слишком мало мы знаем об истории страны, в которой жили мы и наши родители. Плохое почти все уже вытащили, а про хорошее только-только начинаем говорить. И постепенно приходит понимание того, что именно это, хорошее, нам сегодня очень важно, и прежде всего для понимания самих себя».

На встрече были вопросы не только о творчестве. Поговорили о Крыме, о том, почему жители полуострова были столь единодушны в желании вернуться в Россию. Спрашивали и о том, насколько СМИ преувеличили значение референдума для крымчан? Алексей Эдуардович ответил однозначно: «То, что большинство народа было категорически против творившегося беспредела, правда! И то, что в Крыму везде и всюду снимали украинскую символику, это тоже - правда! Как, впрочем, правда была и в том, что людей достала сложившаяся ситуация, и они сделали свой, самостоятельный выбор…».

Прозвучали на встрече и несколько сенсационных заявлений гостя. Например, история о том, как Самолетова пытались завербовать «цээрушники» во время командировки в Америку. Рассказал журналист и о существовании документов, свидетельствующих о том, что Юрий Гагарин в свое время выступил за восстановление Храма Христа Спасителя. «И по поводу фильма «Битва за «Салют. Космический детектив», который вы сегодня увидите, было много споров. Говорили, что это - происки врагов и образчик российской пропаганды, — рассуждал автор. — Однако в этой ленте нет ни капли вымысла. Я снял фильм о тех, которые совершают поступки для того, чтобы процветала страна, и чтобы живущие рядом чувствовали себя счастливыми людьми».

Зал встретил слова Алексея Самолётов долгими аплодисментами, а затем погрузился в магию документального фильма, а, следовательно, автору действительно удалось зацепить те самые струны души, о которых он говорил в начале встречи.
 

Видео
Аудио
Статьи
 

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*