События

Космос и Самолетов. Творческая встреча с талантливейшим режиссером и журналистом Алексеем Самолетовым прошла в Гродно

Татьяна Кузнеченкова, "Гродзенская прауда" Источник (ссылка откроется в новом окне)

«Салют-7», «Время первых», «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества» – документальное и игровое кино о настоящих героях космоса и истории, которой стоит гордиться. Эти картины созданы на основе реальных событий. В документальных – ни секунды, ни слова вымысла. В игровых – красивый домысел. Об одном и втором рассказывает Алексей Самолетов, режиссер, военный корреспондент, актер, автор и ведущий телепрограмм, который презентовал в Гродно документальную ленту «Салют-7», ставшую основой для одного из самых кассовых игровых фильмов
с одноименным названием.

А ПРАВДА, ЧТО ГАГАРИН ГОВОРИЛ…

– Ни в одном из моих документальных фильмов, а снял я их более сотни, нет ни слова неправды. За 35 лет, которые занимаюсь журналистикой, я не получил ни одного опровержения. За каждое слово, сказанное с телеэкрана, в радиоэфире, документальном фильме, я отвечаю собственной репутацией, уважением профессионального сообщества, Уголовным кодексом и просто как человек, который берет на себя смелость говорить о спорных вещах, – говорит о себе и профессиональных принципах Алексей Эдуардович.

Чтобы снять хорошее и, главное, правдивое документальное кино, которое рассказывает об истории, нужно отсмотреть километры архивных пленок. Например, когда шла работа над лентой «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества», коробок с пленками было двести, но это позволило Алексею Самолетову понять атмосферу, выбрать по секундочкам нужные тексты. Тогда же он смог ответить на вопрос, говорил ли Гагарин речь в защиту храма Христа Спасителя.

– Было много разговоров, и меня тоже спрашивали: «Был ли Юрий Гагарин верующим человеком, говорил ли он о том, что нужно восстановить храм Христа Спасителя в Москве, а также Триумфальную арку?» Мы ответили на этот и многие другие вопросы.

Любой текст выступлений на съезде ЦК комсомола визировался, человек, который его произносил, подписывался под ним. Так вот на съезде комсомола Юрий Гагарин действительно говорил о том, что мы незаслуженно разрушили Храм Христа спасителя и посягнули на свою историю. Тогда съезд остановили, а первый секретарь ЦК комсомола побежал к «вертушке» звонить лично Брежневу: Гагарин говорит о религии! На что Брежнев сказал: «Гагарин – русский человек, он заботится о русской истории. Скажите Юрию Алексеевичу, что денег на храм нет, а Триумфальную арку в ближайшие полгода восстановим». Мы нашли эти документы за подписью Юрия Алексеевича и показали в фильме.
Арка восстановлена. Впрочем, как и храм Христа Спасителя. Но последнее случилось позже, после распада Советского Союза.

ГОЛОС ИСТОРИИ

В фильме о Гагарине Самолетов и команда решились на озвучку книги космонавта.

– Для этого я специально полгода работал с актером, чтобы войти в интонацию, тембр, темпоритм речи, даже не трогая никакие микшера на пульте. Когда спустя полгода я встречался с дочерью Гагарина Еленой Юрьевной, рассказал ей про озвучку книги Юрия Алексеевича. А она призналась: «Мы с Галкой смотрели фильм и гадали, когда же папа успел озвучить книгу. Даже мама не догадалась, что это не папин голос». Значит, мы сделали то, что не успел сделать сам Юрий Алексеевич.

Появился звук и у еще одного эпизода, но уже другой истории – той, что связана со знаменитым скандалом, когда Хрущев в начале 1960-х, мягко говоря, распекал поэтов и художников.

– Все знали картинку, когда Хрущев что-то говорит, и слышали пересказы его выступления. В один прекрасный момент, когда была возможность перетрясти архивы Гостелерадио, а это много километров пленки, мы все же нашли аутентичную запись этого выступления. Потом соединили аудио- и видеозаписи – на свет появился документ, о котором говорили 50 лет, но которого не было. Ради таких открытий и есть смысл заниматься документальным кино.

ВСЕ ВЫШЛО… ИЗ КУХНИ

– Меня спрашивают иногда, откуда я знаю то или другое. Во-первых, я очень взрослый дядя. Во-вторых, читал много книг, смотрел много хорошего кино и слушал много хорошего радио. А еще уникален феномен советских кухонь, где обсуждались все проблемы и говорилось обо всем. Зачастую эти кухонные разговоры становились основой для дальнейших поисков.

Похожая история случилась с фильмом «Салют-7». Сначала появилась скучная, по признанию самого режиссера, 26-минутная картина про то, как советские космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных спасали в 1985 году станцию «Салют-7» после того, как с ней прервалась связь. Но «зацепившись» за тексты Джанибекова и Савиных, вспомнив разговор и виденную докладную записку из Вашингтона (в ней говорилось о том, что американцы будут поднимать шатл и полетят воровать станцию), вооружившись документами и цифрами, сопоставив факты, Самолетов написал новый сценарий документального кино. Не переписал историю, а восстановил пробелы и, что не менее важно, сделал, как он это умеет, документальное кино интересным. И опять же в точности со своими принципами: ни слова неправды. Хотите – проверяйте. У каждого слова и факта есть подтверждение.

– Если делаешь хорошую документальную картину, народ смотрит, а продюсеры тут же начинают делать на ее основе игровое кино. Когда фильм «Салют-7» вышел на экраны, Наталья Меркулова и Алексей Чупов сказали, что нужно делать из этого игровое кино. Мы написали сценарий, потом еще – всего их было 13. Что-то «вылетало», потому что это было практически невозможно снять или потому что мы зашли слишком далеко на территорию межличностных отношений, понимая, что не имеем на это права. Но в итоге результат оказался потрясающим. Мы перекрыли свой производственный бюджет, а он был очень серьезный – 400 миллионов российских рублей, в три раза. Игровой фильм стал одним из самых кассовых и самых посещаемых в России, а сейчас и в Китае.

Есть в игровом фильме один любопытный эпизод: герой в космосе молотком сбивает защиту датчиков. Упрекали: не было такого. Алексей Самолетов не спорит, на самом деле не было. Но было другое: когда космонавты начали выравнивать солнечную батарею, ее заклинил трос, и они срочно выходили в открытый космос и монтировкой буквально выколупывали трос из-под батареи. По аналогии это одно и то же с молотком.

ТРИУМФАЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

– Наверное, мы очень мало знаем хорошего о своей родине, Советском Союзе. Плохое вытащим, а про хорошее как-то не говорится. Но все же понимание этого хорошего, самих себя очень важно. В фильмах, которые мы делаем, есть колоссальное уважение к истории нашей страны. А самое главное, все эти фильмы – о людях, которые совершают поступки.

Удивительная история произошла на премьере игрового фильма «Салют-7» в Кремлевском дворце. Шеститысячный зал. Половина не знала, что на самом деле было на орбите в 1985 году, еще половина – забыла. Когда пошли финальные титры, а на сцену выходили Джанибеков и Савиных, все шесть тысяч человек встали и устроили им авиации. Тогда в зале произошло самое главное: мы второй раз вернули этих двух фантастических людей из не имеющего в мире аналогов полета.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Алексей Самолетов

«Когда меня обвиняют в том, что передергиваю факты, честно заявляю, что за 35 лет, которые занимаюсь журналистикой, у меня нет ни одного опровержения, ни одного судебного иска. Мои учителя…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи