События

Дочь Юлиана Семёнова: в Латвии тоже есть свой Штирлиц

Александр Малнач, BALTNEWS.LV Источник (ссылка откроется в новом окне)

Теперешняя цензура на Западе жёстче советской, заявила Ольга Семёнова, дочь советского писателя Юлиана Семёнова, автора романов о Штирлице, на состоявшейся 25 января встрече из цикла «Книжный клуб» в рамках проекта «Культурная линия». Юлиана Семёновича она назвала вольным журналистом и писателем.

Счастливы дети, которые могут взахлёб и с восторгом говорить о своих родителях, какие те были и есть замечательные люди. Ольга Юлиановна Семёнова, дочь классика советской литературы и сама писательница, принадлежит к числу этих счастливчиков.

В конференц-зале отеля Avalon набилось много народу, что очень обрадовало Ольгу Юлиановну. Она приняла это как знак того, что творчество и книги её отца в Риге помнят.

— Это самое главное, потому что Юлиан Семёнович был большим писателем, и ваша память — это лучшая награда для него. Я думаю, он смотрит оттуда и радуется, что вы пришли, — сказала она.

Ольга Семёнова ведёт большую работу по увековечиванию памяти своего отца, написала книгу о нём, выдержавшую уже два издания в серии «Жизнь замечательных людей», выпустила двухтомник «Неизвестный Юлиан Семёнов», содержащий его дневниковые записи и другие материалы из писательского архива, создала и возглавляет Культурный Фонд Юлиана Семёнова, является соучредителем ежегодной Премии имени Юлиана Семёнова в области экстремальной журналистики, основала и содержит Дом-музей Юлиана Семёнова в Оливе (Крым).

Кто убил Петра Первого?

В Риге Ольга Семёнова впервые. Разумеется, она посетила места, где снимались некоторые эпизоды «Семнадцати мгновений весны», и осталась очень довольна «нашим замечательным городом». Кстати, в 1980 году Рижская киностудия выпустила картину «Испанский вариант», снятую по одноимённому роману Юлиана Семёнова, входящему в штирлициану.

— У папы были прекрасные отношения с Эриком Лацисом, снявшим фильм по папиному роману, где главный персонаж — латышский журналист левых взглядов, где прекрасно сыграл Штирлица гениальный латышский актёр Улдис Думпис. Он играл там человека по имени Вальтер Шульц, но на самом деле это Штирлиц. Так что в Латвии есть тоже свой Штирлиц. В Риге Юлиан Семёнович работал в архивах, когда готовил свой роман из серии «Версии» о Петре Первом. Сегодня, гуляя по вашему городу, я искала следы нашего государя. Папа очень Ригу любил и часто мне об этом говорил. Поэтому мне очень радостно здесь у вас быть, — подчеркнула дочь писателя.

Между прочим, она провела встречу с рижской публикой стоя, чем, как стало доподлинно известно корреспонденту BaltNews.lv, вызвала у многих восхищение.

— Я не могу! Я вас слишком ценю и уважаю, чтобы я могла сесть. Я буду стоять и говорить стоя, простите, если вас это не стесняет, — сказала Ольга Юлиановна под аплодисменты зала, отвечая на предложение присесть.

На романе Юлиана Семёнова «Смерть Петра» она остановилась более подробно. По её словам, прежде чем стать журналистом и писателем, Юлиан Семёнов был «великолепным историком». В МГУ историю ему преподавал «знаменитый профессор Рейснер», брат ещё более знаменитой Ларисы Рейснер.

В какой-то момент Семёнову пришлось даже выбирать между стезёй учёного-историка и стезёй журналиста и писателя.

Семёнов («к счастью для нас») выбрал последнее, но всегда, начиная что-то писать, он работал в архивах.

— Личностью Петра Первого Семёнов заинтересовался в начале 80-х годов. У него тогда возникла очень интересная версия о том, что Петра Первого убили. Убили наши, убили русские, но с благословения Запада, — сказала Ольга Юлиановна.

По мнению Семёнова, которого заинтересовала сильная личность Петра, вопрос сильной личности в политике и вообще сильной власти в России, серьёзный мотив для устранения российского императора имелся у англичан («Если Пётр продолжит свои реформы, величию Острова будет нанесён урон. Россия может стать первой державой Европы»).

Ольга Юлиановна даже процитировала своё любимое место из романа: «Ну кто, когда и где придумал, что истинно русский только тот, кто евангельскому несопротивлению прилежен, жив созерцанием, а не делом, угодным только Царству западного Антихриста?! Кто и когда это сочинил, пустив в оборот? Не русский, только не русский! Тот, кто страшится русского замаха, русского дела и спора русского!».

— Тут ответ на этот вопрос, — пояснила она. — Очень сильная личность, сильная власть и моментальная реакция российского окружения на усиление позиций России. Реакции [на это] всегда бывают жёсткие. Поэтому роман о Петре актуален до сих пор.

Кто развалил СССР?

А одной из последних книг писателя стал детектив «Тайна Кутузовского проспекта» о «трагической жизни» советской актрисы Зои Фёдоровой. По словам его дочери, это ещё и книга о том, что готовится развал Советского Союза:

— Папа это очень чётко понял. И когда Юлиан Семёнович описал, кто готовит развал Советского Союза — силовики (часть силовиков), часть партийного руководства и мафия, процветавшая в Советском Союзе с 60-х годов, это, я думаю, ускорило смерть моего отца. Написав этот роман, он очень быстро тяжело заболел.

Было желание экранизировать это произведение. Режиссёр Борис Григорьев (снимал и «Петровку, 38», и «Огарёва, 6», и частично «ТАСС уполномочен заявить») и оператор Игорь Клебанов ходили к Артёму Боровику, который тогда взял руководство газетой «Совершенно Секретно», просили финансировать «эту бомбу», но Боровик отказался.

— В тот момент, наверное, правда была неугодна. Я очень рада, что правда угодна сейчас, и мы пытаемся понять, что произошло, как произошло и почему всё произошло так грустно, — сказала дочь писателя.

Как ни странно, Ольга Семёнова не только не смотрела, но и не слышала ничего о нашумевшем российском сериале «Спящие», который многие сравнивают и чуть ли не считают продолжением «ТАСС уполномочен заявить», поэтому корреспонденту BaltNews.lv пришлось ограничиться просьбой прокомментировать концепцию фильма: роль американских и шире — западных спецслужб в развале СССР и в тех трудностях, с коими сталкивается Россия, вплоть до того, что на действия иностранных спецслужб списываются все эти трудности.

— Конечно, определённые перегибы существуют и давайте не будем всё сваливать на ЦРУ, — ответила Ольга Юлиановна. — Во многом мы сами ответственны. Мы, наверное, слишком активно критиковали, мы слишком стремились разрушить. Мне кажется, в той непростой ситуации, которая сложилась в конце 80-х, конечно, была очень большая доля работы американских спецслужб, и они хорошо сработали, нужно отдать им должное. Но, я думаю, во многом была наша вина.

По её словам, Юлиан Семёнов занял тогда очень правильную позицию:

— Он говорил: «Ситуация становится критической. Если мы сейчас не сделаем рубль конвертируем, не повысим в три раза зарплаты учителям и врачам, не дадим свободу предпринимателям, а продолжим их душить, как это умеет делать российская бюрократия, ситуация станет неуправляемой. Он писал письма Михал Сергеичу Горбачёву, отчаянные письма с серьёзными предложениями. К сожалению, Михал Сергеич тогда его неправильно услышал. Поэтому мы, наверное, в такой ситуации и оказались. Но американцы тоже сработали хорошо. Они всегда действуют по хорошо проработанному сценарию, будь то Вьетнам или многострадальная Украина.

BaltNews.lv: А роль иностранных спецслужб в современной ситуации?

— Я бы не стала её преуменьшать. И мне особенно больно, что, к сожалению, многие западные СМИ, у меня такое ощущение, абсолютно не независимы. У них нет собственного мнения. По-французски это называется prêt-à-penser («прет а пансе»), в смысле хочешь не хочешь, а верь написанному. Это ужасно, потому что журналист — это светский проповедник, на нём лежит колоссальная ответственность. Юлиан Семёнович всегда говорил правду, когда он писал свои статьи. Думаю, сейчас и секретные службы срабатывают, и СМИ срабатывают, настраивая, к сожалению, европейцев против России.

А не нужно слушать СМИ. Нужно ехать в Россию и смотреть на то позитивное, что у нас в России происходит.

И не только в Питере, не только в Москве. Очень просто дезинформировать, а надо почаще навещать Россию.

Что сказал Андропов?

Поинтересовались у Ольги Семёновой, не пережил ли её отец личной драмы после краха советской власти, не пересмотрел ли какие-то свои позиции, которые заметны, например, в таком его «пробольшевистском» романе, как «Бриллианты для диктатуры пролетариата»?

— Конечно, на долю нашей России выпала очень непростая история. Были и кровь, и страдания. Но, как замечательно сказал папе Юрий Владимирович Андропов, когда папа пришёл показать тому свой первый роман о Штирлице «Пароль не нужен», мол тут много неоднозначных персонажей истории. И Юрий Владимирович ответил: «История однозначных персонажей не знает».

Папа, мне думается, всегда подходил к написанию своих романов предельно честно, с уважением говоря, как о красных, так и о белых.

Поэтому я думаю, никакой личной трагедии он в конечном итоге не переживал. Ему не приходилось чтобы-то ни было пересматривать.

И Ольга Семёнова поведала о том, как её отец добился возвращения в Ливадийский дворец уникального гобелена с изображением царской семьи — государя, государыни и цесаревича Алексея. Этот гобелен неожиданно всплыл на одном из аукционов на Западе, и Юлиан Семёнов позвонил тогда барону фон Фальц-Фейну со словами: «Эдик, ты будешь героем России, если этот гобелен вернётся на Родину, он должен вернуться в Крым».

— Эдуард Александрович с подачи отца выкупил тогда этот гобелен, и он сейчас находится в Крыму. Папа считал, что хранить надо память обо всём и обо всех.

И кстати, когда отца Юлиана Семёнова арестовали в 1952 году, тот, будучи 19-летним юношей, студентом Института востоковедения, представителем московской золотой молодёжи, принялся «яростно его отстаивать», писать письма во все инстанции и лично Лаврентию Павловичу Берия и Иосифу Виссарионовичу Сталину. Занимаясь боксом, подрабатывал боксёрскими боями, чтобы носить передачи отцу в тюрьму. Его неоднократно вызывали в органы для острастки, исключили из Комсомола и института за такую «вредительскую деятельность», и, по словам Ольги Семёновой, неизвестно ещё, чем бы дело кончилось, если бы в 1953 году не умер Сталин. Тогда Юлиана Семёновича восстановили в институте, но тот уже передумал становиться военным переводчиком или разведчиком, решив стать журналистом.

Чем занимаются «русские жёны»?

Впоследствии Юлиан Семёнов умудрялся поддерживать хорошие отношения и с руководством МВД, и с руководством КГБ, несмотря на постоянную конкуренцию силовиков. По словам его дочери, он, не будучи членом Компартии, всегда оставался над схваткой:

— Он был вне системы. Он был вольным журналистом, вольным писателем…

BaltNews.lv: В свободной стране.

— А я не считаю, что наша цензура была жёстче теперешней цензуры на Западе. Я смотрю не из Москвы. Я не участвую в ток-шоу Соловьёва. Я смотрю на то, что происходит во Франции, и я ужасаюсь. Я не вижу независимых СМИ в Европе. Уж простите, это правда. Когда в Париже в любой момент может произойти теракт, а вся французская пресса в течении недели обсуждала два костюма господина Макрона, тогда кандидата в президенты, которые тот получил от своего ливанского друга-адвоката, я думала, что же происходит с головами журналистов? Где их позиция? Как же можно быть настолько ангажированными? Где независимая пресса? Где демократия?

По словам Ольги Семёновой, русофобия стала модной во всех европейских странах.

Моветоном считается не быть русофобом. Всё же во Франции, где она, будучи замужем за французом, подолгу живёт, русофобия не сильно развита.

Стоит объяснить французам, «которые сомневаются и зомбированы французскими СМИ», например, ту же ситуацию в Крыму, которую дочь писателя знает изнутри, поскольку каждое лето проводит в Крыму, как они говорят: «Ах так? Ну, тогда всё правильно».

— Души французов открыты для восприятия реальности и иного мнения, в чём и состоит истинная интеллигентность. Так что на полных идиотов обращать внимание не надо, а тех, кого ещё можно спасти, вразумить, я вразумляю. Такая у меня миссия, — отметила Ольга Юлиановна.

И, кстати, не только у неё, но у других «русских жён» на Западе. Отвечая на вопрос из зала, как русским мужчинам относиться к «экспорту» русских женщин на Запад, ревновать или гордиться, Ольга Семёнова полушутя-полусерьёзно ответила:

— Наши русские женщины — это наша гордость на Западе. Не нужно ревновать. Нужно смириться. Смиряйтесь, потому что мы пропагандируем своим мужьям Россию, русскую душу, русскую культуру. Мы их всех вербуем.

На чьей стороне?

Пользуясь случаем, Ольга Семёнова пригласила всех в Крым, посетить Дом-музей Юлиана Семёнова, в котором писатель «безвылазно жил, начиная с начала 80-х годов», где он написал все свои последние произведения про Штирлица и исторические романы, и где «всё пропитано семёновским духом». А на реплику из зала «Нам нельзя», ответила: «Ах, да. Демократия. Молчу, молчу! Демократия не разрешает». И звонко засмеялась.

А BaltNews.lv настойчиво развивал тему спецслужб и оценки их деятельности. Ведь существует представление о доблестных «наших» разведчиках, которые за справедливость, и иностранных шпионах, которые вредители. Но с точки зрения тех же американцев, их агенты действуют в интересах справедливости, как и завербованные ими россияне. Как решал для себя эту моральную проблему Юлиан Семёнов и как нам решать её сейчас?

— Вы абсолютно правы, — ответила Ольга Юлиановна. — Каждый делает своё дело, и в каждой стране есть свои замечательные секретные службы, и чем серьёзнее эти спецслужбы, тем мощнее страна. И я считаю, что нужно быть профессионалом своего дела, но всё-таки, какими бы ни были хорошими джеймсы бонды, их задача в том, чтобы Россия была слабой, голодной, несчастной. Тогда всё хорошо, тогда мы её любим и всё замечательно. А вот когда Россия пытается заявить о себе, как только Россия немножко повышает голос, немножко пытается восстановит историческую справедливость, почему-то это вызывает очень резкую реакцию. Не думаю, что есть плохие и хорошие, каждый делает своё дело и каждый решает на чьей стороне он будет находиться.

Как раскрасили Штирлица?

Неоднократно разговор возвращался к теме экранизации произведений Юлиана Семёнова, в частности романа «Семнадцать мгновений весны», за что писатель даже не получил никакой награды. Его, сценариста, человека, который подобрал всю хронику для картины и очень много работал с исполнителем главной роли Вячеславом Тихоновым, просто не включили в список награждённых, что Юлиан Семёнович, по словам его дочери, очень переживал поначалу. Картину «Исаев», снятый Урсуляком, она оценивает как значительно более слабую, чем «Семнадцать мгновений весны». А раскраску последний считает ужасной:

— Это варварство. Нас никто не спросил. Мы, к сожалению, не имеем прав на это произведение. К сожалению всё решили без нас. Это ужасно! «И Штирлиц такой голубой», — шутят в народе. Розовый Мюллер, голубой Штирлиц — это безнравственно. Ведь фильм так и задумывался. Тогда уже можно было снимать в цвете, и Юлиану Семёновичу предлагали, но он не хотел, поскольку считал, что специфика фильма такова, что необходима хроникальность для придания большей достоверности. Зачем было раскрашивать?

А на днях Ольга Семёнова подписала соглашение с хорватским продюсером, который «мечтает» снять сериал по роману «Альтернатива» о трагических событиях на территории Югославии в годы Второй мировой войны. Причём он хочет сделать это совместно с Россией.\

Существует ли «проклятие» Янтарной комнаты?

— Как же не верить в «проклятие Янтарной комнаты», если каждый, кто прикасался к истории Янтарной комнаты, заканчивал в морге. Хранитель кёнигсбергских городских собраний Альфред Роде и его жена внезапно умирают в декабре 1945 года. Погиб и советский военный Иван Курица, заинтересовавшийся Янтарной комнатой. Как только он стал допрашивать свидетелей, кто-то заботливо протянул железную проволоку поперёк дороги, по которой он ехал на мотоцикле, и ему срезает голову, а свидетеля вскоре находят задушенным. Не всё понятно со смертью гауляйтера Восточной Европы Коха.

Как только тот заикнулся следователю в польской тюрьме, что он, может быть, мог бы помочь найти Янтарную комнату, Кох тоже скончался.

Папе, когда он занялся поисками Янтарной комнаты, поступали анонимные звонки: «Прекратите заниматься этим делом». При том, что папа встречался с нацистскими преступниками, такими, как штандартенфюрер СС Карл Вольф и рейхсминистр Альберт Шпеер, эти угрозы надо было принимать весьма серьёзно.

Будучи собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Западной Европе и живя в течении трёх лет в Бонне, папа заинтересовался поиском культурных ценностей, похищенных во время Второй мировой войны, в частности — Янтарной комнатой. Он создал Комитет за честное отношение к оказавшимся на Западе российским культурным ценностям, в который вошли Марк Шагал, Жорж Сименон, барон Эдуард фон Фальц-Фейн, замечательный русско-немецкий меценат, а также простой фермер из Штелле Георг Штайн, который воевал, был ранен, который говорил: «Мы, немцы, виноваты перед русскими. Я должен помочь загладить вину». И он нашёл уникальную коллекцию псковских икон и вернул её в Советский Союз. Он тоже искал Янтарную комнату и тоже не избег «проклятия».

Георга Штайна не стало вскоре после того, как тот позвонил папе и сообщил, что едет в Норвегию, выяснив, что в 1945 году из Норвегии в Латинскую Америку вышли два немецких корабля. И как его не стало! Якобы покончил жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Его тело нашли связанным в лесу 20 августа 1987 года со вспоротым животом, и немецкая полиция констатировала: «Господин Штайн покончил жизнь самоубийством путём харакири».

Далее немецкий учёный из ГДР Пауль Энке, написавший книгу «Репортаж Янтарной комнаты». Как только он стал, возможно, подходить к каким-то ответам, тоже в 1987 году, выпив чашечку кофе после работы в архиве, попал в больницу со страшным воспалением поджелудочной железы и умер. И в тот же день с тем же диагнозом в больнице оказался немецкий журналист Георг Дитер, хотевший поделиться какой-то информацией с Энке. Он чудом выжил. Как всё это объяснить?

Каким он папой был?

Журналистов интересовали семейные связи и предания Ольги Семёновой, а она, её отец и мать из очень непростых семей. У старшей дочери Юлиана Семёнова, Дарьи, проявился талант к живописи, унаследованный по маминой линии от прапрадеда В.И. Сурикова и прадеда П.П. Кончаловского.

— Дарья рисует с трёх лет, — рассказала Ольга Юлиановна, — поступила в Институт им. Сурикова, причём поступила со второго раза, первый раз её завалили. Она не сдалась. И поступила на ура, и диплом получила, и получила потом премию в Салоне парижских художников, и картины её покупала даже Третьяковская галерея. Дарья пишет, и дай ей Бог вдохновения и времени написать всё, о чём она мечтает, ведь проблема талантливого человека — страх не успеть.

А на мне природа слегка отдыхает, но я стала журналистом, публицистом, написала две книжки о Париже. Очень люблю этот город. А мой сын Юлиан реализовал мечту моей бабушки, Натальи Петровны Кончаловской. Она страстно мечтала, чтобы её первый супруг Алексей Алексеевич Богданов, мой дедушка, стал пианистом. Не получилось. Он не хотел концертировать. Она хотела сделать пианистов из своих талантливых сыновей — не получилось. Она купила пианино для меня. Не получилось. Я измучила инструмент. А через сто лет Юлиан реализовал её мечту. Он недавно дал свой первый концерт в церкви Сент-Мэри в Париже, и я очень надеюсь, что в мае, на День Победы, он приедет в Москву, потом мы поедем в Выборг, где готовится выставка, посвящённая творчеству его великого деда, и там он сыграет в память о деде, моём папе.

Ольга Юлиановна поддерживает тесные личные и творческие контакты со своей знаменитой роднёй по линии второго брака Н.П. Кончаловской, в котором та была замужем за Сергеем Михалковым, особенно с актёром и кинорежиссёром Никитой Михалковым и его дочерью Анной, своей двоюродной сестрой. Об отце она говорит с умилением:

— Юлиан Семёнович был невероятно, нереально добрым человеком. Добряк без всякого наигрыша. Не знаю, где таких делают. Причём он таким был с детства. По рассказам его кузины, Галины Михайловны Тарасовой, следователя, героини «Петровки, 38», которая будучи чуть старше, присматривала за шестилетним Юлианом, он сначала дарил друзьям по даче на Сходне свои игрушки, а потом подбегал к ней и говорил: «А можно я подарил?». В этом он весь. Это его жизненная установка.

И папой, по словам Ольги Юлиановны, он был замечательным. Детей воспитывал «в большом добре», никогда не наказывал, считая, что пугать ребёнка, кричать на него, пороть его — это «путь в трусость», а человек трусливый обречён быть несчастным.

— Один раз он меня сильно дёрнул за руку — куда-то я бежала, куда нельзя было бежать — я описалась от ужаса, и больше он этого не делал, даже голоса никогда не повышал. Он нас с сестрой очень уважал, уважительно с нами разговаривал. Никогда не скажет: «Замолчи! Что за глупость ты говоришь?». А глупостей мы ему, как и все дети, говорили массу. Я очень ценю это сейчас, понимая, что это великолепный багаж на всю оставшуюся жизнь. Заряд его доброты остался со мной, с сестрой, и мы это бережём как зеницу ока, — признаётся Ольга Юлиановна.
 

Комментарии

13.09.2023, 09:00 où acheter du norventyl sans ordonnance
I'm extremely inspired together with your writing talents as
neatly as with the layout on your weblog. Is this a paid subject matter or
did you modify it yourself? Anyway keep up the nice
quality writing, it is rare to see a nice weblog like this one nowadays..

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Ольга Семенова

Первым гостем нового 2018 года в рижском клубе «Культурная линия» стала Ольга Семенова - дочь знаменитого советского писателя Юлиана Семенова, журналист, публицист, актриса по…… →

Фото
Видео
Аудио
Статьи