События

«Кривизну твою исправлю»

Марина Лаврова, "Аргументы и факты в Молдове" Источник (ссылка откроется в новом окне)

Рейн Мюллерсон – о меритократии, мировом праве и «Европейском концерте»

«Европа в новой большой шахматной игре – игрок или шахматная доска?» Для обсуждения этого вопроса, одного из острейших в мире, общественная организация Dialogum и Международный медиаклуб «Формат А3» пригласили в Кишинёв известного юриста-международника Рейна Мюллерсона. Бывший президент Института международного права (Institut de Droit International), почётный профессор и президент Академии права Таллиннского университета с 90-х годов живёт и работает в Лондоне.

Логика абсурда

– Господин Мюллерсон, что, на ваш взгляд, ослабляет Европу как участника большой игры?

– Одна из главных проблем – это значительный разрыв между политическими элитами и народными массами. Элиты в основном стремятся к большей интеграции в ЕС, а народы практически во всех странах к ней относятся не очень хорошо. Но чтобы стать самостоятельным игроком, Евросоюз должен стремиться к большей степени объединения – но не по мелочам, как сейчас, регулируя кривизну огурцов и бананов. В установлении этих стандартов порой доходят до абсурда, например нельзя перевозить скот на бойню в душных вагонах. А мне припомнилось одно невероятно душное лето в Англии, когда невозможно было ездить в метро в часы пик. Но никто не запрещает перевозить людей – в отношении прав человека таких стандартов не существует. Или устанавливается количество жиров в продуктах питания. Но эстонцы любят более жирную пищу, чем, к примеру, французы. И когда Эстония стала членом ЕС, по этому поводу было много страданий. Но! При этом отсутствует интеграция оборонная, не решаются проблемы безопасности, бесконтрольной миграции людей из стран Африки, Ближнего Востока.

– Всё-таки Европа – игрок или шахматная доска?

– У Европы есть потенциал, Евросоюз в ближайшее время не распадётся. Но существует реальная опасность утраты самостоятельной роли – даже не столько политической, сколько экономической. Чтобы не стать только шахматной доской для США, Китая, Индии и других развивающихся игроков, страны ЕС должны интегрироваться в действительно важных областях.

В вагон к гегемону?

– Как изменилась расстановка сил в мире в последние годы?

– В 1990-х был однополярный мир с полюсом в США. Сейчас стал многополярным, появились новые центры: Китай, Россия, которая была в нокдауне после перестройки, Индия и даже Иран. И так бывает всегда, как свидетельствует история. Когда появляется один гегемон, маленькие страны типа Молдовы, Эстонии прыгают к нему в последний вагон, а крупные государства противостоят, чтобы его уравновесить. Именно такой процесс происходит сейчас. На мой взгляд, миру необходимо что-то наподобие Венского конгресса 1814-1815 годов, созванного для решения вопросов о послевоенном устройстве. Тогда началась эпоха «Европейского концерта» – баланса сил между пятью крупными европейскими государствами, которые практически сотню лет – с 1815 по 1914 годы – сохраняли на континенте относительный мир. Этот баланс необходим. И тогда маленькие страны могут развивать свою экономику, торгуя и с Евросоюзом, и с Россией, и с Китаем. Кстати сказать, у китайцев есть программа «1 + 17»: Китай плюс государства Восточной и Центральной Европы – страна инвестирует в них. Конечно, Евросоюзу и США это не нравится. Но приходится считаться.

– Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни и в значительной степени заменили средства массовой информации. Это плюс или минус?

– Действительно, СМИ перестали играть прежнюю роль в формировании общественного мнения. Поэтому значительно сократилась возможность манипулирования людьми, как это делалось раньше. Такое положение возмущает политическую и медийную элиту западных стран. Еще недавно считалось, что интернет – благо, потому что подрывает авторитарные режимы в Китае, России, Иране и в других странах. Да, это тоже может быть. Но получилось и наоборот: сократилась возможность более утончённого промывания мозгов, которое практиковалось на Западе. Поэтому у властей США – противодействие «фейсбуку». Хотя это и американское изобретение, но оно действует уже против интересов политической элиты США.

Право неправых

– Как юрист-международник верите ли вы в главенство международного права?

– Ещё в 1990-е годы я наивно верил в господство такого права в политике. Сейчас уже нет. Как известно, абсолютная власть и коррумпирует абсолютно, и это верно в международных отношениях. В 1990-х существовала абсолютная власть США, они по сути и разрушили международное право. И стремились создать мировое право, мировое правительство. Но я считаю, что это невозможно, мир слишком велик и разнообразен для того, чтобы такие структуры могли существовать. Международное право – это совсем другое: согласование воль, компромиссов, возможностей сосуществования для разных экономических, социальных, политических систем.

– А с международным уголовным правом, надеюсь, получше?

– Для примера возьмём югославский трибунал. Те, кого посадили за военные преступления против человечества, возвращаются домой героями. В отдельно взятой стране преступник – преступник в глазах всего общества. А в плане международного уголовного права получается, что крупные преступники становятся героями в глазах своих народов. С другой стороны, африканские страны начинают выходить из международного уголовного суда, потому что практически все обвиняемые в нём – африканские лидеры. Получается, что белые вновь судят чёрных, как в колониальные времена. Хотя это наверняка совсем не так, но именно так оно выглядит.

Это вам не Самоа!

– Как можно решить проблему Донбасса и Луганска?

– Она очень сложна с точки зрения внутренних украинских причин. Украину нельзя тянуть ни на Восток, ни на Запад – она разорвётся, бедная, пополам. Об этом писали многие, и я в том числе. Ведь исторически Украина была частью различных империй, и население её очень неоднородно. Станет частью евроинтеграции – уйдёт восток страны, станет частью Евразийского экономического сообщества – Киев и западная часть против. Когда начались переговоры по поводу ассоциации между Евросоюзом и Украиной, Россия предложила стать их участником. Что, с моей точки зрения, правильно. Например китайцы, когда ведут переговоры с Казахстаном, информируют Россию, чтобы её не нервировать. А Евросоюз ответил России: «Не ваше дело!» Россию послали подальше, и вот что в результате получилось. Я практически убеждён, что Россия не хочет ни Донбасса, ни Луганска – это головная боль. Но, с другой стороны, она против того, чтобы Украина стала частью так называемой евроинтеграции. Ведь как осуществляется эта интеграция: все новые страны Евросоюза параллельно вступают и в НАТО. А это уже не экономика, а безопасность, угроза России. НАТО и есть антироссийская военная организация. Понятно, что Россия будет делать всё, чтобы Украина не вступила в НАТО. И пока тому нет твёрдых гарантий, проблема Донбасса и Луганска вряд ли может быть вскоре решена. Вы же понимаете: если бы Украина не была соседом России, вряд ли бы американцы думали сильно о ней – не более чем о Западном Самоа.

– Вы известны своей критикой либеральной демократии. Чем она провинилась?

– Понятия либерализм и демократия не всегда совместимы. Чем больше либерализма, свобод, тем меньше демократии. Ведь в первую очередь пользуется свободами, особенно экономическими, тот, у кого есть сила и средства. То же происходит и в международных отношениях. США были инициатором и продвигали глобализацию, особенно экономическую, потому что это им выгодно. Сейчас Фрэнсис Фукуяма, американский политолог, политический экономист, утверждает, что после либеральной демократии не будет никакого другого строя. Но китайская меритократия демонстрирует альтернативы, при которых более успешно решаются многие вопросы, чем при либеральной демократии.

ДОСЬЕ

Рейн Мюллерсон родился 23 марта 1944 года в г. Дудергофе Ленинградской области. Советский и эстонский правовед; доктор юридических наук. Окончил юридический и филологический факультеты МГУ. Работал в Институте государства и права Академии наук. В 1988-92 гг. – член Комитета ООН по правам человека. В 1991-92 гг. – первый заместитель министра иностранных дел Эстонии. В Лондоне был избран профессором столетия Лондонской школы экономики и политических наук и заведующим кафедрой международного права Лондонского Королевского колледжа.

КСТАТИ

Мир на пороге краха?

Член влиятельного Бильдербергского клуба, который нередко называют мировым правительством, Линдси Уильям сделал предсказание для человечества. По его словам, в ближайшее время ничего хорошего в экономической сфере нас не ждёт. Мировые банки готовятся к глобальному краху, поэтому инвестировать надо не в доллар и евро, а в драгметаллы – золото и серебро. Экономический кризис приведёт к тому, что люди станут жить чуть ли не на уровне «крестьянского быта», человечество ждёт крайняя нищета. Уильямс также говорит о том, что США в случае войны с Россией или Китаем никогда не одержат победу, и объясняет почему. Россия – крупнейший производитель нефти и газа, а в Китай Штаты переместили всю свою перерабатывающую промышленность, также Поднебесная производит 80% компонентов для армии США.

Ваш комментарий

Чтобы оставить комментарий

войдите через свой аккаунт в соцсети:

... или заполните форму:

Ваше имя:*

Ваш адрес электронной почты (на сайте опубликован не будет):

Ссылка на сайт:

Ваш комментарий:*


Рейн Мюллерсон

Молдова, как и многие другие маленькие страны, втянута в мировую геополитическую игру не по своей воле, а в силу географического расположения. 26 февраля общественная организации Dialogum и…… →

Фото
Видео
Статьи